ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью) |
Кафедры - "Педагогика и психология" |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
44.03.02 Психолого-педагогическое образование |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психология и педагогика дошкольного образования |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание № 3
по учебному курсу « Образовательная среда в дошкольной организации »
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | Аптрейкина Елизавета Алексеевна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбп-2001б | |
| | |
Преподаватель | Анфисова Светлана Евгеньевна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Характеристика принципов развивающей предметно-пространственной среды
в дошкольной образовательной организации
Авторы | Название принципа | Характеристика принципа | Пример реализации данного принципа |
Исследования В.В. Давыдова и В.А. Петровского | Пространственно-предметный компонент | Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязнные жизненные моменты; Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого. | Чем богаче наполнена среда, тем больше у ребенка средств к развитию. Разнообразие игрового материала, обучающего материала, мебели, атрибутов к играм способствует расширению кругозора детей в игре. Деятельность ребенка динамична и сменяет друг друга. В этой связи игровую, продуктивную и коммуникативную деятельность можно интегрировать в один компонент. Поэтому зону чтения худ. Лит-ры располагают в близости от социально-коммуникативноой, игровой, творческой зоны, зону продуктивной деятельности непосредственно в близости от книжного уголка и игровой зоны. Зону безопасности рядом с зоной конструктивных игр, машинок,зону с содержанием трудового инвентаря рядом с уголком дежурств. Наличие модулей, переносного игрового оборудования способствует обогащению сюжета игры, вынос игровых действий за пределы группового помещения |
Психодидактический компонент | Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития. | Ребенок развивается в деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, творческой. Организованная деятельность способствует развитию коммуникативных качеств личности, что обеспечивает здоровый психологический климат в детском коллективе. Разносторонее развитие личности ребенка через правильно организованную игровую и образовательную деятельность, через внесение достаточного разноообразия игрового и стимульного материала обеспечивает личностное саморазвитие ребенка. Наполненность развивающей среды способствует развитию познавательной сферы детей через организованную совместную деятельность с педагогом и через самостоятельную деятельность | |
Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского | Принцип дистанции, позиции при взаимодействии | Ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует становлению оптимального контакта с детьми. | Предметно-пространственное планирование группового помещения должно соответствовать количеству детей и их возрастной группе. Дети должны свободно передвигаться по группе, игровая мебель, иллюстрации, мольберты должны быть внесены на уровне глаз детей. |
Принцип активности, самостоятельности, творчество | Позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком | Внесение природного и бросового материала,книг, иллюстраций, энциклопедий детьми в зоны: познавательного развития, художественного развития, зона экспериментально-исследовательской деятельности | |
Принцип стабильности-динамичности | позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения. | Мягкие объемные модули для создания детьми различных конструкций, передвижное игровое оборудование | |
Принцип комплексирования и гибкого зонирования | даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу | Зонирование зоны худ.литературы в соседстве от зоны театрализованных игр и творческой деятельности детей. Дети прочитали эпизод из сказки, поиграли в сказку, нарисовали свои впечатления | |
Принцип учета половых и возрастных различий детей | Позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий | Планирование зон таким образом, что бы каждый ребенок мог играть в то, что ему интересно исходя из гендерных предпочтений. Мальчики играют в конструктивные игры, машинки, девочки в парикмахерскую, семью, кукол | |
Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов | Визуальное оформление предметной среды | Наличие декоративных элементов определяющих зону развития, эстетичность игр и игрушек, наличие системы хранения материалов и атрибутов для придания эстетичности зоне, отсутствие захламленности | |
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого | Позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта. | Наличие сенсорной комнаты, уголков уединения, зоны релаксации | |
Принцип открытости – закрытости | предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей | Зоны развития должны наполняться с учетом приоритетов каждого ребенка | |
Принцип безопасности и гигиеничности среды | Обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей,соответствие ростовым и возрастным особенностям детей. | Мебель должна соответствует требованиям и подбираться по астрометрическим показателям, должна быть прикручена, без надломов и трещин. Игрушки должны быть целыми, из безопасных материалов. Детям ясельного возраста исключить игрушки мелкого размера, железные, острые, не сертифицированные, потому что могут быть с ядовитыми красителями |