Файл: образовательная среда в дошкольной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)

Кафедры - "Педагогика и психология"

(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология и педагогика дошкольного образования

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание № 3
по учебному курсу « Образовательная среда в дошкольной организации »

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

Аптрейкина Елизавета Алексеевна







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп-2001б













Преподаватель

Анфисова Светлана Евгеньевна







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

Характеристика принципов развивающей предметно-пространственной среды

в дошкольной образовательной организации


Авторы

Название принципа

Характеристика принципа

Пример реализации

данного принципа

Исследования

В.В. Давыдова и

В.А. Петровского

Пространственно-предметный компонент


Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;


Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязнные жизненные моменты;

Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.


Чем богаче наполнена среда, тем больше у ребенка средств к развитию. Разнообразие игрового материала, обучающего материала, мебели, атрибутов к играм способствует расширению кругозора детей в игре.
Деятельность ребенка динамична и сменяет друг друга. В этой связи игровую, продуктивную и коммуникативную деятельность можно интегрировать в один компонент. Поэтому зону чтения худ. Лит-ры располагают в близости от социально-коммуникативноой, игровой, творческой зоны, зону продуктивной деятельности непосредственно в близости от книжного уголка и игровой зоны. Зону безопасности рядом с зоной конструктивных игр, машинок,зону с содержанием трудового инвентаря рядом с уголком дежурств.
Наличие модулей, переносного игрового оборудования способствует обогащению сюжета игры, вынос игровых действий за пределы группового помещения



Психодидактический компонент


Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.


Ребенок развивается в деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, творческой. Организованная деятельность способствует развитию коммуникативных качеств личности, что обеспечивает здоровый психологический климат в детском коллективе.

Разносторонее развитие личности ребенка через правильно организованную игровую и образовательную деятельность, через внесение достаточного разноообразия игрового и стимульного материала обеспечивает личностное саморазвитие ребенка. Наполненность развивающей среды способствует развитию познавательной сферы детей через организованную совместную деятельность с педагогом и через самостоятельную деятельность


Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии


Ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует становлению оптимального контакта с детьми.


Предметно-пространственное планирование группового помещения должно соответствовать количеству детей и их возрастной группе. Дети должны свободно передвигаться по группе, игровая мебель, иллюстрации, мольберты должны быть внесены на уровне глаз детей.


Принцип активности, самостоятельности, творчество


Позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком


Внесение природного и бросового материала,книг, иллюстраций, энциклопедий детьми в зоны: познавательного развития, художественного развития, зона экспериментально-исследовательской деятельности


Принцип стабильности-динамичности


позволяет трансформировать
пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.



Мягкие объемные модули для создания детьми различных конструкций, передвижное игровое оборудование


Принцип комплексирования и гибкого зонирования


даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу


Зонирование зоны худ.литературы в соседстве от зоны театрализованных игр и творческой деятельности детей. Дети прочитали эпизод из сказки, поиграли в сказку, нарисовали свои впечатления


Принцип учета половых и возрастных различий детей


Позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои
склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных
категорий



Планирование зон таким образом, что бы каждый ребенок мог играть в то, что ему интересно исходя из гендерных предпочтений. Мальчики играют в конструктивные игры, машинки, девочки в парикмахерскую, семью, кукол


Принцип эстетической организации среды, сочетания
привычных и
неординарных элементов


Визуальное оформление предметной среды


Наличие декоративных элементов определяющих зону развития,
эстетичность игр и игрушек, наличие системы хранения материалов и атрибутов для придания эстетичности зоне, отсутствие захламленности


Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия каждого ребенка и взрослого

Позволяет осуществлять
личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.

Наличие сенсорной комнаты, уголков уединения, зоны релаксации

Принцип открытости – закрытости


предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей


Зоны развития должны наполняться с учетом приоритетов каждого ребенка


Принцип безопасности и гигиеничности среды


Обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей,соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.


Мебель должна соответствует требованиям и подбираться по астрометрическим показателям, должна быть прикручена, без надломов и трещин. Игрушки должны быть целыми, из безопасных материалов. Детям ясельного возраста исключить игрушки мелкого размера, железные, острые, не сертифицированные, потому что могут быть с ядовитыми красителями