Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о понятии государства является весьма сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено, с одной стороны, сложностью и многогранностью самого государства как явления, а с другой – неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.

Государство представляет собой совокупность людей, объединенных в одно целое под покровительством установленного ими общего права, создающего судебные дела, уполномоченного разрешать споры между ними и наказывать преступников. Государство отличается от всех других форм коллективности (семьи, владений господ) тем, что оно воплощает в себе только политическую власть, то есть право создавать законы, регулирующие и сохраняющие собственность во имя общественных благ, и право использовать власть общества для обеспечения соблюдения этих законов и защиты государства от внешних посягательств[1].

Развитие общества и всех его институтов, в том числе и государства, - это естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам.

Объектом исследования данной работы - государство, как особая форма организации общества, которая отличается от других организации по определенным признакам.

Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства.

Данная курсовая работа состоит из: введения, трех глав и заключения.

В первой главе, рассмотрим основные причины для происхождения и возникновения государства. Вкратце изучим различные теории происхождения государства. Во второй главе, рассмотрим различные мнения ученых, философов о понятие и о сущности государства. Как определить, что эта страна является государством? В третьей главе рассмотрим важные признаки государства.

Основным источником стал учебник Теории государства и права Морозовой Людмилы Александровны. Это доктор юридических наук, профессор, в ее учебниках собраны разные исследования по теории государства и права, а также все написано и объяснено очень понятным и простым языком. Поэтому для меня это очень хороший источник знаний, из которого я очень много взяла для данной работы. А также работы Кашиной Т.В., Петражицкого Л.И, и Оксамытный В.В.


1. Основания для происхождения государства. Теории возникновения государства

1.1 Основания для происхождения государства

Общество возникло гораздо раньше государства, начальным этапом процесса происхождения государства был первобытнообщинный строй, он был самым длительным по времени этапом в истории человечества.

Как только появилось общество, сразу же возникла потребность в управлении. Каждый член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором.

Для первобытного строя были характерны следующие черты[2]:

- наличие примитивных орудий, неспособность человека без помощи рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но, даже работая совместно, они не могли произвести больше, чем потребляли. Излишков продуктов не было, не было и частной собственности, деления на богатых и бедных, все были равны. Все взрослое население и мужчины, и женщины имели право участвовать в обсуждении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Общественная власть в первобытном обществе обладала следующими чертами:

- была основана на семейных отношениях, родовых общинах, объединение людей по крови, общности имущества и труда. Роды образовывали более крупные объединения – фратрии, племена, союзы племен.

Социальная власть распространялась в рамках рода и была непосредственно общественной, опиралась на авторитет, уважение, традиции, осуществлялась как обществом (родовые собрания), так и его представителями (старейшинами, вождями) которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности.

Важным этапом в развитии первобытного общества и переходе от догосударственного состояния к государственности явилась неолитическая революция. Сущность революции состояла в переходе от присвающего хозяйства к производящему. Отраслями присвающего являлись – охота, рыболовство, собирательство, в результате неолитической революции человек переходит к земледелию, скотоводству, а затем ремеслу и торговле.

Считается, что именно неолитическая революция явилась толчком к трем разделениям общественного труда, отделению скотоводства от земледелия, выделению ремесла, выявлению торговли, а также привела к резкому росту населения, появлению городов, увеличению производимого продукта и появлению имущественных излишков. У некоторых народов, переходом от догосударствености к государству явилась военная демократия. Для данного этапа характерно то, что родоплеменная верхушка уже возвысилась над рядовыми общинниками, но власть вождя еще была выборной и временной, например, на время военных походов.


Возникновение государства это не одномоментный акт, а длительный исторический процесс, который не зависит от желания конкретных лиц, является результатом внутреннего развития общества, а не силой навязанной ему извне, однажды возникнув, как правило, уже не исчезает. Процесс возникновения государства у различных народов отличался определенным своеобразием, классики марксизма свели это многообразие к трем основным формам: Афинской, Римской, Германской[3].

Афинская форма являлась классической, не осложненной внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой. Государство возникло вследствие появления частной собственности разделения общества на классы. Образовалась политическая власть с законодательными, завещательными и исполнительными органами, постоянным войском, полицией, стражей, тюрьмами.

В Древнем Риме процесс возникновения государства осложнился борьбой внутри господствующего класса между (римской родовой знатью) патрициями и плебеями - свободными людьми из населения покоренных территорий, но стоявших вне римских родов и не считающихся частью римского народа. Владея земельной собственность, плебеи были обязаны платить налоги и отбывать военную службу, не могли занимать должности, пользоваться и распоряжаться римскими землями. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.

У Германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев и собрание знати, а власти вождей в королевскую власть. Ряд ученых придерживается мнения, что Германия, Россия и др. государства возникли не как феодальные (закрепление крестьянства и крупной частной собственности на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохранял свободу и собственности на землю).

На Востоке распространение получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай). На образованные здесь государства ни оказали существенного влияния частная собственность и классовое разделение. Наоборот само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка в государственный аппарат. Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных общества социальных работ, строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, строительство плотин[4].


Итак, причины происхождения государства – это[5]:

1) необходимость единого руководства

2) потребность в масштабных работах

3) необходимость поддержания общественного порядка

4) необходимость ведения военных действий и организация защиты.

5) разделение труда

6) совершенствование орудий труда

7) деление людей на классы (излишки производства, появление частной собственности)

Для контроля над людьми, для предотвращения классовой вражды выделяется новая организация - Государство. Ф. Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом.

Причины возникновения государства:

1. переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2.разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3.появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4. появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества.

1.2 Теории происхождения государства

Согласно учебнику Теории государства и права Морозовой Л.А, выделяют следующие теории[6]:

1. Потестарная теория (кризисная)— утверждает, что государство не было навязано обществу извне; оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производящей, в результате изменения материальных условий жизни общества. Образование государства шло постепенно, в течение длительного времени. Становление и развитие классов и государства идет параллельно, поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулировало появление классов. Раннеклассовое общество защищало интересы всего общества, всех его слоев; позже проявилась классовая природа государства.

2. Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов "тео" - бог и "логос" -учение, т.е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. В сохранившихся литературных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая четко выражена идея божественного происхождения государства. Наиболее широкое распространение эта теория получила в Средневековье.


Главной ее направленностью было обоснование превосходства церковной власти над светской. Представители: Иосиф Волоцкий, Фома Аквинский, Жан Маритен, Ф,Лебюфф, Д.Эйве

3. Патриархальная теория, истоки которой заложил еще Аристотель. Он, в частности, считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства. Но в наиболее полном виде эта теория получила обоснование в работе английского ученого Роберта Филмера "Патриархия, или Естественная власть короля" (XVII в.), где он доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама, унаследовали свою власть от него. В целом Р. Филмер трактовал возникновение государства как результат разрастания семей, соединения родов в племена, племен - в более крупные общности, вплоть до государства.

Позднее идеи Филмера использовались Г. Мэном, Э. Вестермарком, Д. Мэрдоком, а в России - Николаем Михайловским (1842- 1904).

В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций (551-479 до н.э.). Государство трактовалось им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Подданные должны быть преданы правителям (старшим), почтительными и слушаться во всем старших. Старшие же обязаны заботиться о младших, как это принято в семье[7].

4. Договорная, или естественно-правовая, теория в отдельных своих положениях зародилась еще в V-IV вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; 2) государство возникает в результате заключения общественного договора. К авторам данной теории относятся Г. Гроций (Голландия, 1583- 1645), главное сочинение которого "О праве войны и мира"; Т. Гоббс (Англия, 1588-1677), взгляды которого отражены в труде "Левиафан"; Дж. Локк (Англия, 1632-1704), изложивший свою позицию в работе "Два трактата о правлении"; Ж.Ж. Руссо (Франция, 1712-1778), написавший сочинение "Общественный договор"; А.Н. Радищев (Россия, 1749-1802).

Представители естественно-правовой теории по-разному толковали естественное состояние человечества до возникновения государства. Так, Т. Гоббс считал, что люди находились в положении "войны всех против всех" и, чтобы не уничтожить друг друга в этой войне, договорились и образовали государство. Ж.Ж. Руссо, напротив, полагал, что до образования государства люди жили хорошо ("золотой век" человечества), обладали прирожденными (естественными) правами и свободами. Однако после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По мнению Ж.Ж. Руссо, государство - изобретение богачей, которые обманом уговорили бедных объединиться в государство, якобы в интересах всего населения, чтобы жить лучше. На самом же деле богачи преследовали свои собственные интересы.