Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий – на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.
Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:
а) специально создается для управления обществом;
б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;
в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;
г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.
Итак, государство – это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями – армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.
Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.
Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии[23].
Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку. Но не только население разделяется по территориальному признаку, и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами[24].
Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, независимость и единство. Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории.
Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство:
а) распространяет свою власть на всю территорию страны;
б) определяет весь строй правовых отношений;
в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц;
г) регламентирует права, свободы и обязанности личности;
д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т. д.
Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве. Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам.
Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. В то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права. Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например между федерацией и ее субъектами[25].
Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению. Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности.
Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения. Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.
Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.
В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др[26].
Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным. С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.
В учебной литературе приводятся и другие дефиниции. Например, государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок[27].
Другое определение: «Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества[28]». Государство определяется также как публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории[29].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному, понятие государства можно рассматривать с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической и др. Это дает возможность выделить те или иные аспекты его характеристики, но не позволяет сформулировать универсальное его понятие.
Государство[30] — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.
Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство». «Страна» является близким, но не тождественным государству термином, как правило, понимаемым более широко, чем «государство». Крупнейшая международная организация, Организация Объединённых Наций, не имеет полномочий определять, является ли то или иное образование государством или нет, это вопрос международно-правового признания другими государствами и правительствами. Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 году только несколькими американскими государствами.
К основным признакам государства относятся[31]:
1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;
2) территориальную организацию населения;
3) государственный суверенитет;
4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;
5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.
Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства. Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев, Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки./Н.Н.Алексеев// М., 2010.
2. Алексеев, С.С. Теория государства и права./С.С.Алексеев// М., 2012.
3. А. С. Автономов, В. А. Попов Государство / А. С. Автономов, В. А. По-пов // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
4. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). 2-е изд. – Саратов, 2005
5. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник./А.Б.Венгеров// М.: "Омега-Л". 2017.
6. Восленский М. С. Гипотеза Виттфогеля // Номенклатура. — М.: «Захаров», 2005. — 640 с.
7. Дмитрук, Н.В. Теория государства и права. /Н.В. Дмитрук//М., 2012. С. 124.
8. Еллинек, Г. Общее учение о государстве./Г. Еллинек//СПб., 2008. С. 98.
9. Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права. /Н.М.Коркунов//СПб., 2008. С. 235.
10. Кашанина Т. В.. Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 325 c.. 2015
11. Комаров, С.А. Теория государства и права./С.А.Комаров// М.: "Инфра-М, Норма". 2014.
12. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. Теория государства и права: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), — 616 с.. 2002
13. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М., 2001
14. Манов, Г.Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теории государства./Г.Н.Манов// М., 2013.
15. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права./М.Н.Марченко// М., 2014.
16. Матузов, Н. И., Малько А.В. Теория государства и права./Н.И.Матузов, А.В.Малько// М., 2014.
17. Р. Т. Мардалиев Правоведение / Р. Т. Мардалиев. – Москва, Питер, 2010.-203 с.
18. Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 510 с.
19. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. М.: — 511 с.. 2012.
20. Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2 ч.Часть 1 / Л. И. Петражицкий. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 295 с. (Серия : Антология мысли).
21. Пиголкин, А.С. Теория государства и права./А.С. Пиголкин// М.: "Юрайт-Издат". 2017г.
22. Сырых, В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов./ В.М.Сырых//М.: "Юстицинформ". 2016. С. 704
23. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права./В.Н.Хропанюк// М., 2016.
24. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права./А.Ф.Черданцев// М., 2013.
-
Р. Т. Мардалиев Правоведение / Р. Т. Мардалиев. – Москва, Питер, 2010.-с. 85. ↑
-
Кашанина Т. В. Происхождение государства и права/Учебное пособие.- М.: - 325 c. 2015-85с. ↑
-
Оксамытный В.В.. Общая теория государства и права. М.: — 511 с. 2012-64с. ↑
-
Оксамытный В.В.. Общая теория государства и права. М.: — 511 с. 2012-66с. ↑
-
Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – с. 39 ↑
-
Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – с. 38. ↑
-
Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – с. 39 ↑
-
Л.А. Морозова Теория государства и права: учебник /Л. А.Морозова.- 4-е изд.,-Москва: 2010. – с.40 ↑
-
Л.А. Морозова Теория государства и права: учебник /Л. А.Морозова.- 4-е изд.,-Москва: 2010. – с.39 ↑
-
Л.А. Морозова Теория государства и права: учебник /Л. А.Морозова.- 4-е изд.,-Москва: 2010. – с.39 ↑
-
Петражицкий, Л. И.Теория права и государства в связи с теорией нравственности./М:,2018.-94с. ↑
-
Петражицкий, Л. И.Теория права и государства в связи с теорией нравственности./М:,2018.-94с ↑
-
Восленский М. С. Гипотеза Виттфогеля // Номенклатура. — М.: «Захаров», 2005. — с.35 ↑
-
Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – с.45 ↑
-
Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – с.46 ↑
-
Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник./А.Б.Венгеров// М.: "Омега-Л". 2017-56с. ↑
-
Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник./А.Б.Венгеров// М.: "Омега-Л". 2017-59с ↑
-
Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 47 с. ↑
-
Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 48 с. ↑
-
Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 51 с. ↑
-
Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 46-48с. ↑
-
Оксамытный В.В.. Общая теория государства и права. М.: — 203 с.. 2012. ↑
-
Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 46-48с. ↑
-
Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 46-48с ↑
-
Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 46-48с ↑
-
Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – 46-48с ↑
-
В. М. Корельски и проф. В. Д. Перевалов Теория государства и права: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА), — 616 с.2002 ↑
-
Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). 2-е изд. – Саратов, 2005 – с.70 ↑
-
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М., 2001-с.50 ↑
-
А. С. Автономов, В. А. Попов Государство / А. С. Автономов, В. А. По-пов // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017, с.279. ↑
-
Л.А. Морозова Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – с.244. ↑