Файл: Образовательнаяавтономнаянекоммерческаяорганизация высшегообразования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О б р а з о в а т е л ь н а я а в т о н о м н а я н е к о м м е р ч е с к а я о р г а н и з а ц и я
в ы с ш е г о о б р а з о в а н и я
«МОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Зинькович Надежда Юрьевна
Интернет-курс
«Производственный менеджмент»
Москва 2022
Тема 3. Нормативная база энергосбережения
Вопросы темы:
1.
Правовые основы энергосбережения
2.
Государственная политика в области энергосбережения: цели и задачи, основные принципы
3.
Энергетическая стратегия России
Изучив данную тему, студент должен
знать:
правовые основы в области энергосбережения
основные принципы структуры нормативно – правовой и нормативно – технической базы энергосбережения в РФ;
механизмы разработки и реализации нормативной базы энергосбережения на разных ровнях исполнительной власти;
иметь представление:
• об основных законах и подзаконных актах в области энергоэффективности и и энергосбережения в РФ;
уметь:
• осуществлять сбор первичной информации и анализировать ее при оценке потенциала энерго и ресурсосбережения различных объектов деятельности с использованием нормативной документации и современных методов поиска и обработки информации;
• принимать исполнительские решения согласно действующей правовой базы.
Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих
понятиях:
энергосбережение;
энергоэффективность;
энергетическая стратегия
Вопрос 1. Правовые основы энергосбережения.
Вопросы энергосбережения и энергетической эффективности на сегодняшний момент играют важную роль в развитии всех отраслей российской экономики. Без решения проблем в сфере энергосбережения невозможно дальнейшее развитие в любой сфере жизни общества. В связи с этим в рамках решения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской
Федерации возникла необходимость принятия законодательных актов, которые содержали бы конкретные механизмы регулирования вопросов энергосбережения, и, соответственно, стали бы необходимыми для перехода от декларативного к работающему Закону.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности все чаще оказываются в фокусе внимания как государства, бизнеса, так и бюджетных организаций, и граждан.
С одной стороны, эти вопросы сегодня являются важными условиями развития российской экономики и ее перехода к модели экологически устойчивого развития, а с другой, становятся элементами новых моделей потребления, новой этики в обществе.
Все чаще коммерческий сектор, для которого задача повышения энергоэффективности
– в первую очередь вопрос обеспечения конкурентоспособности и контроля себестоимости продукции, начинает видеть и другие эффекты этой деятельности, в том числе снижение негативного воздействия на окружающую среду и ограничение выбросов парниковых газов.
Федеральный закон №261-ФЗ
1
дает определение основным понятиям, используемым в сфере энергосбережения и энергетической эффективности, в частности:
энергосбережение
– реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
энергетическая эффективность – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Как указано в Государственных докладах о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности для российских организаций, ориентированных на достижение наилучших показателей в области энергоэффективности, было бы эффективным применять единый подход к системе управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на предприятии.
Энергетика Российской Федерации, основой которой является топливно- энергетический комплекс, вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально-экономическое развитие страны. В экономике страны топливно- энергетический комплекс занимает существенное место и играет роль базовой
1
Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-
ФЗ (последняя редакция)
инфраструктуры, основы формирования доходов бюджетной системы Российской
Федерации. ТЭК является крупнейшим заказчиком для других отраслей
2
Целью развития энергетики Российской Федерации является, с одной стороны, максимальное содействие социально-экономическому развитию страны, а с другой стороны, - укрепление и сохранение позиций Российской Федерации в мировой энергетике, как минимум, на период до 2035 года
3
Нормативно-правовая база, регулирующая сферу энергоэффективности
России, представлена документами на международном, федеральном и региональном уровнях.
Поставленные Президентом и Правительством Российской Федерации цели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в экономике
России охватывают все министерства и ведомства федерального, регионального и местного уровня органов исполнительной власти и отраслевых хозяйствующих субъектов. Минэнерго РФ является координатором и ответственным исполнителем
Программы
4
.
В 2008 году Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (далее – Указ Президента № 889) была определена цель – снизить к 2020 году энергоёмкость валового внутреннего продукта на 40% от уровня 2007 года.
Для этих целей указом предписано:
принять меры по техническому регулированию отраслей экономики, направленные на повышение энергетической и экологической эффективности;
подготовить нормативно-правовую базу на уровне федеральных законов, предусматривающих экономические механизмы, стимулирующие применять энергосберегающие технологии и формирующие ответственность за несоблюдение допустимых нормативов;
предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию энергосберегающих проектов.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации с 2019 года все сводные функции в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности находятся в ведении Минэкономразвития России, включая:
выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными и муниципальными учреждениями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации;
подготовку государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации;
создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования, включая выполнение функций оператора
ГИС
«Энергоэффективность»,
контроль за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетических обследований, ведение государственного реестра саморегулируемых
2
Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2016 г.
3
Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года
4
Государственный доклад «О состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации». – М.,2020. С. 117
Федерации. ТЭК является крупнейшим заказчиком для других отраслей
2
Целью развития энергетики Российской Федерации является, с одной стороны, максимальное содействие социально-экономическому развитию страны, а с другой стороны, - укрепление и сохранение позиций Российской Федерации в мировой энергетике, как минимум, на период до 2035 года
3
Нормативно-правовая база, регулирующая сферу энергоэффективности
России, представлена документами на международном, федеральном и региональном уровнях.
Поставленные Президентом и Правительством Российской Федерации цели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в экономике
России охватывают все министерства и ведомства федерального, регионального и местного уровня органов исполнительной власти и отраслевых хозяйствующих субъектов. Минэнерго РФ является координатором и ответственным исполнителем
Программы
4
.
В 2008 году Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (далее – Указ Президента № 889) была определена цель – снизить к 2020 году энергоёмкость валового внутреннего продукта на 40% от уровня 2007 года.
Для этих целей указом предписано:
принять меры по техническому регулированию отраслей экономики, направленные на повышение энергетической и экологической эффективности;
подготовить нормативно-правовую базу на уровне федеральных законов, предусматривающих экономические механизмы, стимулирующие применять энергосберегающие технологии и формирующие ответственность за несоблюдение допустимых нормативов;
предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию энергосберегающих проектов.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации с 2019 года все сводные функции в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности находятся в ведении Минэкономразвития России, включая:
выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными и муниципальными учреждениями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации;
подготовку государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации;
создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования, включая выполнение функций оператора
ГИС
«Энергоэффективность»,
контроль за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетических обследований, ведение государственного реестра саморегулируемых
2
Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2016 г.
3
Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года
4
Государственный доклад «О состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации». – М.,2020. С. 117
организаций в области энергетических обследований, установление требований к энергетическому паспорту, в том числе требований к его форме и содержанию, правилам направления копии энергетического паспорта в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
методическое обеспечение разработки и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также оценку их эффективности
5
В настоящее время в России процесс переформатирования политики энергосбережения и повышения энергоэффективности полностью не завершен, однако происходит постоянное обновление законодательной базы, в том числе на федеральном уровне.
Основной проблемой законодательства является его декларирующий характер и существующий ряд пробелов, мешающих решать задачи повышения энергоэффективности экономики. Среди них можно отметить: отсутствие четких правил осуществления контроля за соблюдением законодательства; недостаточный объем мер налогового, бюджетного, тарифного стимулирования энергосбережения; отсутствие полноценных нормативно-правовых актов в сфере энергосервиса; отсутствие адекватных измерителей энергетической эффективности в отношении оборудования.
5
Энергоэффективность. Общие положения. [Электронный ресурс]//Официальный сайт Министерства энергетики РФ. – Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/5195
(дата обращения: 18.12.2021)
методическое обеспечение разработки и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также оценку их эффективности
5
В настоящее время в России процесс переформатирования политики энергосбережения и повышения энергоэффективности полностью не завершен, однако происходит постоянное обновление законодательной базы, в том числе на федеральном уровне.
Основной проблемой законодательства является его декларирующий характер и существующий ряд пробелов, мешающих решать задачи повышения энергоэффективности экономики. Среди них можно отметить: отсутствие четких правил осуществления контроля за соблюдением законодательства; недостаточный объем мер налогового, бюджетного, тарифного стимулирования энергосбережения; отсутствие полноценных нормативно-правовых актов в сфере энергосервиса; отсутствие адекватных измерителей энергетической эффективности в отношении оборудования.
5
Энергоэффективность. Общие положения. [Электронный ресурс]//Официальный сайт Министерства энергетики РФ. – Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/5195
(дата обращения: 18.12.2021)
Вопрос 2. Государственная политика в области энергосбережения: цели и
задачи, основные принципы.
Стратегической целью государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности является рациональное использование энергетических ресурсов на основе обеспечения заинтересованности их потребителей в энергосбережении, повышении собственной энергетической эффективности и инвестировании в эту сферу.
В соответствии с энергетической стратегией России намечается существенное снижение энергоемкости экономики страны, что должно привести к сокращению к удельной энергоемкости ВВП - более чем в 2 раза к 2030 году.
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления:
требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов
запретов или ограничений производства и оборота товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность
обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;
требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
обязанности проведения обязательного энергетического обследования.
Приоритетами государственной энергетической политики Российской
Федерации являются:
гарантированное обеспечение энергетической безопасности страны в целом и на уровне субъектов Российской Федерации, в особенности расположенных на геостратегических территориях;
первоочередное удовлетворение внутреннего спроса на продукцию и услуги в сфере энергетики;
переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике;
развитие конкуренции в конкурентных видах деятельности топливно- энергетического комплекса на внутреннем рынке;
рациональное природопользование и энергетическая эффективность;
максимально возможное использование оборудования, имеющего подтверждение производства на территории Российской Федерации;
повышение результативности и эффективности всех уровней управления в отраслях топливно-энергетического комплекса;
максимальное использование преимуществ централизованных систем энергоснабжения
6
.
Основной вектор решений по совершенствованию государственной политики в области энергосбережения заключаются в переходе от преимущественно тарифной политики к разработке и внедрению современных механизмов повышения энергоэффективности. Имеются в виду следующие механизмы:
Включение в отраслевые стратегии и программы развития страны и регионов показатели в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
Формирование системы отраслевых справочников наилучших доступных технологий с последующим введением механизмов стимулирования их внедрения
6
Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р «Об Энергетической стратегии РФ на период до 2035 г.» [Электронный ресурс]//Информационно – правовой портал Гарант.ру. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74148810/
(дата обращения: 18.11.2021)
Включение индикаторов в области энергоэффективности в состав критериев для оценки эффективности органов управления наиболее крупных потребителей энергетических ресурсов из числа компаний с государственным участием
Разработка требований к технологиям и объектам, обеспечивающих постепенное ограничение использования энергетически неэффективных технологий, объектов и товаров с последующим ограничением их закупок и запретом на их использование
Установление критериев и целевых индикаторов энергетической эффективности в процессе тарифного регулирования субъектов естественных монополий
Стимулирование привлечения внебюджетного финансирования через корректировку правил выдачи субсидий из федерального бюджета и создание новой модели привлечения внебюджетных инвестиций в бюджетный сектор.
Правительством РФ выработаны ключевые механизмы государственной поддержки проектов в области энергоэффективности, которые направлены на поддержание отечественных производителей топливно – энергетических ресурсов, а также предприятий и организаций, функционирующих в любы сферах деятельности.
К таким механизмам относятся: субсидии на реализацию проектов по энергоэффективности являются: возмещение затрат на проценты по кредиту, лизинговые платежи, частичная компенсация стоимости оборудования, налоговые каникулы и другие.
Предлагается реализовать новые принципы системы распределения федеральных субсидий на проведение мероприятий по энергоэффективности. Её цель состоит в поддержке региональных программ с упором на стимулирование привлечения внебюджетного финансирования. При этом количество критериев для оценки региональных программ существенно сокращено. В связи с чем с 2015г. региональными и местными органами власти используются субсидии в целях возмещения понесенных расходов на энергосберегающие работы и оборудование, а не на софинансирование программ в целом. Производится контроль за целевым расходованием субсидий. Но расширяются полномочия субъекта в части определения направлений и расходования субсидий, отбора проектов и выдачи субсидий на конкретные цели.
В РФ принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон № 261-ФЗ), целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Впервые данным Федеральным Законом определены сроки обязательной установки приборов учета, ввода их в эксплуатацию и перехода на оплату энергоресурсов по фактическому потреблению. Для бюджетных учреждений поставлена задача обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребляемых энергоресурсов в течение пяти лет не менее чем на 15% от объема, фактически потребленного в 2009 году с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.
Для достижения указанных целей была принята государственная Программа
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
27.12.2010 № 2446-р, которая включает семь подпрограмм, которые конкретизируют задачи энергосбережения в электроэнергетике, теплоснабжении и системах
коммунальной инфраструктуры, в промышленности и других сферах экономики страны.
Основной целью реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях является снижение удельного расхода энергии на 1 кв. метр площади объектов этих учреждений на 15 процентов на I этапе (2011–2015 годы) и на 27 процентов за весь срок реализации Программы
7
С апреля 2014 года по настоящее время реализуется Постановление
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики». Целями Программы являются надежное, качественное и экономически обоснованное обеспечение потребностей внутреннего рынка в энергоносителях, энергии и сырье на принципах энергосбережения и энергоэффективности, а также выполнение обязательств по зарубежным контрактам.
Программа реализуется в 2 этапа:
первый этап: 1 января 2013 г. - 31 декабря 2018 г.;
второй этап: 1 января 2019 г. - 31 декабря 2024 г.
Важнейшими мероприятиями данной подпрограммы являются:
Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам;
субъектов Российской Федерации на реализацию региональных ;
программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Развитие механизмов финансовой поддержки реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Предоставление государственных гарантий по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, привлекаемым организациями;
Приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:
обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов;
создание благоприятной экономической среды для энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
поддержка стратегических инициатив в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Ожидаемые результаты реализации Программы: прирост инвестиций в основной капитал в топливно-энергетическом комплексе по итогам 2024 года должен составить 153,4 процента к уровню 2018 года
8
Также приняты следующие федеральные законы в сфере энергосбережения:
1.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
2.
Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
3.
Федеральный закон от 3 декабря 2011 года № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса».
На региональном (субъектов Российской Федерации) уровне деятельность в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения осуществляют:
7
Общие положения. Энергоэффективность. [Электронный ресурс]//Официальный сайт Министерства энергетики РФ. - Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/5195
(дата обращения: 15.02.2022).
8
Документы системы ГАРАНТ [Электронный ресурс]// Официальный сайт информационного - правового портала Гарант.ру. -Режим доступа: https://base.garant.ru/
(дата обращения: 10.01.2022)
Основной целью реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях является снижение удельного расхода энергии на 1 кв. метр площади объектов этих учреждений на 15 процентов на I этапе (2011–2015 годы) и на 27 процентов за весь срок реализации Программы
7
С апреля 2014 года по настоящее время реализуется Постановление
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики». Целями Программы являются надежное, качественное и экономически обоснованное обеспечение потребностей внутреннего рынка в энергоносителях, энергии и сырье на принципах энергосбережения и энергоэффективности, а также выполнение обязательств по зарубежным контрактам.
Программа реализуется в 2 этапа:
первый этап: 1 января 2013 г. - 31 декабря 2018 г.;
второй этап: 1 января 2019 г. - 31 декабря 2024 г.
Важнейшими мероприятиями данной подпрограммы являются:
Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам;
субъектов Российской Федерации на реализацию региональных ;
программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Развитие механизмов финансовой поддержки реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Предоставление государственных гарантий по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, привлекаемым организациями;
Приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:
обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов;
создание благоприятной экономической среды для энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
поддержка стратегических инициатив в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Ожидаемые результаты реализации Программы: прирост инвестиций в основной капитал в топливно-энергетическом комплексе по итогам 2024 года должен составить 153,4 процента к уровню 2018 года
8
Также приняты следующие федеральные законы в сфере энергосбережения:
1.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
2.
Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
3.
Федеральный закон от 3 декабря 2011 года № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса».
На региональном (субъектов Российской Федерации) уровне деятельность в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения осуществляют:
7
Общие положения. Энергоэффективность. [Электронный ресурс]//Официальный сайт Министерства энергетики РФ. - Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/5195
(дата обращения: 15.02.2022).
8
Документы системы ГАРАНТ [Электронный ресурс]// Официальный сайт информационного - правового портала Гарант.ру. -Режим доступа: https://base.garant.ru/
(дата обращения: 10.01.2022)