Файл: Образовательнаяавтономнаянекоммерческаяорганизация высшегообразования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
орган исполнительной власти субъекта РФ;
региональные энергетические комиссии (РЭК);
территориальные органы Госэнергонадзора России и Госстандарта
России;
научно-технические центры и агентства по энергосбережению.
В настоящее время важные решения по совершенствованию государственной политики в области энергосбережения заключаются в переходе от преимущественно тарифной политики к разработке и внедрению современных механизмов повышения энергоэффективности, а также введение механизма единой ответственности за политику энергосбережения в регионе.
Для этого предусмотрен ряд мер:
Включение в отраслевые стратегии и программы развития индикаторов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, переход к аналогичной системе на уровне регионов;
Формирование системы отраслевых справочников наилучших доступных технологий с последующим введением механизмов стимулирования их внедрения;
Включение индикаторов в области энергоэффективности в состав критериев для оценки эффективности органов управления наиболее крупных потребителей энергетических ресурсов из числа компаний с государственным участием;
Стимулирование привлечения внебюджетного финансирования через корректировку правил выдачи субсидий из федерального бюджета и создание новой модели привлечения внебюджетных инвестиций в бюджетный сектор;
Расширение полномочий уполномоченного органа за проведение государственной политики в регионе и формирование регионального института развития.
Помимо вышеперечисленных нормативно – правовых актов, Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 г. № 703-р утвержден комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации, который включает в себя 56 мероприятий, направленных на совершенствование системы государственного управления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, создание необходимого инструментария управления и координирования реализации политики энергоэффективности в наиболее энергоемких отраслях.
В частности, настоящим планом утверждена методика расчета энергоемкости
ВВП Российской Федерации и оценки вклада отдельных факторов в динамику энергоемкости ВВП Российской Федерации. План также содержит мероприятия, направленные на информационное и методологическое обеспечение реализации государственной политики по повышению энергоэффективности, в рамках которых
Минэкономразвитие России разработало и направило в субъекты Российской
Федерации методические рекомендации по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Вопрос 3. Энергетическая стратегия России.
Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р утверждена
«Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», целью которой является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Настоящая Стратегия определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей. А также Стратегия базируется как на оценке опыта реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, так и на анализе существующих тенденций и новых системных вызовов развитию энергетики, учитывает возможные колебания внешних и внутренних условий экономического развития России.
Целевое видение Стратегии-2030 определяется внутренними и внешними вызовами предстоящего долгосрочного периода, а также важнейшими стратегическими целями и задачами развития энергетического сектора страны, призванных обеспечить адекватный ответ на указанные вызовы.
Главный внешний вызов заключается в необходимости преодоления угроз, связанных с неустойчивостью мировых энергетических рынков и волатильностью мировых цен на энергоресурсы, а также надежного обеспечения энергетическим сектором страны требуемого вклада в повышение эффективности ее внешнеэкономической деятельности и усиление позиций России в мировой экономической системе.
Это означает, что ответ на указанный вызов должен быть обеспечен с учетом выполнения следующих требований:
достижение устойчивых результатов внешнеэкономической деятельности в сфере ТЭК в условиях усиления глобальной конкуренции за ресурсы и рынки сбыта;
минимизация негативного влияния глобального экономического кризиса, и его использование для коренного обновления и диверсификации структуры экономики в пользу менее энергоемких отраслей, стимулирования перехода российского энергетического сектора на ускоренное инновационное развитие и новый технологический уклад;
увеличение стратегического присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг в сфере энергетики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств;
обеспечение стабильности и расширения поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям, географическая и продуктовая диверсификация российского энергетического экспорта;
рациональное снижение доли топливно-энергетических ресурсов в структуре российского экспорта, переход от продаж первичных сырьевых и энергетических ресурсов за рубеж к продажам продукции их глубокой переработки, а также развитие продаж нефтепродуктов, выпускаемых на зарубежных НПЗ, принадлежащих российским нефтяным компаниям;
развитие крупных узлов международной энергетической инфраструктуры на территории России, осуществляемое с использованием новых энергетических технологий
9
Стратегия обеспечивает реализацию в сфере энергетики ряда положений, среди которых:
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642
"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации".
В 2020 году правительство Российской Федерации утверждена Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года.
Период реализации настоящей Стратегии с учетом существующего механизма реализации документов стратегического планирования разделен на 2 этапа (I этап - до
2024 года, II этап - 2025–2035 годы).
Целью данной стратегии является, с одной стороны, максимальное содействие социально – экономическому развитию России, с другой стороны, укрепление и сохранение позиций в мировой энергетике, как минимум, на период до 2035 года.
В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров выбран базовым 2018 год. Основным содержанием I этапа реализации настоящей
Стратегии станет обеспечение достижения национальных целей и решение стратегических задач развития, поставленных в Указе Президента Российской
Федерации № 204.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации с 2019 года все сводные функции в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности находятся в ведении Минэкономразвития России, включая:
выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными и муниципальными учреждениями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации;
подготовку государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации;
создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования, включая выполнение функций оператора
ГИС
«Энергоэффективность»,
контроль за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетических обследований, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетических обследований, установление требований к энергетическому паспорту, в том числе требований к его форме и содержанию,
9
Проект "Энергетическая стратегия России на период до 2030 года" [Электронный ресурс]// Сайт портала «Энергосовет». - Режим доступа: http://www.energosovet.ru/npb1191.html
(дата обращения:
17.03.2022)
правилам направления копии энергетического паспорта в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
методическое обеспечение разработки и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также оценку их эффективности.
Также в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 "Об утверждении
Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской
Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской
Федерации", утверждена Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, которая является межотраслевой стратегией для совокупности отраслей и сфер государственного управления в сфере энергетики.
Неотъемлемой частью настоящей Стратегии являются указанные в Доктрине энергетической безопасности вызовы, угрозы и риски в области энергетической безопасности, а также другие положения. Кроме того, в настоящей Стратегии дополнительно учтены вызовы и риски, специфические для развития отраслей топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.
При постановке задач и в прогнозных расчетах учитывалось возможное влияние на развитие энергетики реализации Стратегии научно -технологического развития, а также широкого круга прорывных и приоритетных технологий, рассмотренных в Прогнозе научно-технологического развития отраслей топливно- энергетического комплекса России на период до 2035 года, утвержденном 14 октября
2016 г. Министром энергетики Российской Федерации А.В.Новаком.
В третьем квартале 2021 года Минэнерго в рамках корректировки
Энергетической стратегии РФ до 2035 года и подготовки более долгосрочного плана до 2050 года рассчитало предварительный прогнозный баланс выработки энергии в
России к указанным датам. К 2035 году доля газовых электростанций в выработке, по расчётам Минэнерго, должна составить 40%, АЭС – 23%, ГЭС – 19,8%, угольных ТЭС
– 9,5% и ВИЭ – 4,5%.
А к 2050 году доля газовой генерации вырастет до 43%, АЭС – до 25%, ВИЭ – до 12,5%; выработка ГЭС снизится до 19%, угольных электростанций – до 4,5%.
Минэнерго исходит из того, что потребление будет ежегодно расти на 1–1,5%.
Прирост к 2035 году должен составить 24% от уровня 2020 года, к 2050 году – 43%
10 10
Государственный доклад «О состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации». М. - 2020.с.117
методическое обеспечение разработки и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также оценку их эффективности.
Также в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 "Об утверждении
Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской
Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской
Федерации", утверждена Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, которая является межотраслевой стратегией для совокупности отраслей и сфер государственного управления в сфере энергетики.
Неотъемлемой частью настоящей Стратегии являются указанные в Доктрине энергетической безопасности вызовы, угрозы и риски в области энергетической безопасности, а также другие положения. Кроме того, в настоящей Стратегии дополнительно учтены вызовы и риски, специфические для развития отраслей топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.
При постановке задач и в прогнозных расчетах учитывалось возможное влияние на развитие энергетики реализации Стратегии научно -технологического развития, а также широкого круга прорывных и приоритетных технологий, рассмотренных в Прогнозе научно-технологического развития отраслей топливно- энергетического комплекса России на период до 2035 года, утвержденном 14 октября
2016 г. Министром энергетики Российской Федерации А.В.Новаком.
В третьем квартале 2021 года Минэнерго в рамках корректировки
Энергетической стратегии РФ до 2035 года и подготовки более долгосрочного плана до 2050 года рассчитало предварительный прогнозный баланс выработки энергии в
России к указанным датам. К 2035 году доля газовых электростанций в выработке, по расчётам Минэнерго, должна составить 40%, АЭС – 23%, ГЭС – 19,8%, угольных ТЭС
– 9,5% и ВИЭ – 4,5%.
А к 2050 году доля газовой генерации вырастет до 43%, АЭС – до 25%, ВИЭ – до 12,5%; выработка ГЭС снизится до 19%, угольных электростанций – до 4,5%.
Минэнерго исходит из того, что потребление будет ежегодно расти на 1–1,5%.
Прирост к 2035 году должен составить 24% от уровня 2020 года, к 2050 году – 43%
10 10
Государственный доклад «О состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации». М. - 2020.с.117
Литература
Основная литература:
1.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года /
[Электронный ресурс]. — Москва: Энергия, Институт энергетической стратегии,
2010. — 183 c. Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/4283.html
2.
Грицевич И.Г. Развитие низкоуглеродной и энергоэффективной экономики.Возможности адаптации мирового опыта при реализации Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности"
[Электронный ресурс]/ Грицевич И.Г., Матросов Ю.А., Львов Е.Л. — Москва:
Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2010. — 52 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13489.html
3.
Мастепанов А.М. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков. Состояние, проблемы и перспективы развития. Том 1 / Мастепанов А.М. —
Москва : Энергия, Институт энергетической стратегии, 2009. — 476 c. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/4300.html
4.
Мастепанов А.М. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков. Состояние, проблемы и перспективы развития. Том 2 / Мастепанов А.М. —
Москва : Энергия, Институт энергетической стратегии, 2009. — 471 c. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/4301.html
5.
Баринов В.А. Энергетика России. Взгляд в будущее / Баринов В.А.,
Барон Ю.Л., Батенин В.М. — Москва: Энергия, Институт энергетической стратегии,
2010. — 610 c. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/4293.html
Интернет-ресурсы
№
Наименование портала (издания,
курса, документа)
Ссылка
1.
Университетская информационная система «РОССИЯ» https://uisrussia.msu.ru
2.
Справочно-правовая система
«Консультант+» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L
AW_93978/
3.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство»
Министерства энергетики Российской
Федерации https://rosenergo.gov.ru/regulations_and_method ologies/normativnie_akti_v_oblasti_energosbere zheniya
4.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору https://www.gosnadzor.ru/activity/control/acts/e nergy/
5.
Информационно – правовой портал
Гарант.ру https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96 681/
6.
Министерство энергетики Российской
Федерации https://minenergo.gov.ru/node/15357 7.
Портал открытых данных Российской
Федерации https://data.gov.ru
8.
Федеральная государственная информационная система
«Национальная электронная библиотека» https://нэб.рф
9.
Электронная библиотека http://biblioclub.ru
10.
Электронная библиотека http://www.iprbookshop.ru
Список использованных источников:
1.
Приказ от 10 июля 2017 г. № 254 «Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор») П-01-01-2017».
2. Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации. – Москва, 2019. – 85 с. –
Режим доступа: http:// www.energyefficiency2019.pdf
Контрольные вопросы
1. Раскройте сущность правовых основ в области энергосбережения.
2. Охарактеризуйте основные положения государственной политики в области энергосбережения и энергетической эффективности.
3. Раскройте цели и задачи государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
4. Опишите ключевые направления государственной поддержки проектов в области энергоэффективности.
5. Перечислите инструменты государственной политики (утвержденные и перспективные).
6. Опишите ключевые положения государственной программы
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до
2020 г.».
7. Раскройте ключевые понятия подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» государственной программы
«Энергоэффективность и развитие энергетики.
8. Как происходит процесс управления государственной программой на федеральном и региональном уровнях?
9. Выделите и опишите основные проблемы, тормозящие реализацию программ энергосбережения и энергетической эффективности.
10. Раскройте цель и задачи Энергетической стратегии России до 2030 года.