Файл: Вопрос Укажите основные факторы определяющие профессиональный выбор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 1. Укажите основные факторы определяющие профессиональный выбор.

Основными факторами, которые определяют профессиональный выбор являются: объективные и субъективные факторы.

Объективные факторы – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств).

Субъективные факторы – это имеющиеся у данного, конкретного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

Вопрос 2. Заполните рисунок и расшифруйте четырёхъярусную обзорную классификацию профессий Е.А. Климова.

Евгением Александровичем Климовым была предложена четырехъярусная обзорная классификацияпрофессий по признакам предмета, целей, средств и условий труда. Данная классификация представлена ниже:

По условиям труда

  1. Работа в условиях микроклимата (Б).

  2. Работа на открытом воздухе (О).

  3. Работа в необычных условиях (Н).

  4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности (М)



По признаку основных средств труда

(отделы профессий)

По признаку целей

(классы профессий)

В соответствии с объектом труда

(типы профессий)

  1. Профессии ручного труда (Р).

  2. Профессии машинно-ручного труда (М).

  3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А).

  4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).

  1. Гностические профессии (Г).

  2. Преобразующие профессии (П).

  3. Изыскательские профессии (И).

  1. Человек — живая природа (П).

  2. Человек — техника (и неживая природа) (Т).

  3. Человек — человек (Ч).

  4. Человек — знаковая система (3).

  5. Человек — художественный образ (X).



В соответствии с объектом труда Е.А. Климов определяет
пять типов профессий (нижний ярус):

1) Человек — живая природа (П). Представители этого типа имеютдело с растительными и животными организмами, микроорганизмами иусловиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном,зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2) Человек — техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют делос неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик,техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик,техник-технолог общественного питания.

3) Человек — человек (Ч). Предметом интереса, распознавания,обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы,сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавецпродовольственныхтоваров,парикмахер,инженер-организаторпроизводства, врач, учитель.

4) Человек — знаковая система (3). Естественные и искусственныеязыки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры,которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: операторфотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик,редактор издательства, языковед.

5) Человек — художественный образ (X)Явления, фактыхудожественного отображения действительности — вот что занимаетпредставителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор,художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертныйисполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса (второй ярус):

1) Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание).Примеры в типе «человек — природа»: контролер — приемщик фруктов,дегустатор чая; в типе «человек — техника»: пирометрист, контролерготовойпродукциивмашиностроении,мастер-диагностсельскохозяйственной техники; в типе «человек — человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «человек— знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов иготовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе «человек —художественный образ»: искусствовед, музыковед, театровед.



2) Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «человек—природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик повыращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зоо-инженер; в типе«человек — техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатногостана; в типе «человек — человек»: учитель, педагог-тренер, мастерпроизводственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе «человек— знаковая система»: чертежник-картограф, машинистка-стенографистка,бухгалтер; в типе «человек — художественный образ»: цветовод-декоратор,живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3) Изыскательские профессии (И). Примеры в типе «человек —природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдательлесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе «человек — техника»:раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе«человек — человек»: воспитатель, организатор производства, организаторторговли; в типе «человек — знаковая система»: программист, математик; втипе «человек — художественный образ»: художник по проектированиюинтерьера, композитор.

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела (третий ярус):

1) Профессии ручного труда (Р). Примеры в классе гностическихпрофессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролерслесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант; в классе преобразующихпрофессий: ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец. В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть,по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага вруках конструктора.

2) Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручнымуправлением создаются для обработки, преобразования, перемещенияпредметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделенияклассификации являются машинист экскаватора, токарь, водительавтомобиля.

3) Профессии, связанные с применением автоматизированных иавтоматических систем (А): оператор инкубационных цехов
, операторстанков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4) Профессии, связанные с преобладанием функциональных средствтруда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда — разногорода мысленные эталоны (например, у акробата — мысленный образецпоследовательности действий, у дирижера — образные эталоны и т.д.).

По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы(четвертый ярус):

1) Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным»(Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2) Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любуюпогоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций,инспектор госавтоинспекции.

3) Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, приповышенных и пониженных температурах и т.п. (Н):антенщик-мачтовик,водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4) Работа в условиях повышенной моральной ответственности зажизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальныеценности (М): воспитатель детского сада, учитель, следователь.
Вопрос 3. На основе классификаций Климова и Гуревича, предложите свою классификацию профессий.

Классификация специальностей СПО:

  • Автоматизация и управление  

  • Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

  • Геодезия и картография

  • Защита окружающей среды

  • Здравоохранение

  • Информатика и вычислительная техника   

  • Культура и искусство

  • Машиностроение

  • Металлургия   

  • Образование

  • Сельское и рыбное хозяйство

  • Сервис

  • Строительство и архитектура

  • Технологические машины, оборудование и транспортные средства

  • Технология продовольственных продуктов

  • Экономика и управление

  • Эксплуатация транспорта

  • Электроника и микроэлектроника, радиотехника и телекоммуник

  • Энергетика