Файл: Вопрос Укажите основные факторы определяющие профессиональный выбор.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос 1. Укажите основные факторы определяющие профессиональный выбор.
Основными факторами, которые определяют профессиональный выбор являются: объективные и субъективные факторы.
Объективные факторы – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств).
Субъективные факторы – это имеющиеся у данного, конкретного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.
Вопрос 2. Заполните рисунок и расшифруйте четырёхъярусную обзорную классификацию профессий Е.А. Климова.
Евгением Александровичем Климовым была предложена четырехъярусная обзорная классификацияпрофессий по признакам предмета, целей, средств и условий труда. Данная классификация представлена ниже:
По условиям труда
-
Работа в условиях микроклимата (Б). -
Работа на открытом воздухе (О). -
Работа в необычных условиях (Н). -
Работа в условиях повышенной моральной ответственности (М)
По признаку основных средств труда
(отделы профессий)
По признаку целей
(классы профессий)
В соответствии с объектом труда
(типы профессий)
-
Профессии ручного труда (Р). -
Профессии машинно-ручного труда (М). -
Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А). -
Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).
-
Гностические профессии (Г). -
Преобразующие профессии (П). -
Изыскательские профессии (И).
-
Человек — живая природа (П). -
Человек — техника (и неживая природа) (Т). -
Человек — человек (Ч). -
Человек — знаковая система (3). -
Человек — художественный образ (X).
В соответствии с объектом труда Е.А. Климов определяет
пять типов профессий (нижний ярус):
1) Человек — живая природа (П). Представители этого типа имеютдело с растительными и животными организмами, микроорганизмами иусловиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном,зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2) Человек — техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют делос неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик,техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик,техник-технолог общественного питания.
3) Человек — человек (Ч). Предметом интереса, распознавания,обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы,сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавецпродовольственныхтоваров,парикмахер,инженер-организаторпроизводства, врач, учитель.
4) Человек — знаковая система (3). Естественные и искусственныеязыки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры,которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: операторфотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик,редактор издательства, языковед.
5) Человек — художественный образ (X)Явления, фактыхудожественного отображения действительности — вот что занимаетпредставителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор,художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертныйисполнитель, артист балета, актер драматического театра.
Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса (второй ярус):
1) Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание).Примеры в типе «человек — природа»: контролер — приемщик фруктов,дегустатор чая; в типе «человек — техника»: пирометрист, контролерготовойпродукциивмашиностроении,мастер-диагностсельскохозяйственной техники; в типе «человек — человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «человек— знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов иготовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе «человек —художественный образ»: искусствовед, музыковед, театровед.
2) Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «человек—природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик повыращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зоо-инженер; в типе«человек — техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатногостана; в типе «человек — человек»: учитель, педагог-тренер, мастерпроизводственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе «человек— знаковая система»: чертежник-картограф, машинистка-стенографистка,бухгалтер; в типе «человек — художественный образ»: цветовод-декоратор,живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.
3) Изыскательские профессии (И). Примеры в типе «человек —природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдательлесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе «человек — техника»:раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе«человек — человек»: воспитатель, организатор производства, организаторторговли; в типе «человек — знаковая система»: программист, математик; втипе «человек — художественный образ»: художник по проектированиюинтерьера, композитор.
По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела (третий ярус):
1) Профессии ручного труда (Р). Примеры в классе гностическихпрофессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролерслесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант; в классе преобразующихпрофессий: ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец. В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть,по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага вруках конструктора.
2) Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручнымуправлением создаются для обработки, преобразования, перемещенияпредметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделенияклассификации являются машинист экскаватора, токарь, водительавтомобиля.
3) Профессии, связанные с применением автоматизированных иавтоматических систем (А): оператор инкубационных цехов
, операторстанков с программным управлением, оператор магнитной записи.
4) Профессии, связанные с преобладанием функциональных средствтруда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда — разногорода мысленные эталоны (например, у акробата — мысленный образецпоследовательности действий, у дирижера — образные эталоны и т.д.).
По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы(четвертый ярус):
1) Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным»(Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.
2) Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любуюпогоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций,инспектор госавтоинспекции.
3) Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, приповышенных и пониженных температурах и т.п. (Н):антенщик-мачтовик,водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.
4) Работа в условиях повышенной моральной ответственности зажизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальныеценности (М): воспитатель детского сада, учитель, следователь.
Вопрос 3. На основе классификаций Климова и Гуревича, предложите свою классификацию профессий.
Классификация специальностей СПО:
-
Автоматизация и управление -
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов -
Геодезия и картография -
Защита окружающей среды -
Здравоохранение -
Информатика и вычислительная техника -
Культура и искусство -
Машиностроение -
Металлургия -
Образование -
Сельское и рыбное хозяйство -
Сервис -
Строительство и архитектура -
Технологические машины, оборудование и транспортные средства -
Технология продовольственных продуктов -
Экономика и управление -
Эксплуатация транспорта -
Электроника и микроэлектроника, радиотехника и телекоммуник -
Энергетика