Файл: Право государственной и муниципальной особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, важность этого правового акта для муниципальной экономики сводится к его реформаторскому характеру и новизне положений, впервые закрепленных в нем. Закон РСФСР «О собственности» от 24 декабря 1994 года стал толчком для дальнейшего развития муниципального законодательства. Итак, уже 6 июля 1991 года был принят Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» [4], в котором муниципальная собственность была признана экономической основой местного самоуправления. Законодательство о местном самоуправлении Закона РСФСР о собственности на муниципальную собственность дублировалось за некоторыми исключениями.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года подтвердила право местных органов власти распоряжаться (владеть, использовать, распоряжаться) муниципальной собственностью.

Указ Президента Российской Федерации «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 года упростил порядок передачи государственной собственности муниципальному, предоставил право самостоятельно утвердить список объектов (имущество), составляющее муниципальную собственность, руководствуясь Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года, и их решения могут быть оспорены только в суде.

Несмотря на объективное разделение государственного имущества, сделанное в принципе, неполнота правовых норм и неполнота перечисленных нормативных актов вызвали арбитражные споры о собственности на конкретный объект [12, С.132].

Последними основополагающими документами, касающимися права муниципальной собственности, стали Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» [7] и Федеральный закон «Об общих принципах организации местных самоуправления» [8], поскольку в них четко определены юридические, экономические и финансовые гарантии местного самоуправления и государственные гарантии для ее осуществления в соответствии с положениями Конституции РФ [1].

Таким образом, было определено, что право муниципальной собственности, а также государства, признанного в Российской Федерации на законодательном уровне, его субъектный и объектный составы. Тем не менее, процесс реальных гарантий этого права и формирования муниципальной собственности непросто. Многое не было и не могло быть учтено законодателем, поскольку только практика может служить безошибочным показателем жизнеспособности верховенства закона. Некоторые трудности в осуществлении института могут быть связаны с низким уровнем правовой грамотности муниципальных служащих, с новизной событий, а также с противоречиями в законодательстве, которые еще не устранены.


1.2 Понятие права государственной и муниципальной собственности

Основой любой экономической системы являются отношения собственности. В то же время концепция собственности чрезвычайно многогранна и изучается юридическими, экономическими, философскими, историческими и политологическими науками [12, С.132].

В самом общем смысле собственность определяется как «взаимосвязь между всеми хозяйствующими субъектами над отчуждением и присвоением материальных условий производства (средств производства и рабочих мест) и его конечных результатов (предметов потребления)». Право собственности - это первоначальное субъективное право, которое прямо вытекает из закона. По своему содержанию это наиболее полное право собственности, предусмотренное гражданским правом, и основано на принципе разрешения на любые действия, не запрещенные законом.

ГК РФ [3] определяет полномочия собственника (ст. 209), это право владения, пользования и распоряжения его имуществом. Эти права являются традиционной правовой структурой прав собственности со времен Древнего Рима.

Владение основано на законе, юридически обеспеченном и гарантированно имеющем собственность или иным образом имущество у себя в хозяйстве.

Пользование, основанное на законе, другими словами юридически закрепленное и гарантированное возможность использования этого конкретного имущества путем извлечения в процессе его использования заключенных в нем полезных качеств, другими словами, способности осуществлять потребление имущества [13, С.446].

Распоряжение - в соответствии с законом, то есть юридически обеспеченная и гарантированная способность определять судьбу имущества, выраженная в четырех формах:

1) путем изменения принадлежности имущества;

2) путем изменения состояния имущества;

3) путем изменения назначения имущества;

4) путем передачи имущества в доверительное управление другому лицу.

В теории выделяется и более обширный перечень правомочий собственника. Наиболее широкое распространение получила классификация прав собственности, предложенная английским юристом А. Оноре и состоящая из 11 элементов:

1) право владения;

2) право пользования;

3) право управления;

4) право на доход;

5) право на капитальную стоимость, т.е. абсолютное право на определение дальнейшей судьбы собственности (отчуждение, потребление, проматывание, изменение, уничтожение);


6) право на безопасность, т.е. защиту от экспроприации;

7) право на завещание или наследование;

8) бессрочность;

9) запрещение вредного использования;

10) ответственность в виду взыскания;

11) остаточный характер, т.е. возможность изъятия в уплату долга.

Существует множество оснований для классификации прав собственности. Однако больше всего интересует то, что является основой конституционной нормы. В ч. 2 ст. 8 Конституции РФ [1] провозглашается: «в Российской Федерации признаются и охраняются в равной степени частные, государственные, муниципальные и другие формы собственности». Аналогичная позиция имеет и ГК РФ [3]. В соответствии со ст. 212 ГК РФ [3] признаются частные, государственные, муниципальные и иные формы собственности (классификация по субъекту права собственности).

Государственная собственность характерна для всех экономических систем. Различаются только его размер и роль в экономике. Государственная собственность как система отношений обеспечивает жизнеспособность всей экономической системы, то есть интересы нации в целом учитываются при принятии решения. Таким образом, государственная собственность является одним из основных элементов формирования государственных доходов, направленных на реализацию интересов государства и общества. Это его основное отличие от частной собственности.

Государственная собственность часто определяется как «все материальное и нематериальное имущество, принадлежащее государству», или «отношение по поводу присвоения результатов функционирования (оформленных как определенные права) собственности государства». В исследовании государственной собственности часто рассматривается как разнообразные взаимосвязи, построенные по иерархическому принципу:

1) внутри органов законодательной и исполнительной власти, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением государственным имуществом, утверждением бюджета;

2) между центральными и региональными органами государственной власти и местного самоуправления;

3) между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропроизводителями.

Государственная собственность в соответствии с ГК РФ [3] может быть двух видов:

- собственность Российской Федерации (федеральная собственность);

- собственность субъектов Федерации.

Пункт 1 ст. 214 ГК РФ [2] устанавливает, что государственная собственность в Российской Федерации является имуществом, находящимся в собственности права собственности Российской Федерации (федерального имущества) и имущества, принадлежащего субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) [9, С.543].


Кроме того, правовой статус государственной собственности, прежде всего государственной собственности Российской Федерации, требует большей специфики и детализации, чем в настоящее время. Учитывая рыночный характер российской экономики, в специальном правовом акте необходимо будет определить следующие аспекты федерального закона:

- критерии отнесения объекта собственности к государственной собственности, а также к тому или иному ее виду;

- целевое назначение различных категорий объектов государственной собственности;

- ограничения гражданского оборота или иные отличия правового статуса объекта государственной собственности от объектов иных форм собственности;

- субъект управления данной собственностью;

- возможность и порядок перевода имущества из категории государственной в иную форму собственности.

При этом имущество, находящееся в государственной собственности, может быть подразделено на две категории с разным правовым статусом:

- имущество, присвоенное государственным предприятиям и учреждениям во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ [3];

- средства соответствующего бюджета и другого государственного имущества, не принадлежащие государственным предприятиям и учреждениям, соответственно, составляют государственную казну РФ казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Самым важным является статус имущества казны, поскольку он обеспечивает имущественную основу независимости субъектов Федерации и включает в себя виды имущества со специальным статусом, который не позволяет им относиться к другим формам собственности.

Гражданское законодательство признает Российскую Федерацию и субъекты Российской Федерации полноправными участниками гражданских правоотношений. В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, они действуют наравне с другими участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. В то же время они подчиняются правилам, определяющим участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским правом, если иное не вытекает из закона или характеристик этих субъектов.

Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ [3]), то есть имущества городских и сельских поселений, а также их финансов, которые в то же время распределяются как отдельный компонент. В настоящее время муниципальная собственность фиксируется как одна из форм собственности - наряду с частной, общественной и другими.


На территории муниципального образования есть население, объединенное общими интересами в решении местных проблем. Закон гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации является «деятельностью населения по решению непосредственно или через органы власти вопросы местного самоуправления местного значения, основанные на интересах населения, его исторических и других традициях».

Можно выделить основные моменты:

  1. Деятельность в области населения;
  2. Данная деятельность осуществляется в соответствии с интересами населения.

В п. 2 ст. 28 закона говорится, что местное самоуправление выступает в качестве выражения «власти народа» и составляет тем самым «одну из основ конституционного строя Российской Федерации», то есть население России – источник власти на всей её территории [11, С.132].

Таким образом, население муниципального образования также является источником власти на соответствующей территории. И поскольку местное сообщество, по сути, является населением, проживающим на территории муниципального образования, местное сообщество является источником власти на этой территории, а принятие решений, в том числе в отношении муниципальной собственности, осуществляется от лица местного сообщества.

Основным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Местные органы власти только «управляют муниципальной собственностью» [13, С.542]. И на этой основе являются второстепенными субъектами муниципальной собственности. К таковым можно отнести:

- глава муниципального образования;

- представительный орган муниципального образования;

- структурные органы и подразделения местной администрации;

- орган управления муниципальным хозяйством;

- муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;

- другие организации с правом управления муниципальной собственностью.

2. Содержание права государственной и муниципальной собственности

2.1 Объекты права собственности

Объектом права государственной собственности может быть имущество. Это имущество должно иметь несколько характеристик: во-первых, оно должно быть доступно в течение срока его владения; во-вторых, оно должно быть индивидуально определен и способен к присвоению владельцем. Поэтому, к примеру, космическое пространство, солнце, другие небесные тела, не освоенные человеком, атмосферный воздух не рассматривается как свойство, которое может быть объектом права собственности.