Файл: инвестиционные ресурсы региона понятие, классификация и политика их формирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для того чтобы инвесторы согласились вложить деньги в концессионный проект, необходимо обеспечить им достаточный уровень доходности. Поэтому в концессионных соглашениях часто прописываются механизмы гарантирования доходности инвестиций, например, установление тарифов на услуги, производимые объектом.

Важно отметить, что концессионная модель имеет свои особенности и ограничения. Например, она не всегда подходит для реализации проектов в социальной сфере, так как в этом случае доходность инвестиций может быть невысокой. Также не все объекты могут быть переданы в концессию, например, объекты обороны и безопасности страны.[2]

Вологодская область активно развивает экономику и привлекает инвестиции. Одной из форм государственной поддержки является предоставление налоговых льгот. Эта мера применяется к организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты. Льготы могут касаться налога на прибыль, налога на имущество и транспортного налога.

Что такое приоритетные проекты? Это инвестиционные проекты, которые включены в перечень приоритетных инвестиционных проектов, реализующийся в Вологодской области. Они относятся к определённым видам экономической деятельности, которые утверждены постановлением Правительства области от 29 октября 2018 года № 972.

Таким образом, налоговые льготы стимулируют развитие приоритетных проектов и способствуют привлечению инвестиций в регион. Благодаря этому, Вологодская область становится более привлекательной для бизнеса и инвесторов.

Виды и сроки льгот определяются в зависимости от объема вложенных инвестиций, места реализации проекта и даты регистрации юридического лица.

Новым организациям и филиалам организаций (зарегистрированным на территории области не более чем 3 года), реализующим инвестиционный проект с объемом инвестиций более 50 млн. рублей, предоставляются налоговые льготы по налогу на имущество (освобождение от уплаты налога), транспортному налогу (освобождение от уплаты), а проект с объемом инвестиций более 100 млн. рублей также и по налогу на прибыль (снижение ставки до 13,5% в части сумм, подлежащих зачислению в областной бюджет) на срок от 3 до 5 лет в зависимости от объема вложенных инвестиций. Также такой организации предоставляется право применять инвестиционный налоговый вычет (вместо льготы по налогу на прибыль).

Организациям (незарегистрированным на территории области, но имеющим филиал, или зарегистрированным на территории области), реализующим инвестиционный проект с объемом инвестиций более 100 млн. рублей, предоставляются налоговые льготы по налогу на имущество (освобождение от уплаты налога) на срок от 5 до 8 лет в зависимости от объема вложенных инвестиций и места реализации проекта.


Организациям (незарегистрированным на территории области, но имеющим филиал, или зарегистрированным на территории области), реализующим инвестиционный проект с объемом инвестиций менее 100 млн. рублей, предоставляются налоговые льготы по налогу на имущество (освобождение от уплаты налога) на срок от 3 до 6 лет в зависимости от объема вложенных инвестиций и места реализации проекта.[2]

На сегодняшний день одним из главных направлений в развитии региона остаётся диверсификация экономики. Основными направлениями в привлечении инвестиций являются машиностроение, углублённая обработка древесины, производство продуктов питания, так же продолжают своё развитие химическая и металлургическая отрасли.

    1. Проблемы и пути решения по привлечению инвестиций в Вологодской области

Необходимость совершенствования организации и стимулирования инвестиционного процесса в регионе обусловлена тем, что на сегодняшний день одним из главных направлений развития региона остается диверсификация экономики.

Вологодская область - это регион, который обладает выгодным географическим положением. Он находится в 500 километрах от Москвы и приблизительно в 650 километрах от Санкт-Петербурга. Благодаря этому, регион располагает огромной потребительской базой в 50 миллионов человек, которая находится в близкой доступности.

В Вологодской области сосредоточены все виды транспорта, включая железные дороги, федеральные автотрассы (такие как А114 и М8), Волго-Балтийский водный путь и авиасообщение между крупными городами России. Это делает регион легко доступным для любого вида транспорта.

Одним из главных богатств Вологодской области являются природные ресурсы, такие как земля, вода и лес. Ведущую роль в области сельского хозяйства играет молочное животноводство, в то время как в топливно-энергетическом комплексе главное место занимает энергетика. Это позволяет региону иметь разнообразный экономический потенциал и перспективы для развития. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данные аспекты дают Вологодской области быть инвестиционно-привлекательным регионом для отечественных и зарубежных инвесторов, создающим уникальные условия для роста конкурентоспособности инвесторов.

Для обеспечения эффективного управления территорией необходимо отслеживать текущие социально-экономические показатели региона, производить их анализ в целях формирования управленческих решений и определения ресурсов, необходимых для их реализации.[6]



Согласно данным из официального источника Росстат, темпы роста инвестиций в основной капитал в 2019-2022 гг. в Вологодской области стремительно снижались. (табл.2).

Таблица 2

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал
(в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году


Регион

Год

Прирост 2022г.к 2019г., п.п.

2019

2020

2021

2022




Вологодская область

119,4

96,3

94,9

70,4

-49

В среднем по СЗФО

84,1

98,4

103,6

95,0

+10,9

В среднем по России

102,1

99,9

108,6

104,6

+2,5

Источник: разработано автором на основе данных Росстат.[1]

Исходя из этого, отмеченная выше динамика инвестиций в основной капитал не обеспечивает необходимые темпы обновления производственных мощностей, продолжается моральное устаревание фондов, как следствие, технологическая база для производства продукции с высокой добавленной стоимостью, ежегодно сокращается, что характерно как для Вологодской области, так и территории СЗФО и РФ[3].

Как следствие, можно сделать вывод о том, что темпы роста инвестиций недостаточны для обеспечения экономического развития.

Темпы роста инвестиций в основной капитал не позволяют обеспечивать необходимый уровень обновления основных производственных фондов (износ ежегодно возрастает) и осуществления технологических инноваций. Сложившаяся ситуация свидетельствует об инерционном развитии экономики Вологодской области. Основными причинами выступают, с одной стороны, недостаток инвестиций для обновления основных фондов и реализации инновационных проектов, а с другой стороны, в условиях ограниченности финансовых ресурсов особую актуальность приобретает вопрос обеспечения эффективного использования инвестиций.

В рамках исследования проблемы, было построено дерево проблем, в котором можно увидеть причины несовершенства организации и стимулирования инвестиционного процесса в Вологодской области.(рис.6)




Рис. 6 Дерево проблем

Источник: разработано автором

Успешная инвестиционная деятельность является важным фактором технологического обновления современной инфраструктуры и повышения конкурентоспособности области. Для развития региона необходимо привлекать дополнительные денежные средства, инвестиции. Но, вкладывая свои средства, инвестор обязательно сначала оценивает различные показатели прибыльности и рискованности вложений, в том числе и оценивает инвестиционный климат того региона, куда он хочет направить свои средства. Соответственно, в регион с благоприятным климатом инвестор охотнее вложит свои средства. Поэтому властям необходимо знать инвестиционный климат своего региона, его сильные и слабые стороны и, при необходимости, улучшать этот важный показатель.

В условиях рыночной экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежит инвестиционной политике, которая включает в себя следующие основные элементы: выбор источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков реализации; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; создание благоприятного инвестиционного климата.

Поступательное развитие инвестиционного климата способствует повышению инвестиционной активности, обеспечению экономического роста в регионе, влияет на эффективность производства и предпринимательства, устранение дефицита инвестиционных ресурсов.

Перспективы развития инвестиционной активности в Вологодской области связаны с двумя основными источниками: государственные ресурсы (средства бюджетов и внебюджетных фондов) и частный капитал (собственные ресурсы предприятий и организаций, отложенные средства населения, кредитные ресурсы банков, иностранные инвестиции).

Правительством области применяется система мер, направленных на увеличение притока инвестиций в экономику региона и предупреждение их оттока:

1. государственная поддержка инвестиционной деятельности (включая предоставление налоговых льгот);

2. создание прозрачной процедуры осуществления инвестиционной деятельности;

3. создание механизма работы с региональными инвестиционными проектами.


Основной целью инвестиционной политики Вологодской области является повышение конкурентоспособности области за счёт создания благоприятных условий для ведения эффективного бизнеса и, как следствие, увеличение налогооблагаемой базы, создание новых рабочих мест.

Критериями оценки действий региональных властей по созданию благоприятных условий для инвесторов, ведению бизнеса и улучшению жизненного уровня населения являются результаты рейтингов инвестиционной привлекательности.

По данным Национального Рейтингового Агентства (НРА) на 2023 год Вологодской области присвоен рейтинг инвестиционной привлекательности- IC4 (средняя инвестиционная привлекательность- первый уровень)

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановлением Правительства области от 28 декабря 2015 года N 1207 "О разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития Вологодской области" и в целях сохранения положительных тенденций и создания благоприятных условий для дальнейшего социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочную перспективу Правительством области была утверждена стратегия Социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года.[2]

Не смотря на то, что в области осуществляется государственная поддержка инвесторов путем предоставления комплекса налоговых льгот, а так же сформирована институциональная, информационная и финансовая система поддержки инвесторов, в том числе Инвестиционный совет при Губернаторе области, АО "Корпорация развития Вологодской области", институт инвестиционных уполномоченных в муниципальных образованиях области, сеть залоговых фондов в муниципальных образованиях области. Плюсом ко всему происходит планомерная реализация законодательных инициатив в сфере инвестиционных отношений в формате взаимодействия "бизнес - власть". Ключевые проблемы всё же остаются.

Какие именно проблемы мешают развитию инвестиционного климата Вологодской области?

Тремя главными проблемами, на текущий момент являются:

Неравномерность уровня экономического территории Вологодской области (концентрация инвестиций, рабочих мест и населения в городских агломерациях, дисбаланс рынка труда).

Недостаточный уровень развития механизма государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций в ускоренное развитие экономики и социальной сферы региона.