Файл: Вирусы. Особенности строения вирусов как неклеточной формы организации жизни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел долгосрочного плана | Микробиология и биотехнология | Школа: КГУ «ОСШ №7» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: | ФИО учителя: Алдабергенова А.Б. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс: | Участвовали: | Отсутствовали: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: | Вирусы. Особенности строения вирусов как неклеточной формы организации жизни. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебные цели, достигаемые на этом уроке (ссылка на учебный план) | 7.4.3.4 -объяснять принадлежность вирусов к неклеточной форме жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока (методическое пособие, ТУП) | Все учащиеся: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знают, что вирусы отдельное царство описывают строение вирусов знают, что вирусы неклеточные формы жизни | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Большинство учащихся: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
определяют разнообразие форм вирусов знают понятие бактериофаги понимают значение вирусов знают историю открытия вируса | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Некоторые учащиеся: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сравнивают вирусы с другими царствами знают вирусные болезни | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценки (методическое пособие, ФО, СО, ТУП) | Учащиеся: - объясняют принадлежность вирусов к неклеточным формам жизни -понимают, что вирусы вызывают болезни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Языковые цели (УП, ССП) | Учащиеся могут: объяснять строение вирусов приводить примеры и обсуждать иллюстрировать модель вируса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметная лексика и терминология: вирусы, бактериофаги, НК, оболочка, капсид | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Серия полезных фраз для диалога/письма «Вирусы- это «плохие новости в упаковке из белка»… Вирусы- неклекточные формы жизни… Вирусы-живые? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей | Национальная безопасность: ЗОЖ и ответственное поведение как мощный фактор в предупреждении многих вирусных заболеваний. Понимание необходимости национальной безопасности при упоминании вирусных угроз Экономический рост. Профориентационная направленность при ознакомлении с вирусологией | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Информатика – компьютерные вирусы Физика в профилактике вирусных инфекций - радиоактивное излучение ОБЖ- профилактика вирусных болезней Химия при строении вируса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предшествующие знания по теме: | Особенности царств органического мира 5 кл Особенности строения и значения бактерий 7 кл Уровни организации живой материи 5 кл естествознание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока: | Виды запланированных упражнений на уроке | Ресурсы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урок | 1 Орг. момент – приветствие 2.Актуализация знаний Работа по ОС: Учитель: Есть клеточный уровень живой материи. А самым низшим уровнем является? (К) Ответы уч-ся (Молекулярный, неклеточный) Все ли организмы имеют клеточное строение? Ответы уч-ся (Вирусы) Формулируют тему урока, цель) Обратите внимание на цитату урока:
Ответы (предполагаемые ответы: покрыты белком, вредные) Основа цитаты состоит из 2 частей:1. «Вирусы- это «плохие новости… 2. новости в упаковке из белка»… Которые обоснуем на уроке Вопрос: Из чего состоят вирусы? Проблемный вопрос: Все ли вирусы вредны? И так, попробуем ответить на эти вопросы | Опорная схема-слайд Предшествующие знания по теме слайд ФО -устно Запись эпиграфа Запись 2 частей проблемных вопросов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап осмысления. 25 минут | Учитель дает краткую инфомацию о: 1.строении вируса 2.разнообразие вирусов по форме 3. вирусные заболевания 4.Предлагает просмотр видеоанимации «этапы развития вируса» (32 сек) Учитель проводит мозаику «Джигсо». (Г) Первоначально класс делится на три группы по 5 учащихся.(дифференциация смешанная выбор терминов капсид, НК, оболочка, бактериофаг ) В группах изучаются вопросы ( каждый ученик делает записи в «Бортовом журнале» Заполняется таблица
Задания группам 1 -. История открытия вируса. ( Приложение А) 2 - Строение вируса. Разнообразие (Приложение Б) 3 -. Вирусные заболевания. (Приложение В) 4 - Этапы развития вируса Учитель задает проблемный вопрос группам
(Г) Формируются 5 групп по четыре ученика. В группах учащиеся обмениваются информацией. (Г) Учащиеся возвращаются в группы первоначального состава. Каждая группа обсуждают данные вопросы Составляют постеры «Вирусы» Презентация постера Каждая группа оценивает постеры другой группы с помощью смайликов разного цвета Выполняют задания для ФО (Приложение Г): Задание 1. (И) Соберите модель вируса, склейте. Сделайте надписи: оболочка, капсид, НК-нуклеиновая кислота Задание 2. Напиши объект А Напиши объект В Смоделируйте схему развития вируса, укажите правильную последовательность стрелками, запиши последовательно цифры А В ___--____--____--____--____--____ Задание 3. Сравните вирус с живым организмом -поставьте плюсы + в соответствующей строке -
| слайд-презентация https://bilimland.kz/ru/content/lesson/12997-virusy стратегия «Джигсо» карточки с названиями терминов:капсид, НК, оболочка, бактериофаг Стратегия «Бортовой журнал» постановка проблемного вопроса учебник .ватман, фломастер методика «Ментальная карта» ФО взаимооценка- ФО модель вируса н е собрал собрал с обрал надписал схема развития вируса- модель http://loveread.me/img/photo_books/44537/i_027.jpg Ф О 1-3 плюса 4-7 8-10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Учитель возвращается к проблемному вопросу -гипотезе
Ответы учащихся….. Учитель приводит к выводу методикой «Биологический диктант» (К) Вставь пропущенные слова, сделай вывод
И так, мы достигли цели? (Ответили на проблемные вопросы Ответы учащихся) Д/З (К) знать строение вируса (Т) создать модель вируса (материал любой) | ФО обратная связь стратегия «Биологический диктант» на слайде ФО устное Обратная связь стратегия «Биолоический диктант» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким способом Вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам, более способным по сравнению с другими? | Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися? | Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На смешанные группы Оценивания Источников Задания По творческим способностям | Опорная схема Задания ФО разного уровня мыслит. навыков Устное, графическое, письменное Взаимооценивание Самооценивание | Перемещение при делении на группы Профилактика вирусных инфекции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели обучения реалистичными? Что сегодня учащиеся изучили? На что было направлено обучение? Хорошо ли соблюдалась дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? | Итоги урока, ответы на самые актуальные вопросы из блока слева. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая оценка Две вещи лучше всего прошедшие на уроке(касающиеся преподавания и обучения): Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошёл ещё лучше?(касающиеся преподавания и обучения) Что я выяснил на уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников, на что обратить внимание на следующем уроке? |
Приложение А
История изучения вирусов (сообщение ученика)
– Вирусы были открыты в 1892 году русским ученым – ботаником Д.И.Ивановским при изучении мозаичной болезни табака (пятнистость листьев) . Он обнаружил, что здоровое растение можно заразить соком пораженного даже после пропускания этого сока через тонкие фильтры, задерживающие все бактерии. Такие вирусы называют “фильтрующимися” вирусами. Вирусология-наука, изучающая вирусы.
Приложение Б
Вирусы — это неклеточныв формы жизни, различимые только под электронным микроскопом. Это внутриклеточные паразиты. За пределами клетки они не проявляют своих свойств и имеют кристаллическую форму. |
Строение вирусов |
Наиболее просто организованные вирусы представляют собой нуклеопротеид, состоящий из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки (капсида). |
Р азнообразие вирусов
Приложение В
Вирусы вызывают табачную мозаику у растений, оспу, грипп, полиомиелит, гепатит, СПИД у человека. Наибольшую опасность в наше время представляет вирус СПИДа. Он попадает в организм человека при переливании крови, при половых контактах. Этот вирус поражает клетки организма, отвечающие за иммунитет. В результате человек оказывается беззащитным перед инфекционными болезнями и быстро погибает. |
Вирусы, благодаря мутированию и способности быстро размножаться внутри клеток, становятся устойчивыми к действию лекарств, и это обстоятельство затрудняет лечение таких вирусных заболеваний, как грипп, гепатит и др. |
Приложение Г
Задания для формативного оценивания Биология 7 класс.
Тема: Вирусы. Особенности строения вирусов как неклеточной формы организации жизни
Раздел Тема | Микробиология и биотехнология Вирусы. Особенности строения вирусов как неклеточной формы организации жизни | ||
Цель обучения | 7.4.3.4 -объяснять принадлежность вирусов к неклеточной форме жизни | ||
Уровень навыков мышления | Применение , анализ,синтез | ||
Критерии оценивания | знают строение и этапы развития вируса сравнивают с живыми организмами | ||
Задание 1 | |||
Найдите в тексте учебника рис 219 строение вирусной частицы, изучите Соберите модель вируса Сделайте надписи: оболочка, капсид, НК-нуклеиновая кислота | |||
Критерий оценивания | Дескриптор | баллы | |
Собирает модель Делает надпись | Собирает модель вируса Делает надпись -\облочка Делает надпись- капсид Делает надпись -нуклеиновая кислота сравнивает с текстом учебника | 1 1 1 1 1 | |
| | 5 |
Задание 2
Раздел Тема | Микробиология и биотехнология Вирусы. Особенности строения вирусов как неклеточной формы организации жизни | ||
Цель обучения | 7.4.3.4 -объяснять принадлежность вирусов к неклеточной форме жизни | ||
Уровень навыков мышления | Применение , анализ, синтез | ||
Критерии оценивания | Моделирует схему развития вируса | ||
Задание 2 | |||
Напиши объект А Напиши объект В Смоделируйте схему развития вируса, укажите правильную последовательность стрелками, запиши А 2 В 1 2 3 5 4 6 А________ В________ _ __ ___ ___ ___ ___ ___ | |||
Критерий оценивания | Дескриптор | баллы | |
Моделирует схему развития вируса | Распознает объект А Распознает объект В Правильно определяет последовательность | 1 1 3 | |
| | 5 |
Задание 3
Раздел Тема | Микробиология и биотехнология Вирусы. Особенности строения вирусов как неклеточной формы организации жизни | |||||||||||||||||||||||||
Цель обучения | 7.4.3.4 -объяснять принадлежность вирусов к неклеточной форме жизни | |||||||||||||||||||||||||
Уровень навыков мышления | Применение , анализ, синтез, оценка | |||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания | Сравнивает вирусы с живыми организмами | |||||||||||||||||||||||||
Задание 3 | ||||||||||||||||||||||||||
Сравните вирус с живым организмом поставьте плюсы в соответствующей строке
| ||||||||||||||||||||||||||
Критерий оценивания | Дескриптор | |||||||||||||||||||||||||
Сравнивает и выбирает признаки | Правильно определяет признак Обмен веществ Правильно определяет признак Рост Правильно определяет признак Генетический аппарат –НК Правильно определяет признак Белок Правильно определяет признак Питание Правильно определяет признак Дыхание Правильно определяет признак Воспроизведение себеподобных За каждый плюс 1 балл. | |||||||||||||||||||||||||
| |