Файл: Практическая работа 5 Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы Тема.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №5
«Проектирование учебного занятия на основании примерной
рабочей программы »
Тема | КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ? | |||
Цель | Познакомить с признаками насекомых и показать их многообразие и красоту; выявить важнейшие признаки насекомых. | |||
Задачи |
| |||
| Предметные: научатся сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные; регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | |||
Формы обучения | фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах | |||
| Краткое учебное содержание. | |||
Самоопределение к деятельности (организационный момент) | Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на урок. Урок начинается с чтения следующих стихотворных строк: Учитель. Ребята! Готовы к уроку? Дети. Да! Учитель. На вас надеюсь я, друзья. Дети. Мы хороший дружный класс – Все получится у нас! Учитель. Сядьте, пожалуйста, девочки. Сядьте, пожалуйста, мальчики. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | ||
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Цель: проверить знания детей по пройденному материалу с помощью тестирования (выбора правильного ответа из нескольких). – На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая была тема предыдущего урока? («Что такое хвоинки?») – Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушаете вопросы, а ответы выкладываете с помощью цветных кружков. 1. Как правильно назвать лист хвойного дерева? а) колючка; б) иголка; в) хвоинка. Слайд. 2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму? а) сосна; б) лиственница; в) кедр. Слайд. 3. Какое дерево не является хвойным? а) лиственница; б) черёмуха; в) ель. Слайд. 4. Какое дерево не является лиственным? а) кедр; б) берёза; в) осина. Слайд | Повторение имеющихся у учащихся знаний и умений, но и на формирование личностных смыслов познания и на их рефлексию, что способствует активизации познавательной деятельности и разворачиванию мотивационных механизмов. | ||
Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения). | Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы (задачи). – Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Здесь живут наши друзья, узнайте их. (Включается запись звуков пчёл на лугу.) Слайд Кто это? – Как одним словом можно назвать этих животных? (Насекомые.) – А каких животных мы называем насекомыми? По каким признакам вы определяете, что это насекомое? – Назовите цель урока. (Узнать, каких животных мы называем насекомыми.) – На уроках окружающего мира нам помогают изучать мир герои учебника. Узнайте одного из них: Т рудится с утра до ночи, Строит дом высокий очень. Муравейник – тёплый дом, Миллионы комнат в нём. Строит кто? Скажи скорей! Это крошка – … (муравей.) Встречайте Муравья Вопросика. (В класс входит Муравей Вопросик и говорит: – Ребята, я встретил по дороге Мудрую Черепаху, и она мне сказала, что я насекомое. А кто такие насекомые? – Давайте поможем Вопросику разобраться в этом вопросе. Присаживайся к нам Муравьишка, будь внимателен, мы с ребятами попробуем тебе помочь. | Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | ||
Открытие новых знаний о насекомых. Исследовательская работа | Цель: создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых. 1) Определение признаков насекомых. – Посмотрите внимательно на слайд и назовите животных, которые на нём изображены. (Пчела, стрекоза, муравей.) – Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.) – Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое. 2. Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья». «Крылья» – Как вы думаете, зачем насекомым крылья? Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи). Всем известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют...Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Например: – бабочка махаон совершает 5-6 взмахов в секунду; – майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду; – божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду; – пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов в секунду. Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву считают комаров – 500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду. При такой частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха. Вспомните, как нас раздражает ночное зудение летающего комара. – Но только ли у насекомых есть крылья? – Значит, данный признак нельзя считать главным. 3) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики». «Усики» – Ваши предположения, зачем насекомым усики? Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы. – Только ли у насекомых есть усики? – Значит, и этот признак нельзя считать главным. Слайд. 4) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка». «Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко». – Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко. Слайд 5) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног». «6 ног» – У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например: – у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу; – водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения; – богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву; – кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага. – Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых? – Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (Наличием трёх пар ног.) Слайд. | «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. | ||
Первичное закрепление. Игра «Узнайте насекомое» | Цель: проверить усвоение обучающимися полученных знаний о представителях группы насекомых. – Сейчас давайте проверим, как вы знаете представителей группы насекомых и поиграем в игру «Узнайте насекомое». Обратите внимание на главный признак насекомых, соблюдается ли он? (Дети стоя слушают загадку, отгадывают её и показывают изображение данного насекомого в классе.) Он по комнате кружит. Зло пищит, зудит, жужжит. Сел тихонько мне на лоб. Я его с размаху – шлёп! Увернулся он от драки. Вновь готовится к атаке. Превращает ночь в кошмар, Этот маленький…(Комар) Слайд – Кто был в г. Усинске? Видели ли вы там памятник комару? 12 октября 2012 года комар стал героем памятника, поскольку это наиболее распространённый живой организм, обитающий в северной тундре. На лугах и на опушке, Средь травы зеленой, Маскируется искусно Длинноус веселый! Стрекотание его, Часто режет уши, Никому не верит он – Хочешь, нет? А слушай! Ноги – длинные по плечи, Ну! Узнали? Он... (Кузнечик) Слайд Кто чуть свет уже в полёте От цветка и до цветка – Вся в пыльце, весь день в работе И жужжит наверняка! Кто нам дарит мёд душистый: Майский, липовый, лучистый, Чтоб простуда не взяла? Больно жалит кто? (Пчела)Слайд Не мычит коровка та, Нет рогов, копыт, хвоста, Молока нам не дает, Под листочками живет. В чёрных точках красный плащ носит жук. Растеньям – страж. С вредной тлёй воюет ловко эта...(Божия коровка) Слайд | Проверка результатов исследовательской работы. | ||
Самостоятельная работа в группах с проверкой по эталону | Цель: организовать выполнение задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их проверку по ЭТАЛОНУ. – А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах. Вы должны найти на карточках животных, которые не относятся к насекомым и зачеркнуть их. (Дети выполняют задание.) | ТАРАКАН Организация выполнения задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их проверку по эталону. ПАУК БАБОЧКА | ||
Самостоятельная работа в парах. | Цель: организовать самостоятельное выполнение заданий с применением новых знаний о насекомых. – Предлагаю вам стать учеными и определить существенные признаки животных, которые у вас представлены в коллекциях. Они все относятся к одной группе. (На партах у каждого ученика картинки насекомых.) – Рассмотрите внимательно картинки определите, что объединяет этих животных в одну группу. | ТАРАКАН Организация выполнения задания в парах с применением новых знаний о насекомых. | ||
Творческая работа «Роль насекомых в природе и жизни человека» | Цель: развивать умение логически завершать сказку, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль с целью воспитания бережного отношения к насекомым. – А сейчас мы попробуем все вместе сочинить сказку. Я начну, а вы продолжите. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она? Сказка «Спор животных» Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит» «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми». Решили тогда животные … – Продолжите сказку. Что решили животные? | Организация итоговой работы. | ||
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения |
| Оценивание результатов обучения учителем. | ||
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Цель: способствовать выработке у учащихся способности к самоанализу. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек: ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых. СИНЯЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю. КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке. Слайд | Оценивание результатов обучения учениками. | ||
| | |
Приложение к уроку
Тест «Насекомые» 1 класс
1.Отгадай загадку
Над цветком порхает, пляшет,
Ветерком узорным машет.
а) шмель;
б) бабочка;
в) муха.
2. Сколько ног у стрекозы?
а) 6;
б) 7;
в) 8
3. Определи насекомых?
А) комар;
Б) кузнечик;
в) черепаха;
г) ёрш;
д) оса.
4.Самый главный орган чувств у насекомых?
а) усики;
б) глаза;
в) ноги;
г) грудь.
5. Как называется красно-чёрный жук с длинным телом?
а) божья коровка;
б) жук- могильщик;
в) красотел пахучий,
6. С какими жуками люди борются?
а) колорадский жук;
б) жук – олень
в) жук – усач.
7.Какие насекомые живут в ульях?
а) осы;
б) шмели;
в) пчёлы.
8. Какие насекомые живут дружными трудолюбивыми семьями?
а) кузнечики;
б) муравьи;
в) бабочки;
г) пчёлы.
9. Выбери верное высказывание:
а) У насекомых шесть ног.
б) Все насекомые умеют летать.
в) Паук – это насекомое.
10. Назови отличительный признак насекомых.
а) умеют летать
б) есть крылья
в) 6 ног
г) маленькие по размеру