Файл: Декоративное искусство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Слайд 1. Французский термин art deco означает "декоративное искусство". Течение сформировалось в Европе 1920-х годов как ответ на бедствия Первой мировой войны и проявилось в архитектуре, скульптуре, дизайне интерьера, мебели, одежде, живописи. Стиль объединил стремление дизайнеров, архитекторов, художников создать иллюзию "роскошной жизни" и благополучия во времена духовной растерянности, пустоты первых послевоенных лет.

Слайд 2. Стиль Арт Деко особенно ярко проявление нашел в архитектуре и дизайне.

Интерьер Если вам нравится образный ряд фильма "Великий Гэтсби" или классических голливудских кинокартин 1920-30-х гг., то вы определенно неравнодушны к стилю арт-деко, а заодно и к демонстративной роскоши, блеску и некоторой экстравагантности. Упоминание Голливуда не случайно: из всех "богемных" интерьерных стилей арт-деко наиболее кинематографичен. В нем все напоказ, все буквально кричит о светском образе жизни хозяев, их высоком статусе и не менее высокой самооценке.

Слайд 3. Отличительные признаки стиля

  1. Геометричность форм.

Слайд 4. 2. Своеобразие цветовой гаммы. Поскольку арт-деко в интерьере обожает драматичность, он не может обойтись без контраста черного и белого, а привкус роскоши добавляют золото, серебро и благородные оттенки коричневого. Черный традиционно считается основой, а серый, алый, пунцовый, коричневый и прочие цвета играют второстепенную роль.

3. Зеркальности. Это самая необычная отличительная черта, находящая воплощение в фанатичной любви к зеркалам и отражающим поверхностям. Только арт деко может позволить себе зеркальные стены или потолок, не опасаясь обвинения в дурном вкусе. Обилие зеркал увеличивает пространство и добавляет света.

4. Эклектике. В особенности стиля арт деко входит умение объединять такие далекие друг от друга предметы, как стеклянный столик, шкура зебры, шкаф с зеркальными дверцами, красный кожаный диван и копия Венеры Милосской в единое целое. Элементы дизайна могут принадлежать к разным эпохам, но они не должны выглядеть дешево и непритязательно.

5. Выбору материалов. Здесь арт-деко неумолим: никакой пластмассы и всего, что ассоциируется с экономией и недолговечностью. Излюбленные материалы - натуральное дерево ценных пород, натуральный камень, стекло, натуральная кожа в естественном или позолоченном виде, сталь и алюминий.


Слайд 5. Особенности декора и меблирования.

Впечатление богатства, которое создает типичный дизайн в стиле арт-деко, во многом обусловлено обилием декора, но декор этот никогда не бывает избыточным. Это касается и отделки стен, и подбора аксессуаров. Декоративные элементы должны быть крупными, организующими пространство, с четкими геометрическими линиями. Характерный элемент декора - образ солнца в разных вариациях, от стилизованного изображения до чередования золотистых и черных лучей в оформлении стены.

Слайд 6. Типичные аксессуары арт-деко - это статуэтки, как правило, экзотические; массивные вазы; фотографии и картины (часто относящиеся к абстрактной живописи); напольные и настенные часы; звериные шкуры; серебряные сверкающие шкатулки и разные дорогие и необычные сувениры типа африканских масок. Декоративные растения в современный интерьер с элементами арт-деко вписываются только дорогие и необычные - пальмы, гигантские папортники, цитрусовые деревца.

Слайд 7. Все составляющие мебели должны быть столь же функциональны, сколь и привлекательны. Мебельные гарнитуры арт деко отличаются строгостью форм и четкими линиями, а впечатление роскоши создается за счет комбинирования разных материалов и лакированных поверхностей. Помимо этого, современный арт деко в интерьере благосклонен к металлическим элементам в соединении со стеклом. Популярны стеллажи, журнальные столики, кушетки, кресла и пуфики самых экстравагантных форм

Щедрое искусственное освещение - еще одна примета интерьера в стиле арт-деко: все должно сверкать и переливаться. Наиболее типичные люстры в стиле арт деко в интерьере - огромные шары, конусы или свисающие нити из хрусталя.

Слайд 9. Архитектура. Заметнее всего стилистика арт-деко заявила о себе в общественном масштабе: лучшие рестораны, дорогие отели, многоэтажные круизные лайнеры поражали современников великолепным внешним обликом и богатым внутренним убранством.

В США главным символом стиля стали небоскребы. В числе самых узнаваемых – Крайслер-билдинг в Нью-Йорке (работа архитектора Уильяма ван Аллена, 1930 год). Среди особенностей: 38-метровый стальной шпиль, семисводная крыша, фасадные скульптуры в виде эмблемы автогиганта

, горгульи-орлы по периметру и треугольные окна наподобие расходящихся солнечных лучей.

Слайд 9. В Нью-Йорке есть еще яркие представители архитектруы арт-деко – знаменитые небоскрёбы Empire State Building, General Electric Building .

Слайд 10. Многие из лучших примеров сохранившихся арт-деко являются кинотеатры, построенные в 1920-х и 1930-х годов. Период Art Deco совпал с переходом немого кино к звуку, были построены огромные театры в крупных городах, чтобы захватить огромную аудиторию. Кинотеатры в 1920-е годы часто сочетали экзотические темы в стиле арт-деко; Египетский театр Граумана в Голливуде (1922) был вдохновлен древних египетских гробниц и пирамид.

Слайд 11.

Слайд 12. Живопись. Арт-деко принёс в картины и другие произведения искусства элементы некоторых других направлений — экспрессионизма, модерна и кубизма. Их сочетание вместе с африканскими, восточными и другими экзотическими мотивами породило некоторую загадочность. Арт-деко, в свою очередь, повлиял на развитие других направлений искусства — в частности, конструктивизма и футуризма.

Среди картин межвоенного периода чистый стиль Арт Деко выделить очень трудно. Большинство художников использовали технику, заимствованную у кубистов.

Слайд 13. Типичным Арт Деко считают живопись Тамары де Лемпицки, родившейся в Польше, в творчестве которой преобладают модные портреты и эротическая обнаженная женская натура. За время жизни в Париже она как портретист достигла большого успеха в модных кругах. Дать определение техники письма де Лемпицкой можно, применив в веку машин ее собственное утверждение о том, что художник «не должен забывать о точности. Картина должна быть чистой и аккуратной».

Слайд 14. Рома́н Петро́вич Ты́ртов (Эрте) художник эпохи ар-деко русского происхождения, работавший в Париже и Голливуде. Взял псевдоним, чтобы «не позорить семью». Ради искусства Эрте пришлось отказаться от традиционной в семье карьеры военно-морского офицера: несмотря на недовольство отца-адмирала, в 1912 году Эрте уехал из Петербурга в Париж, чтобы никогда больше не вернуться в Россию.

Португалец Хосе де Альмада Негрейрос.

Слайд 15. Скульптура. В 1960-е годы Эрте впервые обратился к новому для себя виду искусства — скульптуре. Персонажи ранних рисунков и гуашей словно обрели плоть и кровь, переместясь в трехмерное пространство. Женские фигурки в точности сохраняли размеры и пропорции оригинала, но скульптура диктовала свои законы. Художник словно дорисовывал невидимые на листе детали и ракурсы.


Бронзовая поверхность подвергалась тщательной обработке, покрывалась позолотой и серебром.

В результате художник создал более сотни скульптур; для всех он разрабатывал оригинальные постаменты, превращая каждую работу в полномасштабную театральную постановку.

Слайд 16. Это название условно. Исходная модель могла существовать и в фаянсе, и в известняке - естественного цвета или раскрашенном, с кракелюром на глазури или без. Если для модерна были характерны растительные мотивы, то стиль ар-деко больше любил животных - медведей, тигров, пантер, голубей и пр. Чаще других использовались поливные глазури белых оттенков. Удаляясь от реализма,  скульпторы-анималисты 20-х годов передавали позы животных обобщенно, в кубистических формах. При минимуме частных подробностей облик животных оставался  узнаваемым.

Слайд 17. В изображении диких экзотических животных – пантер, львов, леопардов - нашло выражение увлечение экзотикой, наследием стран Востока и Африки, переживаемое в искусстве и моде того времени

Макс ле Верье - французский скульптор, основоположник арт-деко в скульптуре.

«Аккардеонист» - ощутимо влияние кубизма и футуризма.

Слайд 18. Для модного направления 20-х годов характерны мягкие извилистые или прямые линии пошива одежды без акцента на талии. Чтобы как-то продемонстрировать свое тело, наряды изготовлялись с вырезами, разрезами.

Тык. Платья в стиле Арт Деко выполнялись с открытыми плечами и открытой спиной. В нарядах присутствовал декор в виде изящных соблазнительных кружев, а ткань для пошива выбиралась либо полупрозрачный шифон и шелк, либо нежный бархат.

Длина юбки могла быть любой. В моде были как длинные изделия до пола, так и наряды до колен. Особый акцент делается на спине. Она может быть как полностью оголена, так и декорирована кружевами, бисером или бахромой.

Слайд 19. Большинство платьев изготовляются без рукавов очень простого прямого кроя, что напоминает собой прямоугольник. Вся сложность исполнения заключается в их декорировании:

  • к простым моделям из недорогой ткани добавлялись искусственные цветы, простые кружева, несложная драпировка;

  • дорогие наряды в стиле Арт Деко расшивались камнями, бисером и пайетками вручную;

  • самым распространенным рисункам служили абстрактные узоры или геометрические фигуры;

  • также распространен был принт, который невозможно встретить в обычной жизни – образ павлинов, драконов, лебедей;

  • нередка была отделка из натурального меха, перьев и бахромы.


Слайд 20. Самыми яркими аксессуарами выступают:

  • головные уборы – шляпки, береты, ободки, ленты, сеточка-вуаль и перья;

  • в качестве украшений использовались нити жемчуга, броские ожерелья, объемные серьги и браслеты;

  • неотъемлемой частью стиля арт-деко являются перчатки;

  • в качестве обуви выбор отдается простым и удобным лодочкам;

  • дополнить образ можно небольшой сумочкой или клатчем.