ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Общая характеристика первобытного общества
Время первобытного общества – это не только начальный, но и самый длительный отрезок в истории эволюции человечества, который охватывает более двух миллионов лет. За это время первобытное общество прошло огромный путь развития, на протяжении которого менялось хозяйственное устройство, социальные связи, нормы поведения, организация власти, представление древнего человека о мире.
В этот период происходило формирование физического типа современного человека, создавались различные орудия труда, изобретались и улучшались технологии их изготовления. Путем тяжелого физического труда и постепенных открытий первобытным людям удалось по крупицам создать уникальную культуру, значительно обогатить духовную жизнь.
К основным чертам первобытного общества относят:
-
коллективный труд; -
родоплеменная организация; -
отсутствие личной собственности; -
уравнительное распределение пищи и благ; -
примитивные орудия труда.
Выделяют три этапа, каждый из которых имеет свои отличительные черты:
-
Первобытное человеческое стадо. Начальный этап первобытного общества, во время которого закладывались основы поведения, социальных взаимоотношений. Основное занятие членов первобытного стада – охота и собирательство, а возглавлял их самый сильный и удачливый охотник. -
Родовая община. Являла собой группу людей, объединенных кровным родством и ведением совместного хозяйства. Несколько общин, живущих по соседству, составляли племя. На этом этапе древние люди начали расширять сферы свои деятельности, осваивая, помимо привычной охоты и собирательства, рыболовство, скотоводство, земледелие. Возникли новые способы обработки природных материалов и, соответственно, новые виды орудия труда и оружия. Управление родовой общиной было в руках старейшего представителя рода. -
Первобытная соседская община. Характеризовалась более сложной социальной структурой, с присваивающим и производящим хозяйством, трудовым распределением, растущими потребностями, зачатками индивидуальной собственности и социального неравенства. Во главе такой общины стоял избираемый вождь
Археологическая периодизация.
Для археологической периодизации критерием является материал и техника изготовления орудий труда (рубила, скребла, остроконечники. Использовались также и орудия из дерева — палки-копалки, дубины и копья); в соответствии с этим выделяются такие эпохи в развитии человечества, как каменный век (2 млн. — 6 тыс. лет назад) — древнейший период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись из камня, также из дерева и кости, он включал палеолит (начался более 2 млн. лет назад, завершился около VIII тыс. до н. э. В период палеолита человек овладевает огнём, появляются рисунки углём на стенах пещер или вырезанные на кости или камне в виде геометрического орнамента) , мезолит(среднекаменный век) — VIII—V тыс. до н. э. ) и неолит (новый каменный век) — V—III тыс. до н. э. В период неолита появляется земледелие и скотоводство, обработка глины в виде примитивной посуды (керамика), миниатюрной скульптуры и глинобитных жилищ. Глина — основной признак неолита), медный век (3—4 тыс. лет) переходный период от каменного века к бронзовому веку. В этот период появляются орудия из плавленой меди, которые соседствуют с каменными, бронзовый век (4—1 тыс. до н. э.) — исторический период, сменивший энеолит и характеризующийся распространением металлургии бронзы, бронзовых орудий и оружия. Появляется кочевое скотоводство и поливное земледелие, письменность и рабовладение и железный век (с начала 1 тыс. до н. э.) — период в развитии человечества, наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий и оружия.
5. Периодизация истории древней Греции
Историю Греции принято делить на пять крупных периодов:
Первый период связан с Крито-микенской цивилизацией (конец III–II тыс. до н.э.) Это время возникновения и расцвета на Крите и в Микенах древнейших дворцовых цивилизаций, созданных критянами-минойцами и греками-ахейцами (XIII–XII вв. до н.э.).
Второй период – «гомеровский» или «предполисный» (XI–IX вв. до н.э.) – характеризуется разложением родоплеменных отношений и формированием ранних государств.
Третий период – «архаический» (VII–VI вв. до н.э.) – время формирования античной полисной цивилизации, зарождение классического рабовладения, эпоха великой греческой колонизации.
Четвертый период охватывает V век до н.э. и называется «классическим периодом» – эпоха наивысшего расцвета античной греческой цивилизации, полисного строя, демократии, культуры.
Пятый период, названный «эллинистическим» (IV вв. до н.э.–334 г. до н.э.) связан с завоеваниями Александра Македонского на Востоке. Это время распространения античной цивилизации за пределы Средиземноморья, эпоха крупных эллинистических монархий.
6. Периодизация истории древнего Рима
Историю Древнего Рима принято делить на три крупных периода:
Царский период (с основания Рима в 753 г. до н.э до изгнания последнего царя в 510 г. до н.э.). Этот период характеризуется объединением италийских племен и формированием римской полисной общины.
Период Римской республики (с конца VI в. до н.э. по 30-е гг. I в. до н.э.). Он включает:
– историю ранней республики (V в. до н.э. – нач. III в. до н.э.), которая характеризуется формированием римского рабовладельческого общества, острой борьбой патрициев и плебеев, а также завоеванием Италии;
– время расцвета республики (III в. до н.э. – 30-е гг. II в. до н.э.), отмеченное стабилизацией общественного и государственного строя, большими завоеваниями римлян, приведшими к созданию мировой державы;
– время кризиса республики (30-е гг. II в. до н.э. – 30г. I в. до н.э.), ставшее эпохой гражданских войн и антиримских восстаний.
Период Империи (с 30-х годов I в. до н.э. до крушения Рима в 476 г. н.э.). Историю этого периода следует подразделить, в свою очередь, на:
– раннюю империю или принципат (I–II в. н.э.), переходное время от республиканской к имперской форме правления (династии Юлиев-Клавдиев, Флавиев, первых Антонинов);
– кризис рабовладельческого римского государства (III в. н.э.), проявившийся в социальной и политической нестабильности общества и государства;
– позднюю римскую империю или доминат (IV–V вв. н.э.), время утвердившейся императорской власти на фоне растущих внутренних противоречий и внешней угрозы. Завершением его стало падение Западной римской империи.
8. Франкское королевство
Образование Франкского королевства
Франки впервые упоминаются в римских источниках в III в. н. э. Это был большой племенной союз, сложившийся из нескольких более древних германских племен. Франки жили по нижнему и среднему течению Рейна и морскому побережью по Шельде. В III—IV вв. франки часто нападают на Римскую Галлию в поисках новых мест для поселения. Во второй половине IV в. они заняли Ток-сандрию (область между Маасом и Шельдой), поселившись здесь в качестве федератов империи. К середине V в. салические франки распространили свои владения на юг и запад до Соммы.
Вождь одного из франкских племен «салиев» — Хлодвиг (481— 511) после падения Западной Римской империи начал завоевание Северо-Восточной Галлии, которой правил римский магнат Сиагрий, бывший здесь ранее наместником императора. Разгромив в 486 г. близ Суассона войска Сиагрия, Хлодвиг захватил земли до Сены, а затем расширил владения франков до Луары. Захватив значительную часть Галлии, Хлодвиг устранил вождей — королей салических франков а также других франкских племен и объединил под своей властью всех франков.
Чтобы укрепить свою власть, Хлодвиг в 4Уо г. вместе со своей пружиной принял христианство по обряду ортодоксальной церкви в отличие от вестготов, остготов, вандалов, бургундов, лангобардов, которые были арианами. Это был ловкий политический шаг, который обеспечил Хлодвигу в ходе дальнейшего завоевания Галлии поддержку галло-римского духовенства, видевшего в арианской ереси угрозу своим богатствам, церковной собственности.
Завоевывая Галлию, франки в отличие от вестготов, остготов и других германских племен, вторгшихся в империю, никогда не порывали связи со своей родиной в Германии, что обеспечивало им в у — начале VI в. постоянный приток свежих сил из-за Рейна.
Полное отсутствие упоминаний в источниках о каком-либо регулярном разделе земель между франками и местным галло-римским населением дает основание думать, что франки располагались главным образом на пустующих землях, частично, возможно, и на землях, отобранных у местного населения. Дружинники получали земли и в доменах императорского фиска, которыми завладели франкские короли. На завоеванных землях франки селились кровнородственными объединениями — большими семьями. Массовое поселение франков ограничивалось, однако, территорией к северу от Луары. В Южной Галлии осел лишь узкий слой франкской служилой знати
10. Возникновение Ислама. Арабский халифат.
Местом возникновения ислама является западная часть аравийского полуострова, а датой принято считать 7 век нашей эры. Издревле эту местность населяли кочевые племена арабов. Именно здесь и появился пророк Мухаммед, жизнь которого и по сей день остается загадочной и обросшая множеством легенд.
Считается, что Мухаммед родился в городе Мекка и в молодые годы был пастухом. В 610 году в возрасте 40 лет он объявил себя пророком и начал проповеди в родном городе. Так произошло возникновение ислама – новой монотеистической религии. Мухаммед призывал верить в единого бога – Аллаха, призывая все родственные народы принять эту веру. Но власть восприняла его враждебно и тогда пророк со своими учениками бежал из Мекки в Медину, где создал мусульманскую общину и в течении 8 лет вел борьбу против Мекки. К 630 году Мекка была захвачена и объявлена центром ислама, который получил распространение по всему Аравийскому полуострову.
Главной священной книгой для всех мусульман является Коран. В нем описаны правила жизни каждого правоверного мусульманина, за строгое соблюдение которых он будет награжден пребыванием в раю. Если же мусульманин ослушается их или не верит в Аллаха, то его ждут адские муки. Раю и Аду в Коране уделено много страниц, на которых описывается удовлетворение всех человеческих потребностей в загробной жизни. Коран призывает распространять ислам на как можно большую территорию, что впоследствии подтверждалось эпохой арабских завоеваний.
Пик могущества Арабского Халифата, целью которого было распространить ислам по всей земле, пришелся с 632 по 655 годы. За это время арабы подчинили и обратили в ислам жителей следующих территорий: Аравийского полуострова, Ближнего Востока, Средней Азии, Малой Азии, Кавказа, Египта, Северной Африки, Крита и Кипра.
В 750 году династия Омейядов прервалась и к власти пришли Аббасиды. Произошел распад огромной державы на два независимых халифата – Кордовский (располагавшийся в Европе) и Аббасидский (унаследовавший остальные территории).
11. Формирование древнерусского государства. Особенности политического устройства и социально-экономического развития.
Датой образования Древнерусского государства принято считать 862 год, когда славяне из-за распрей между племенами пригласили «третью» сторону – скандинавских князей Рюриков для наведения порядка.
Существует две основные теории:
-
Норманнская теория (Г. Миллер, Г. Байер, М. М. Щербатов, Н.М. Карамзин): ссылаясь на летопись «Повесть временных лет», создание которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, ученые пришли к выводу, что государственность на Руси – дело рук норманнов Рюрика и его братьев; -
Антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, М. С. Грушевский, И.Е. Забелин): последователи данной концепции не отрицают участия приглашенных варяжских князей в становлении государства, но полагают, что Рюрики пришли не на «пустое» место и данная форма правления уже существовала у древних славян задолго до описываемых событий в летописи.
Существовали предпосылки и для образования государства у славян:
-
Объединение славянских племен для противостояния более могущественным соседям: В начале 9 века славянские племена были окружены более сильными государствами. На юге раскинулось большое средневековое государство – Хазарский каганат, дань которому были вынуждены платить северяне, поляне и вятичи. На севере выносливые и воинственные норманны требовали откупа от кривичей, ильменских словене, чудь и меря. Только объединение племен могло изменить существующую несправедливость. -
Разрушение родового строя и родовых связей: Военные походы, освоение новых земель и торговля привели к тому, что в родовых общинах, основанных на имущественном равенстве и ведении хозяйства сообща, появляются более сильные и богатые семьи – родовая знать; -
Общественное расслоение: Разрушение родового и общинного строя у славян привело к появлению новых слоёв населения. Так образовался слой родовой знати и дружинников. К первым относились потомки старейшин, которые сумели нажить больше богатства. Ко вторым, дружинникам – молодые воины, которые после военных походов не возвращались к земледелию, а становились профессиональными воинами, защищавшими правителей и общину. Слой простых общинников в знак благодарности за защиту воинам и князьям преподносили дары, которые в дальнейшем превратились в обязательную дань. Кроме того, выделился и слой ремесленников, которые отошли от земледелия и обменивали свои «плоды» труда на продукты. Появились и люди, живущие исключительно за счёт торговли – слой купцов. -
Развитие городов: В 9 веке большую роль в развитии общества играли торговые пути (сухопутные и речные). Все новые слои насления – знать, дружинники, ремесленники, купцы и земледельцы стремились селиться в поселках, стоящих на торговых путях. Таким образом, количество жителей увеличивалось, менялся общественный строй, появлялись новые порядки: власть князей превращалась во власть государственную, дань – в обязательный государственный налог, небольшие города – в крупные центры.