ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока по русскому языку
Тема: Междометие как особая часть речи.
Цель урока: Дать грамматическое понятие о междометии и его роли в речи.
Задачи:
1) сформировать умение различать междометие и уметь дифференцировать его по отношению к звукоподражательным словам, междометным глаголам, а также знаменательным словам, образованным от междометий;
научить правильно писать междометия, научить пунктуационным навыкам оформления междометий на письме.
2) развивать у учащихся такие исследовательские умения, как наблюдать, задавать вопросы и делать выводы.
3) мотивировать учащихся на ценностное отношение к проживаемому времени., позитивный настрой.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник Русский язык. 7 класс. Часть 2. тетради, мультимедийная аппаратура, презентация, рабочие листы.
Формируемые УУД:
1. Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности, применять навыки делового сотрудничества в группе.
2.Регулятивные: планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности.
3.Познавательные: работать с источниками информации, осознавать познавательную задачу, осуществлять синтез, сравнение, классификацию.
4.Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию; высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. момент | - Сейчас начнется урок русского языка, на котором мы будем думать, спорить, высказывать свои мысли, мнения, делать выводы и многое другое. Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга. | Приветствуют учителя. Садятся за парты. |
Актуализация знаний | Обратите внимание, на столах вы можете наблюдать раздаточный материал. Сегодня предлагаю для начала повторить пройденный материал с помощью игры и рабочих листов. 1. Возьмите конверты с надписью «Морской бой», вскрываем конверты, не показываем соседу по парте. Прочитаем вслух инструкцию. - О какой теме идет речи в задании? - Отлично, начинаем игру. (Данное задание создано по мотивам известной игры «Морской бой». Используем в качестве повторения темы «Производные предлоги и омонимичные части речи») (Приложение 1) 2. Скажите, какую часть речи мы изучили после предлогов? - Действительно, это частицы! С помощью рабочих листов, предлагаю вспомнить пройденный материал. Возьмите, раздаточный материал, с надписью: «Рабочие листы». (Приложение 2) -Нам представлены 11 вопросов по теме «Частица». Ответьте на вопросы, обведите цифру правильного ответа в кружок. -Давайте проверим, что у вас получилось. Зачитываем вопросы и называем варианты ответов. Прошу взять ручку/карандаш другого цвета, чтобы указывать на ошибки, если они у вас появятся. - Отлично поработали с «Рабочими листами», оцените свою работу галочкой по шкале от 1 до 5 баллов. Где 1б – не усвоил материал, 2б – плохо разбираюсь в материале, 3б- ещё не совсем разобрался в теме, 4 б – понимаю материал, но требуется иногда помощь, 5б – отлично понимаю материал. - Напоминаю, что на следующем уроке, пройдет самостоятельная работа по теме частицы НЕ и НИ. Если кто-то подзабыл тему, прошу обратиться к страницам учебника, либо воспользоваться QR-кодами с видео -уроками по данной теме. (Приложение 3) | Читают инструкцию игры: - Производные предлоги. Приступают к игре с соседом по парте –Частицы. Работают с «Рабочими листами», отвечают на вопросы. Проверяют: озвучивают вопрос, называют варианты ответов, указывают на ошибки. Выполняют самооценивание своей работы. Выдается раздаточный материал с QR-кодами по теме «Частицы НЕ и НИ» |
Самоопределение к деятельности | - А мы с вами переходим дальше. Чтобы узнать тему нашего урока, предлагаю обратить внимание на слайд. (Слайд 1) Здесь нам, представлены отрывки произведений известных писателей, давайте их прочитает и вспомним авторов и как обычно, за правильный ответ вы получите «комплимент/благодарность» от писателей в виде наклейки. (Для помощи в определении авторов, задаем наводящие вопросы) (Приложение 4, 4.1)
- Давайте рассмотрим/прочтем глазами ещё раз эти стихи (Слайд 5) - Скажите, какие части речи, вы здесь нашли? -Отлично, но, что же вы заметили ещё? -Можете ли, вы мне сказать, что это за части речи? -Как вы думаете, о чем мы сегодня должны узнать на уроке? - Чтобы нам это узнать, давайте откроем учебники на стр. 74. - Прочитаем название нового раздела. -Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? (Слайд 6) - Этой части речи и посвящён наш урок. - Как вы думаете, чему вы сегодня должны научиться? - Давайте поставим цель нашего урока. -Ребята, а Вы когда-нибудь заглядывали в паспорт человека? В нём очень много сведений: как зовут его обладателя, где и когда он родился, есть ли у него семья, где он проживает. Это основной документ гражданина страны. Так и каждой части речи тоже можно выдать свой паспорт. - Согласны? Что же будет в нём указано? - Разумеется, особенности этой части речи. (слайд 7) -А любую часть речи характеризуют ее признаки. Назовите их. - Итак, сегодня мы с вами попытаемся самостоятельно выявить отличительные признаки междометия, научимся находить междометия в тексте и выделять их знаками препинания. -Подпишите число, классная работа, новая тема урока «Междометие» | Читают стихи вслух, называют авторов, получают наклейку.
Части речи: Главные: сущ., прил., гл., наречия, местоим. Второстепенные: частицы, предлоги, союзы. -Есть слова «-ОХ», «-АХ» и др. -Нет. -Что это за часть речи. - Междометия и звукоподражательные слова. - О междометии - Сегодня мы должны узнать, что это за часть речи, её особенностях, научимся правильно писать междометия и выделять её знаками препинания, употреблять в речи. - Да. -Да. В нём указаны признаки, часть речи из них: 1. общее грамматическое значение; 2. морфологические и 3. синтаксические признаки. |
Работа по теме | Итак, тема есть, цель определена и начать работу я предлагаю со стихотворения «Междометие». (Приложение 5) На партах находятся карточки с этим же стихотворением. -Давайте прочитаем стихотворение вслух, на словах, которые выделены жирным шрифтом делаем больший акцент голосом. Проверка: - О чём стихотворение? - Перечислите междометия, которые вам встретились, в стихотворении. - Подчеркните строки, в которых говорится о том, какие чувства, настроения, побуждения могут выражать междометия - Попробуйте изменить эти слова. Изменяются ли они? - Можно ли к этим словам задать вопрос? - Являются ли эти слова какими-либо членами предложения? - Какие особенности правописания вы видите у них? - Какие особенности пунктуации вы можете отметить? - Итак, что же такое междометие? Для чего они нужны? - Дайте определение. -Чтобы убедиться верно ли мы сделали вывод о том, что такое «Междометие», прочитаем в учебнике на странице 74-75 теория под 1. -Верно ли мы дали определение? -Запишите определение к себе в тетрадь. -Прочитаем теорию под 2, 3. -Что может выражать междометие? -Рассмотрим теорию 4. - Скажите какие бывают междометия по составу. - Запишите себе к себе данный материал в тетрадь. - По образованию? -Что это значит? - Приведите примеры. - Запишите в тетрадь образование междометий. - Прочитаем теорию 6 и 7 – самостоятельно. - Скажите, что значит междометия используются в разговорной художественной речи. | Читают стихотворение. На выделенных словах делают акцент голосом. - О роли междометий, для чего используют. - «Ах-ах-ах». «Ой!». «Эй!». «Ох!». «Ух!». -Подчеркивают. -Нет. -Нет. -Нет. -При повторе слов используется дефис. - Выделение восклицательным знаком. - Междометие - это неизменяемые слова, которые не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Они используют для выражения чувств, эмоций. На письме выделяются запятыми или восклицательным знаком, а в устной речи произносят с особой восклицательной интонацией. Некоторые междометия пишутся через дефис, потому что образованы путём повторения. - Читают теорию. -Да. Записывают определение в тетрадь. - Поощрение, похвала, упрек, запрет, благодарность, восхищенье, возмущение, приветствие, страх. - Простые/сложные/составные. -Непроизводными и производными. - Непроизводные – не соотносятся с другими частями речи. - Производные – возникают в результате перехода в разряд междометий самостоятельных частей речи. -Ай, эх, ой – непроизводные. - Здравствуйте, спасибо – производными. -Отвечают на вопрос из теории. |
Закрепление изученного материала | -Предлагаю закрепить данный материал. -Выдаю вам рабочие листы о «части речи, которая живет сама по себе». -Читаем задания и выполняем все вместе. (Приложение 6) - Отлично поработали с «Рабочими листами», оцените свою работу галочкой по шкале от 1 до 5 баллов. (Где 1б – не усвоил материал, 2б – плохо разбираюсь в материале, 3б- ещё не совсем разобрался в теме, 4 б – понимаю материал, но требуется иногда помощь, 5б – отлично понимаю материал. | Работают с рабочими листами по новой теме. (Всё разбирают, выбирают нужно, задают вопросы, обращаются к теории и тд) Происходит самооценивание. |
Итог урока Рефлексия | Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог нашей работы. Ответьте на вопросы: - С каким новым разделом мы сегодня познакомились? -Можете ли, вы мне сказать, что это за часть речи? -Приведете пример чувств, которые может выражать междометие. -Достигли ли мы цели нашего урока? -Все ли задачи, поставленные на урок на удалось выполнить? Эх, урок подходит к концу. Давайте оценим, как мы прожили эти 45 минут - Оцените себя с помощью лучика эмоций. (Приложение 7) - Ох, как было хорошо! Лучше всех урок прошел! На уроке побывала, много нового узнала. Эмоции вы можете написать самостоятельно в виде междометий. | -Междометия и звукоподражательные слова. -Служебная часть речи, которая служит для выражения чувств и волеизъявлений, не называя их. -«Ах», -«Ура» и тд. - Да. -Да. Слушают стихотворение. Пишут свои эмоции от урока на кружке, после чего приклеивают его на лучик солнышка. |
Домашнее задание | Домашние задание упр. 113. Разъяснения по домашнему заданию. | Читают задание, задают вопросы, если есть. Записывают упражнение. |