Файл: Модель наставничества преподаватель преподаватель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГАПОУ "Оренбургский государственный колледж"

Модель наставничества

«преподаватель – преподаватель »

Оренбург, 2022




Цель и задачи модели наставничества
Основная идея: ускорение процесса профессионального становления и развития преподавателя, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности; развитие и укрепление традиций ГАПОУ «ОГК».

Цель проекта: успешное закрепление в ГАПОУ «ОГК» и в должности преподавателя молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учреждения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Задачи проекта:


  1. разработать нормативно-правовую базу по наставничеству на уровне учреждения;

  2. развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;

  3. ориентировать начинающего преподавателя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;

  4. регулярно проводить мониторинговые исследования среди молодых специалистов и наставников;

  5. способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;

  6. прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности; ускорить процесс профессионального становления преподавателя;

  7. распространить опыт работы на муниципальном и региональном уровнях.



Сроки реализации модели : 2022-2023 учебный год

  1. Предполагаемые результаты


НАСТАВНИКОВ:

  • повышение уровня квалификации руководящих и педагогических кадров;

  • подготовка методических рекомендаций;

  • наличие публикаций по указанному направлению.

МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ:

  • наличие диагностического инструментария по выявлению профессиональных затруднений педагогических работников,

  • повышение профессиональной компетентности преподавателей по вопросу организации урочной и внеурочной деятельности с обучающимися;

  • представление опыта работы на конкурсах профессионального мастерства и конференциях и семинарах разного уровня;

  • повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния.


  1. Этапы реализации инновационного проекта


Реализация системы наставничества в учреждении по модели «преподаватель преподаватель» включает 5 этапов: подготовительный, организационный, содержательно-коррекционный, диагностический и аналитический.

Этап

Содержание деятельности

Первый этап –

Изучение нормативно-правовой базы федерального и регионального

подготовительный:

уровней.

август-сентябрь

Подготовка нормативно-правовой базы учреждения.

2022 года

Повышение уровня квалификации руководящих и педагогических




кадров.




Изучение личных дел и психологических особенностей молодых




специалистов.




Формирование пар / групп «наставник – молодой специалист».




Создание на официальном сайте учреждения раздела




«Наставничество».

Второй этап организационный: сентябрь-октябрь 2022 года

Проведение обучающих семинаров для наставников.

Первичное посещение уроков и внеурочных мероприятий молодых специалистов.

Оказание адресной помощи молодым специалистам по итогам анализа

посещенных мероприятий.

Третий этап содержательно- коррекционный: октябрь 2022-апрель 2023 года

Организация и проведение Недели молодых специалистов. Взаимопосещение учебных занятий и отзыв по итогам их посещения (проведения).

Организация деятельности совета наставников. Обновление нормативно-правовой базы.

Оказание адресной помощи наставникам и молодым специалистам. Повышение уровня квалификации педагогических работников.

Распространение опыта работы на муниципальном, региональном и

всероссийском уровнях.

Четвертый этап

Диагностические методики (наставников и молодых специалистов):

диагностический:

- мониторинг профессиональных дефицитов педагогических

декабрь 2022 года,

работников;

июнь 2023 года

- изучение профессиональных потребностей педагогов. Анализ полученных результатов и их обсуждение.







Пятый этап



Анализ деятельности наставников и совета наставников.

аналитический:

август 2023 года

Результаты участия наставников и молодых преподавателей в мероприятиях разного уровня.







Результаты участия обучающихся молодых наставников в







мероприятиях разного уровня.







Результаты размещения информации на официальном сайте







учреждения в сети «Интернет».



Комплексный мониторинг эффективности реализации инновационного проекта

В целях выявления уровня педагогических затруднений и проблемных зон и выстраивания дальнейших направлений деятельности учреждения по методическому сопровождению педагогических работников проводится мониторинг профессиональных потребностей и дефицитов работников учреждения.

Задачи:


  • изучить уровень сформированности профессиональных компетенций, полноты и стабильности их проявления в профессиональной деятельности преподавателя,

  • оказать методическую помощь преподавателям в осознании своих профессиональных дефицитов для определения индивидуальных задач повышения профессиональной компетентности,

  • подготовить адресные рекомендации по итогам проведенного исследования,

  • определить возможные пути совершенствования диагностируемых компетенций.

Методы диагностики: анкетирование, самоанализ личностных и профессиональных качеств педагогов, беседы с преподавателем.

Определение уровня профессиональных компетенций преподавателей тесно взаимосвязано с оценкой их профессиональных потребностей. Информация, полученная в ходе мониторинговых исследований профессиональных компетенций, позволит внести коррективы в содержание методической службы учреждения

Каждому преподавателю необходимо оценить степень проявления педагогической деятельности, представленных знаний и умений в рамках выделенных компетенций по четырех балльной шкале, поставив галочку в соответствующей баллу графе:

  • 3балла- знание и умение ярко выражено и проявляется в деятельности практически всегда и стабильно;

  • 2балла- знание и умение выражено и проявляется в деятельности достаточно часто и полно;

  • 1балл- знание и умение как таковое не выражено и проявляется в деятельности редко и неполно;

  • 0баллов- знание и умение не проявляется, отсутствует.



Методическое сопровождение модели


Методическое сопровождение проекта представлено деятельностью научно- методической службы учреждения, деятельностью административного аппарата и работой совета наставников.

Последние два направления представлены ниже подробно.

п/п

Должность или структурное

подразделение


Сущность функций

1.

Директор учреждения

  • Общее руководство.

  • Создание в учреждении психологически комфортной образовательной среды наставничества.

  • Адресная и групповая помощь наставникам и молодым специалистам.

  • Управленческий и методический контроль за

сроками реализации.

2.

Методист

  • Оказание помощи при разработке рабочих программ.

  • Адресная помощь наставникам и молодым специалистам.

  • Контроль за своевременным прохождением курсовой подготовки.

3.

Ответственный по учебной работе

  • Составление графика посещения урочных и внеурочных мероприятий.

  • Посещение и анализ урочных и внеурочных мероприятий.

  • Адресная помощь молодым специалистам.

  • Контроль за качеством реализации образовательных программ.

4.

Совет наставников

  • Повышение своего профессионального уровня.

  • Раскрытие личностного, профессионального, творческого потенциала молодых специалистов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории.

  • Оказание помощи в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников учреждения.

  • Содействие увеличению числа закрепившихся в профессии молодых педагогов.

  • Оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации преподавателя, в отношении которого осуществляется наставничество.

  • Знакомство педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными

формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный

уровень.



Дорожная карта внедрения системы наставничества на период с 30.03.2023 по 31.08.2023

п/п

Наименование мероприятия/виды

деятельности по его

подготовке и организации

Сроки прове- дения

Категория(и) участников

Ответственные

1.

Изучение и

систематизация документов и

материалов по проблеме наставничества

До 01.04.2023

Преподаватели

Администрация учреждения

2.

Подготовка нормативной базы

реализации программы наставничества в

учреждении

До 01.04.2023

Преподаватели

Администрация учреждения

3.

Создание совета наставников и формирование пар

«наставник – наставляемый»

До 01.04.2023

Преподаватели

Администрация учреждения

4.

Информирование родителей (законных представителей), педагогов, обучающихся о возможностях и целях программы

наставничества

Март - апрель

Участники образовательных отношений

Методист

5.

Разработка персонифицированных программ

наставничества

До 03.04.2023

Преподаватели, наставник

Методист, совет наставников

6.

Обучение наставников

Апрель

Наставники

методист

7.

Организация работы в соответствии с

персонифицированными программами.

В течение всего периода

Молодые

специалисты и наставники

Администрация учреждения,

совет наставников

8.

Оказание психологической помощи молодым специалистам.

По мере обращения

Молодые

специалисты

Педагог- психолог

9.

Курсовая подготовка молодых специалистов и наставников.

В течение всего периода

Молодые

специалисты и наставники

Администрация учреждения,

совет наставников

10.

Организация текущего контроля достижения планируемых результатов

наставниками.

Июнь

Преподаватели

Администрация учреждения,

совет наставников

11.

Мониторинг молодых специалистов и наставников.

Июнь

Преподаватели

Методист

12.

Отчеты по итогам реализации дородной карты и персонифицированных программ.

Июнь

Преподаватели

Администрация, кураторы

13.

Мотивация и поощрение.

Август

Преподаватели

Администрация учреждения