ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГАПОУ "Оренбургский государственный колледж"
Модель наставничества
«преподаватель – преподаватель »
Оренбург, 2022
Цель и задачи модели наставничества
Основная идея: ускорение процесса профессионального становления и развития преподавателя, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности; развитие и укрепление традиций ГАПОУ «ОГК».
Цель проекта: успешное закрепление в ГАПОУ «ОГК» и в должности преподавателя молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учреждения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи проекта:
-
разработать нормативно-правовую базу по наставничеству на уровне учреждения; -
развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса; -
ориентировать начинающего преподавателя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; -
регулярно проводить мониторинговые исследования среди молодых специалистов и наставников; -
способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; -
прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности; ускорить процесс профессионального становления преподавателя; -
распространить опыт работы на муниципальном и региональном уровнях.
Сроки реализации модели : 2022-2023 учебный год
-
Предполагаемые результаты
НАСТАВНИКОВ:
-
повышение уровня квалификации руководящих и педагогических кадров; -
подготовка методических рекомендаций; -
наличие публикаций по указанному направлению.
МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ:
-
наличие диагностического инструментария по выявлению профессиональных затруднений педагогических работников, -
повышение профессиональной компетентности преподавателей по вопросу организации урочной и внеурочной деятельности с обучающимися;
-
представление опыта работы на конкурсах профессионального мастерства и конференциях и семинарах разного уровня; -
повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния.
-
Этапы реализации инновационного проекта
Реализация системы наставничества в учреждении по модели «преподаватель – преподаватель» включает 5 этапов: подготовительный, организационный, содержательно-коррекционный, диагностический и аналитический.
Этап | Содержание деятельности | |
Первый этап – | Изучение нормативно-правовой базы федерального и регионального | |
подготовительный: | уровней. | |
август-сентябрь | Подготовка нормативно-правовой базы учреждения. | |
2022 года | Повышение уровня квалификации руководящих и педагогических | |
| кадров. | |
| Изучение личных дел и психологических особенностей молодых | |
| специалистов. | |
| Формирование пар / групп «наставник – молодой специалист». | |
| Создание на официальном сайте учреждения раздела | |
| «Наставничество». | |
Второй этап – организационный: сентябрь-октябрь 2022 года | Проведение обучающих семинаров для наставников. Первичное посещение уроков и внеурочных мероприятий молодых специалистов. Оказание адресной помощи молодым специалистам по итогам анализа посещенных мероприятий. | |
Третий этап – содержательно- коррекционный: октябрь 2022-апрель 2023 года | Организация и проведение Недели молодых специалистов. Взаимопосещение учебных занятий и отзыв по итогам их посещения (проведения). Организация деятельности совета наставников. Обновление нормативно-правовой базы. Оказание адресной помощи наставникам и молодым специалистам. Повышение уровня квалификации педагогических работников. Распространение опыта работы на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. | |
Четвертый этап – | Диагностические методики (наставников и молодых специалистов): | |
диагностический: | - мониторинг профессиональных дефицитов педагогических | |
декабрь 2022 года, | работников; | |
июнь 2023 года | - изучение профессиональных потребностей педагогов. Анализ полученных результатов и их обсуждение. | |
| | |
Пятый этап | – | Анализ деятельности наставников и совета наставников. |
аналитический: август 2023 года | Результаты участия наставников и молодых преподавателей в мероприятиях разного уровня. | |
| | Результаты участия обучающихся молодых наставников в |
| | мероприятиях разного уровня. |
| | Результаты размещения информации на официальном сайте |
| | учреждения в сети «Интернет». |
Комплексный мониторинг эффективности реализации инновационного проекта
В целях выявления уровня педагогических затруднений и проблемных зон и выстраивания дальнейших направлений деятельности учреждения по методическому сопровождению педагогических работников проводится мониторинг профессиональных потребностей и дефицитов работников учреждения.
Задачи:
-
изучить уровень сформированности профессиональных компетенций, полноты и стабильности их проявления в профессиональной деятельности преподавателя, -
оказать методическую помощь преподавателям в осознании своих профессиональных дефицитов для определения индивидуальных задач повышения профессиональной компетентности, -
подготовить адресные рекомендации по итогам проведенного исследования, -
определить возможные пути совершенствования диагностируемых компетенций.
Методы диагностики: анкетирование, самоанализ личностных и профессиональных качеств педагогов, беседы с преподавателем.
Определение уровня профессиональных компетенций преподавателей тесно взаимосвязано с оценкой их профессиональных потребностей. Информация, полученная в ходе мониторинговых исследований профессиональных компетенций, позволит внести коррективы в содержание методической службы учреждения
Каждому преподавателю необходимо оценить степень проявления педагогической деятельности, представленных знаний и умений в рамках выделенных компетенций по четырех балльной шкале, поставив галочку в соответствующей баллу графе:
-
3балла- знание и умение ярко выражено и проявляется в деятельности практически всегда и стабильно; -
2балла- знание и умение выражено и проявляется в деятельности достаточно часто и полно; -
1балл- знание и умение как таковое не выражено и проявляется в деятельности редко и неполно; -
0баллов- знание и умение не проявляется, отсутствует.
Методическое сопровождение модели
Методическое сопровождение проекта представлено деятельностью научно- методической службы учреждения, деятельностью административного аппарата и работой совета наставников.
Последние два направления представлены ниже подробно.
№ п/п | Должность или структурное подразделение | Сущность функций |
1. | Директор учреждения |
сроками реализации. |
2. | Методист |
|
3. | Ответственный по учебной работе |
|
4. | Совет наставников |
формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень. |
Дорожная карта внедрения системы наставничества на период с 30.03.2023 по 31.08.2023
№ п/п | Наименование мероприятия/виды деятельности по его подготовке и организации | Сроки прове- дения | Категория(и) участников | Ответственные |
1. | Изучение и систематизация документов и материалов по проблеме наставничества | До 01.04.2023 | Преподаватели | Администрация учреждения |
2. | Подготовка нормативной базы реализации программы наставничества в учреждении | До 01.04.2023 | Преподаватели | Администрация учреждения |
3. | Создание совета наставников и формирование пар «наставник – наставляемый» | До 01.04.2023 | Преподаватели | Администрация учреждения |
4. | Информирование родителей (законных представителей), педагогов, обучающихся о возможностях и целях программы наставничества | Март - апрель | Участники образовательных отношений | Методист |
5. | Разработка персонифицированных программ наставничества | До 03.04.2023 | Преподаватели, наставник | Методист, совет наставников |
6. | Обучение наставников | Апрель | Наставники | методист |
7. | Организация работы в соответствии с персонифицированными программами. | В течение всего периода | Молодые специалисты и наставники | Администрация учреждения, совет наставников |
8. | Оказание психологической помощи молодым специалистам. | По мере обращения | Молодые специалисты | Педагог- психолог |
9. | Курсовая подготовка молодых специалистов и наставников. | В течение всего периода | Молодые специалисты и наставники | Администрация учреждения, совет наставников |
10. | Организация текущего контроля достижения планируемых результатов наставниками. | Июнь | Преподаватели | Администрация учреждения, совет наставников |
11. | Мониторинг молодых специалистов и наставников. | Июнь | Преподаватели | Методист |
12. | Отчеты по итогам реализации дородной карты и персонифицированных программ. | Июнь | Преподаватели | Администрация, кураторы |
13. | Мотивация и поощрение. | Август | Преподаватели | Администрация учреждения |