Файл: Занятие 1 (лекции n 13, темы 17) Процесс принятия решений (семинар) часть 1 Вопросы семинара.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полномочиями по определению эффективности и целесообразности расходов
государственных средств и использования федеральной собственности.

Такая структура управления земельной собственностью закрепляет
принцип разделения властей и теоретически исключает возможность
превалирования интересов одного из органов власти. Однако на практике
дело обстоит иначе.

По свидетельству специалистов, в результате проведенной
административной реформы действительно произошло четкое разграничение
регулирующих, исполнительских и контрольных функций, а также было
устранено их дублирование. Вместе с тем разделение функций по выработке
государственной политики и распоряжению собственностью породило новую

проблему: распространение лоббирования на уровне подготовки решений и
исключение органов, непосредственно управляющих имуществом
государства, из системы согласований. Опыт крупнейшего методолога в
области управления государственной собственностью – Росимущества
оказался невостребованным. Произошло усложнение системы согласования
проектов решений, удлинение сроков их одобрения. Негативные тенденции
усугубил действующий порядок разработки государственных решений.
Рассмотрим его подробнее.

Порядок подготовки и принятия проекта правительственного
нормативно-правового акта (далее: законопроекта или нормативного акта)
согласно действующему законодательству включает три блока: разработка и
утверждение концепции законопроекта, разработка его текста и согласование
с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти,
анализ и утверждение.

Разработка концепции законопроекта является одним из основных
этапов законопроектной работы. Она может осуществляться самостоятельно
федеральным органом исполнительной власти или с привлечением научно-
исследовательских организаций. К разработке концепции законопроекта
привлекаются высококвалифицированные специалисты, обладающие
необходимыми знаниями действующего законодательства и практикой его
применения.

Концепция нормативно-правового акта включает основную идею
законопроекта, аргументированное обоснование необходимости и цели его
принятия, предмет регулирования, круг лиц, на которых распространяется
его действие, место будущего закона в системе действующего
законодательства, общую характеристику механизма действия законопроекта

и его основные параметры. Варианты решений изначально жестко
определены концепцией законопроекта. Деятельность исследовательской
организации или творческого коллектива регламентирована контрактом о
предоставлении услуг федеральному органу исполнительной власти и

концепцией законопроекта; не проводятся расчеты по альтернативным
вариантам комбинаций изменяемых параметров. Значительное влияние на
концепцию законопроекта при ее утверждении оказывает Правительство, оно
же затем принимает окончательное решение. Такая ситуация сводит к
формальности обоснование целесообразности и разработку качественных
социально- и финансово- экономических обоснований принимаемых
решений.

На втором этапе на основе представленной концепции проект решения
включается в план законопроектной деятельности Правительства России,
определяются исполнители и соисполнители, лица, ответственные за
разработку и представление законопроекта, формулируется его рабочее
название. Главный исполнитель готовит проект нормативно-правового акта в
соответствии с разработанной концепцией. Законопроект согласовывается со
всеми соисполнителями и заинтересованными органами, которые выносят
заключения с рекомендациями по итогам согласований проекта.
Согласование может проходить в форме выдачи резолюции и визирования
проекта главного исполнителя. Практика показывает, что и на этапе
проведения согласительных процедур существуют некоторые
злоупотребления: недостоверно ведется протоколирование совещаний, из
подшивки документов к резолюции убираются замечания. В результате
позиции участников согласований зачастую игнорируются.

Третий этап включает правку законопроекта в соответствии с
полученными замечаниями и заключениями, подготовку сопроводительных
документов к законопроекту, представляемому в Правительство Российской
Федерации. Далее законопроект с пакетом приложений (пояснительной
запиской, финансово-экономическим обоснованием, заключением Минюста
России и проектом распоряжения Правительства РФ) направляется в
Правительство РФ, затем в Государственную Думу РФ. Принятые
Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней
передаются на рассмотрение Совета Федерации РФ. После одобрения



Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту, который
либо накладывает вето, либо подписывает его. Фактически основными
документами, удостоверяющими целесообразность и обоснованность
государственного решения в форме нормативно- правового акта, являются
пояснительная записка и финансово- или социально-экономическое
обоснование. Пояснительная записка содержит краткое обоснование
необходимости разработки законопроекта: предмет, цели, основные
положения и условия его реализации; прогноз социально- экономических и
иных последствий реализации законопроекта; место решения в системе
действующего законодательства и вытекающие из него последствия для
нормативно-правовой базы. Подготовка финансового и социально-
экономического обоснований принимаемого решения законодательно
определена лишь в случае острой необходимости, а также в случае анализа
законопроектов, предусмотренных частью 3 статьи 104 Конституции РФ.
Содержание данных документов не регламентируется, а ответственность за
их подготовку возложена на Министерство финансов и Министерство
экономического развития РФ соответственно.

Анализ рабочих документов органов государственной власти показал,
что финансово-экономические обоснования даются в сжатом виде, при этом
отсутствуют даже простейшие расчеты оценки экономической, правовой и
социальной эффективности. В редких случаях проводится расчет ожидаемого
бюджетного эффекта от реализации проектируемого решения. Таким
образом, основными стадиями, на которых определяется содержание
законопроекта, а также происходит его оценка, являются разработка
концепции, согласование проекта с соисполнителями, подготовка
пояснительной записки и финансово-экономического обоснования. В то же
время именно на этих стадиях сосредоточены самые значительные
недоработки, которые ведут к принятию по большей части политических
(особенно в сфере управления землей), а не экономических решений. Кроме
этого, затягивается процедура принятия решений, поскольку

регламентирован только период времени на ту или иную стадию разработки
и принятия законопроекта. В целом этап согласований может происходить
сколько угодно раз. Таким же образом может меняться и концепция проекта.
Это приводит к тому, что ко времени его принятия решение утрачивает свою
актуальность. Думается, такая ситуация отнюдь не способствует повышению

эффективности решений в сфере управления земельными отношениями и
требует незамедлительного принятия мер, одной из которых должно стать
внедрение обязательной процедуры оценки эффективности государственных
решений по управлению земельными объектами, а для этого следует:

– разработать методику оценки эффективности государственных
решений в области управления земельными объектами;
– сформировать соответствующие подсистемы управления оценкой
эффективности (организации, анализа и учета, контроля и отчетности);
– скорректировать механизм принятия государственных решений.

Ответ:
Основные проблемы, оказывающие негативное влияние на эффективность государственных решений:


  1. Распространение лоббирования на уровне подготовки решений и
    исключение органов, непосредственно управляющих имуществом
    государства, из системы согласований.

  2. Формальности обоснования целесообразности и разработки качественных социально- и финансово- экономических обоснований принимаемых решений.

  3. Недостоверно ведутся протоколирования совещаний, из подшивки документов к резолюции убираются замечания. В результате позиции участников согласований зачастую игнорируются.

  4. Сложная система перехода в разные государственные органы согласования законопроекта приводит к принятию по большей части политических (особенно в сфере управления землей), а не экономических решений.

  5. Затягивание процедуры принятия решения. Ко времени его принятия решение утрачивает свою актуальность