Файл: Этнокультурная история Древней Руси viiixi вв.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИУЛЬТУРЫ»
Факультет документных коммуникаций


Курсовая работа
По учебной дисциплине «Этнология» на тему:

«Этнокультурная история Древней Руси VIII-XI вв.»

Работу выполнил: студент

Корнаухов Павел Александрович


Орел, 2017

Оглавление

Введение 3

Глава 1. История и культура восточных славян 6

1.1. Происхождение и расселение восточных славян 6

1.2. Культура восточных славян: быт, обычаи, религия 13

Глава 2. Культура Древней Руси 20

2.1. Влияние византийской культуры на художественную культуру Древней Руси 20

2.2. Развитие русской культуры под влиянием Золотой орды 26

Заключение 31

Список литературы 33



Введение



Среди известных мировых цивилизаций, воплотивших в себя достижения конкретного этноса или этносов на определенных исторических этапах развития, русской цивилизации принадлежит особое место. Оно было уготовлено ей уникальной исторической судьбой и феноменом развития культуры русского народа, основанной на синтезе и трансформации разнохарактерных традиций Запада и Востока, а так же восприятии культурных достижений оседло-земледельческого и кочевого миров Евразии.

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с развитием восточнославянского народа, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. Культура выражает духовную сущность народа, его взгляды на мир, природу, человеческие отношения. Культура Руси складывается в те же века, что и зарождение государства. Особенность культуры Древней Руси в том, что она складывалась и развивалась на достаточно большой территории, где жили различные племена: поляне, северяне, радимичи, и многие др.

Изучение происхождения и древнейшей истории славян представляет собой одну из наиболее сложных проблем в современной науке. На ее решение направлены усилия разных специалистов-историков, археологов, лингвистов, антропологов, этнографов. Наибольшие споры возникают при определении территории формирования славян (их прародины), хронологических рамок сложения славянской общности, при решении вопросов славянского глоттогенеза, выяснении связей археологических культур со славянскими племенами и преемственности культур.


В пору своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Древней Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Причем влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, а сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа.

Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития, встав вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить тюркские нашествия. И это был не единственный драматичный период в развитии культуры на Руси. Трудно представить, сколько бесценных памятников, обычаев и традиций было уничтожено во время революций, войн, борьбы с «пережитками старой идеологии».

Современный человек, испытавший печальный опыт потери культурных ценностей, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре, религии и быту, что, несомненно, поможет восстановить прерванную связь времен. Вышесказанное определило актуальность темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является - изучение этнокультурной истории Древней Руси VIII-XI в.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть вопрос о происхождении и расселении восточных славян;

- изучить культуру восточных славян и ее составляющие - быт, обычаи, религию;

- выяснить степень влияния византийской культуры на художественную культуру Древней Руси

- показать развитие русской культуры под влиянием Золотой орды.

Вопрос изучения этнокультурных особенностей Древней Руси и восточных славян повсеместно вызывает интерес среди многих исследователей (историков, этнологов, этнографов, культурологов и др.).



Особый вклад в изучение вопросов русской истории внесли такие видные деятели как В. Ключевский, С.Ф. Платонов, М.Н. Сперанский и т.д. В своих работах Д.И. Иловайский, П.В. Рябов, А.Р. Хабибуллина, Н.В. Меркульева и др. особенное внимание уделяют вопросам становления Руси и возникновения восточных славян, их расселению и укладу жизни, вопросам религии и культуры.

Последствия кочевых набегов, непосредственно отразившиеся на культуре Древней Руси, а также то влияние, которое было на нее оказано со стороны Византии, рассматривается в работах таких авторов как: Л.В. Машанова, П.П. Толочко, Е.Н. Черных, Р.Р. Ямилова и др.

Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.

Глава 1. История и культура восточных славян

1.1. Происхождение и расселение восточных славян



Начиная с XVIII века идут дискуссии на тему происхождения славянских племен - их прародина, хронологические рамки и т.д. Тем не менее, согласие среди ученых не достигнуто и в настоящем времени.

В XIX веке во всех трудах, которые касались древней истории древнерусского государства, рассматривалась норманнская теория.

История славянского имени, от его первого появления в истории и до образования в IX-X веке в нем государств Богемского, Сербского, Русского, Моравского, Польского и др., мало известна. Поколение славян, которые были вытеснены с берегов Черного моря и Дуная аварами, и удалились к северо-востоку, в VIII веке, вероятно, заняли все пространство от Оки до Вислы, от Ладожского озера до Днепровских порогов.

Какие народы обитали на этой территории до прихода новых поселенцев и как славяне там утвердились, с помощью оружия или других средств, не установлено достоверно. Это расширение территорий было следствием норманнского характера. Славяне могли признавать господство норманнов и жертвовать своей волей, но их национальность была неприкосновенной.

Особый интерес вызывает генетическая схема С.Ф. Платонова. Восточная ветвь славян на Днепр пришла, скорее всего, еще в VII веке, постепенно она расселялась и дошла до Верхней Оки и озера Ильменя.1

Из русских славян вблизи Карпат остались волыняне и хорваты (дужане и дулебы). Древляне, дреговичи и поляне основались на правом берегу Днепра и на правых его притоках.

Вятичи, радимичи и северяне пересекли Днепр и осели на его левых притоках, при этом вятичи успели продвинуться до Оки. Кривичи вышли на север, на верховье Западной Двины и Волги, а словене заняли речную систему озера Ильменя. В своем продвижении вверх по Днепру, на северо-восточных и северных окраинах своих новых поселений, славяне приходили с финскими племенами в непосредственную близость и постепенно оттесняли их все дальше на северо-восток и север.

В конце XIX века при определении места расселения ранних славян, вместе с лингвистическими и историческими данными стали привлекаться материалы топонимики. Появился труд А.Л. Погодина «Из истории славянских передвижений», где он дал очерк истории славян на основе сведений древних авторов. Погодин пришел к выводу, что ранние славяне населяли территории Волыни, Подолья и Польши, где обнаруживается много славянских гидронимов. Славяне занимали эти области с глубокой древности вплоть до раннего средневековья, когда начиналось их широкое расселение.
1

По вопросу о происхождении восточнославянских племен заслуживают особого внимания взгляды А.А. Шахматова. Он излагает следующим образом ход образования восточнославянских племен и народностей, помещая «первую прародину» всех славян в Прибалтику. Оттуда они, после ухода готов в III в., перешли на Вислу - свою «вторую прародину». Западная ветвь, отделившись, ушла на Запад, а восточно-южная двинулась на юг, в бассейн Дуная. Там произошло распадение на южную ветвь - склавинов, или словен, и восточную - антов, предков русских славян.2

Анты, спасаясь от аваров, поселились на Волыни и в Киевщине, это была «колыбель русского племени, русская прародина». То, что именно восточные славяне заселили эту область, двигаясь с юга вверх по Днепру, Шахматов доказывает тем, что они дали название Десны двум рекам - восточным (левым) притокам Днепра и Южного Буга, следовательно, эти реки были у них по правую сторону при их пересечении.

Переход части восточных славян на восточный берег Днепра был «первым раздроблением русской семьи»: восточнорусская ветвь перешла на Донец и Оскол; от нее же затем отделилась северная ветвь, заселившая Северное Поднепровье, а оттуда и верховья Западной Двины, Ловати и Волги. На старых местах осталась только южная ветвь. Так образовались «все три ветви русского племени: Восточная, Северная, и Южная».

Л. Нидерле дает такую схему образования восточнославянских народов. По его мнению, не было абсолютного единства русского народа, но первоначально различия между племенами были очень слабы. В связи с принятием христианства в X в. культурная общность между ними еще более усилилась. Однако эти племена, исконно населявшие Среднее Поднепровье, делились на две группы - северную и южную.1

В VI - VII вв. между той и другой выдвинулась с запада третья группа племен, хотя тоже родственная по происхождению первым двум, но находившаяся под польским влиянием: это были родимичи, вятичи и дреговичи. Часть этих племен, именно вятичи, слились с северной группой (так образовались великоруссы), а другая часть - родимичи и дреговичи - составила основу белорусского народа.

Концепция Нидерле сохраняет большой интерес и для современных исследователей - ее преимущество в том, что Нидерле подходит к проблеме не с узкоязыковой точки зрения.

По вопросам восточнославянского этногенеза следует некоторые наиболее обоснованные выводы: