Файл: Успехи современной науки 2016, 10, Том 5 43 юридические науки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Успехи современной науки
2016, №10, Том 5
43
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Симоненко Е.И., кандидат филологических наук,
Юрин А.М.,
Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина
ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы предупреждения преступлений коррупционной направленности, в том числе взяточничества. Несмотря на то, что законодателем предпринимаются попытки усовершенствования правовых механизмов противодействия этому крайне негативному социальному явлению, оно проявляется все в более изощренных формах. Взяточничество является одним из самых распространенных преступлений коррупционной направленности, опаснейшим криминальным явлением, которое подтачивает основы государственной власти.
Ключевые слова: взяточничество, коррупция, общее предупреждение преступлений, индивидуальное предупреждение преступлений, профилактика преступлений, специально-криминологическое предупреждение преступлений
Предупреждение преступности – современное направление в уголовной политике, состоящее из комплекса взаимосвязанных мероприятий, прово- димых государственными и общественными орга- нами для устранения причин, ее порождающих [2].
Рассматриваемая нами проблема предупреждения взяточничества актуальна, поскольку в Россий- ской Федерации на современном этапе социально- экономического развития борьба со взяточничеством приобрела острый характер, по- этому решение поставленной проблемы требует новых, современных подходов, сформировать ко- торые невозможно без глубого и детального ее изчучения.
Предупреждение преступности может быть осуществлено несколькими способами: общим предупреждением, индивидуальным предупре- ждением, профилактикой преступности, специ- ально-криминологическим предупреждением.
Общее предупреждение преступности состоит в деятельности, которая обеспечивает позитивное воздействие на социальные процессы и способ- ствует устранению действия криминогенных фак- торов.
Предупреждение индивидуальное – воздей- ствие на криминогенные факторы и условия, способствующие совершению преступлений определенными лицом.
Непосредственными объектами индивидуального предупреждения являются как конкретные лица, так и окружающая их микросреда.
Наряду с предупреждением преступлений часто употребляются понятия профилактики преступлений, их предотвращения.
Целью предупреждения преступлений, как и целью борьбы с преступностью, является проти- водействие криминальным процессам в обществе, обеспечение сдерживания, сокращение преступно- сти и темпов ее роста, защита личности, общества и государства от преступных посягательств. Эта цель находит свою конкретизацию в решении следующих задач: выявление и устранение или нейтрализация причин преступности и условий, способствующих их совершению; индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с противо- правным поведением; предотвращение замышлен- ных и готовящихся преступлений; снижение у населения и отдельных граждан риска стать жерт- вами преступных посягательств [4].
Общесоциальное предупреждение преступле- ний характеризуется тем, что составляющие его меры являются необходимым элементом социаль- но-экономической деятельности. Они, как прави- ло, связаны с улучшением материального благосо- стояния граждан, условий их труда и отдыха, укреплением дисциплины и организованности, а также с другими позитивными изменениями в об- ществе.
Специально-криминалогическое предупрежде- ние преступлений характеризуется совокупностью мер специально направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных проявлений. Объектами такого предупреждения являются как преступность в целом, так и ее виды, а также отдельные преступления.
Предупреждение преступности включает меры как общесоциального, так и специально-криминологического характера. Об- щесоциальное предупреждение преступности осуществляется в процессе развития общества.
Специально-криминологическая профилактика преступности включает меры по устранению при- чин и условий, способствующих совершению пре- ступлений данного вида, а также меры индивиду-
Успехи современной науки
2016, №10, Том 5
44
ально-профилактического воздействия на кон- кретных лиц.
Взяточничество является составной частью должностной и коррупционной преступности. В борьбе с должностной и коррупционной преступностью важное значение имеет предупре- ждение, то есть позитивное воздействие на ее при- чины и условия, профилактика и пресечение преступной деятельности отдельных лиц. Мерами такого предупреждения являются:
- совершенствование правовой базы борьбы с должностной и коррупционной преступностью
(принятие Федерального закона №273-ФЗ «О про- тиводействии коррупции» и других нормативных актов);
- совершенствование работы госаппарата и процедур решения им вопросов; четкая правовая регламентация служебной деятельности чиновни- ков; предоставление им зарплаты и услуг, обеспе- чивающих достойный уровень жизни;
- совершенствование подбора и расстановки кадров в государственном аппарате, увольнение с государственной службы лиц, нарушивших этиче- ские нормы поведения, связанные с осуществле- нием должностных полномочий;
- разработка и реализация на федеральном и региональном уровнях долгосрочных целевых программ борьбы с должностной и коррупцион- ной преступностью;
- осуществление повышенного контроля за доходами и расходами государственных, муниципальных и иных категорий служащих, за видами их деятельности, наиболее связанными с возможностью совершения должностных и кор- рупционных преступлений;
- обеспечение безопасности лиц, осуществля- ющих борьбу с должностными и коррупционными преступлениями, а также членов их семей;
- повышение уровня правоохранительной дея- тельности по предупреждению и пресечению фактов совершения должностных и коррупционных преступлений;
- совершенствование взаимодействия всех пра- воохранительных органов в работе по предупреждению и пресечению этих преступле- ний;
- установление и осуществление администра- тивного надзора за лицами, имеющими судимости за совершение тяжких должностных и коррупци- онных преступлений;
- использование средств массовой информации и системы образования, всех институтов граждан- ского общества для активного содействия осозна- нию гражданами страны опасности коррупции и тем самым снижения уровня общественной тер- пимости и ее проявлениям.
Наряду с указанными специально- криминологическими мерами важнейшее значение для предупреждения должностных и коррупцион- ных преступлений имеют устранение негативных последствий реформирования экономики, усиле- ние ее цивилизованных начал, повышение уровня жизни населения, а также эффективная повсе- дневная защита хотя и охраняемых законом, но зачастую нарушаемых государством прав и инте- ресов физических и юридических лиц. Преоблада- ние в деятельности государственных служащих решения задач защиты интересов личности, насе- ления над интересами государства, несомненно, будет способствовать снижению должностной и коррупционной преступности.
Индивидуальный уровень
(индивидуальная профилактика) представляет собой конкретизацию общесоциальных и специально- криминологических мер в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами.
Индивидуальная профилактика лиц достаточно полно разработана российскими криминологами.
Применительно к должностной преступности эти меры также могут осуществляться. В то же время индивидуальная профилактика имеет и свои спе- цифические мероприятия. Индивидуальная про- филактика возможна в различных формах, в первую очередь применяемых к должностным ли- цам, а именно: наблюдение за их поведением, их предостережение о недопустимости нарушения закона, использование иных средств правового контроля за их поведением; жесткий контроль за служебной деятельностью; привлечение этих лиц к уголовной, административной и другим видам юридической ответственности.
Решение названных и им подобных проблем с узкопредметных позиций криминалистики, опера- тивно-розыскной деятельности, несомненно, важ- но, но ключевую роль в разрешении этих вопросов необходимо решать на законодательном уровне – необходимо принятие базовых законодательных актов о противодействии коррупции в органах государственной власти и управления, усиление уголовной ответственности за должностные пре- ступления, так как «мягкость санкции является одним из главных факторов, обусловливающих рост должностной преступности» [5].
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что внутри общества существуют оценки, благоприятствующие нарушению закона. Этим во многом объясняется неистребимость взяточниче- ства и коррупции, и то, что «эти оценки широко распространены, объясняет, почему так трудно провести, казалось бы, очевидную дифференциа- цию между преступниками и законопослушными
Успехи современной науки
2016, №10, Том 5
45
гражданами» [3]. Гулягин Ю.В., анализируя прак- тику назначения наказаний за преступления, со- вершенные в рассматриваемых сферах, приходит к выводу, что суды по таким делам назначают отно- сительно мягкие наказания: лишение свободы условно, исправительные работы, штрафы. Как известно, «несоизмеримость получаемых винов- ными незаконных доходов с назначенным судом наказанием нередко побуждает их к совершению аналогичных преступлений» [1].
На основании вышеизложенного можно сде- лать вывод, что на данный момент необходимо усилить меры уголовно-правовой борьбы с взя- точничеством с учетом их общественной опасно- сти, латентности и тяжких последствий. Необхо- димо разработать оптимальный механизм эффек- тивной реализации уголовно-правовых норм, предусматривающей ответственность за соверше- ние данных преступлений.
Литература
1. Гулягин Ю.В. Направление главного удара // Законность. 2008. №6. С. 15.
2. Криминология: Учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С.
435.
3. Синенко С.А., Жерновой М.В. Тенденции развития преступности // Российский следователь. 2009.
№3. С. 12.
4. Уголовный процесс России: Учебник / А.С. Александров, Н.Н. Ковтун, М.П. Поляков, С.П. Серебро- ва; Науч. ред. В.Т. Томин. М.: «Юрайт-Издат», 2003. С. 30, 489.
5. Черкесова А.А. Взяточничество и коррупция: вопросы раскрытия и расследования // Российский сле- дователь. 2005. №8. С. 12.
References
1. Guljagin Ju.V. Napravlenie glavnogo udara // Zakonnost'. 2008. №6. S. 15.
2. Kriminologija: Uchebnik dlja vuzov / pod obshh. red. A.I. Dolgovoj. 3-e izd., pererab. i dop. M., 2007. S.
435.
3. Sinenko S.A., Zhernovoj M.V. Tendencii razvitija prestupnosti // Rossijskij sledovatel'. 2009. №3. S. 12.
4. Ugolovnyj process Rossii: Uchebnik / A.S. Aleksandrov, N.N. Kovtun, M.P. Poljakov, S.P. Serebrova;
Nauch. red. V.T. Tomin. M.: «Jurajt-Izdat», 2003. S. 30, 489.
5. Cherkesova A.A. Vzjatochnichestvo i korrupcija: voprosy raskrytija i rassledovanija // Rossijskij sledovatel'.
2005. №8. S. 12.
Simonenko E.I., Candidate of Philological Sciences (Ph.D.),
Yurin A.M.,
Belgorod Law Institute of the Interior Ministry of Russia named after I.D. Putilin
THE CHALLENGE OF PREVENTING BRIBERY
Abstract: the article deals with the problems of prevention of crimes of corruption, including bribery. Despite the fact that the legislator attempts have been made to improve the legal mechanisms to counter this extremely neg- ative social phenomenon, it manifests itself in more sophisticated forms. Bribery is one of the most common cor- ruption crimes, the most dangerous criminal phenomenon that undermines the foundations of state authority.
Keywords: bribery, corruption, general crime prevention, personal crime prevention, crime prevention, special- ly-criminological prevention of crimes