ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Механизмы социальной адаптации
В зависимости от объекта социальной адаптации, можно выделить некоторые ее виды.
Выделяют следующие типы дезадаптации:
В зависимости от степени глубины, деформации социализации можно выделить две стадии дезадаптации:
1 стадия социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися.
Кроме социальной дезадаптации выделяют также:
Условия успешного вхождения ребенка в школьную жизнь:
- высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;
- положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика;
- социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей;
- позитивные отношения с одноклассниками;
- хорошее физическое и психическое здоровье;
- адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;
Механизмы социальной адаптации
Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности. Механизмы социальной адаптации можно классифицировать по разным основаниям: по формам их принятия субъектом адаптации. Выделяются два основных механизма социальной адаптации: добровольный и вынужденный. Добровольная адаптация представляет собой ситуацию, при которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые субъекту средой, не противоречат его системе ценностных ориентаций, убеждений и идеалов и открывает перед субъектом новые перспективы и возможности и, поэтому, принимается без сопротивления, если даже для этого необходимо предпринять определённые усилия. Например, возможность сделать хорошую служебную карьеру или получать высокую заработную плату может рассматриваться человеком как основание и необходимость для смены места работы и адаптации в новом коллективе, получения образования, переквалификации и т.п. Трудности, неизбежно возникающие в ходе освоения новой среды и новых условий жизнедеятельности, принимаются субъектом как «трудности роста», через которые надо пройти, для получения желаемого. Вынужденная адаптация, напротив, ситуация, при которой характеристики и свойства новой для субъекта среды жизнедеятельности, не соответствуют и противоречат его ценностно-нормативным установкам. Однако, при этом, субъект не может не принять эти характеристики. Внешней формой проявления адаптационных процессов, позволяющей делать выводы о том, насколько успешно они протекают в каждом конкретном случае, является адаптационное поведение, т.е. процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адаптации.В зависимости от объекта социальной адаптации, можно выделить некоторые ее виды.
1.Функциональная, представляющая собой приспособление субъекта к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций. Например, адаптация ребёнка к школе возможна, в том числе, и через освоение им функциональных обязанностей учащегося. 2.Организационная, связанная с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутригрупповой стратификации. Примером подобной адаптации может служить освоение человеком иерархических отношений в новом для него коллективе. Например, на работе, воинской службе. 3.Ситуативная, представляющая собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности. Данный вид социальной адаптации можно наблюдать, когда субъект начинает приспосабливаться к среде через выполнение некоторых её требований, правил и норм. Дезадаптация –относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды.Дезадаптацию можно определить как затруднение, осложненное какими – либо факторами приспособления к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности.
Выделяют следующие типы дезадаптации:
В учреждениях образования социальный педагог чаще всего сталкивается с так называемой школьной дезадаптацией, которая как правило предшествует социальной.
1.Школьная дезадаптация - это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях – невозможным. 2.Социальная дезадаптация в педагогическом аспекте - особый вид поведения несовершеннолетнего, который не соответствует основным принципам поведения признанным повсеместно обязательным для детей и подростков. Она проявляется: в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении, в деформации системы ценностей, внутренней саморегуляции, социальных установок, отчуждении от основных институтов социализации (семьи, школы), резком ухудшении нервно- психического здоровья, увеличении подростковой алкоголизации, склонности к суициду. Социальная дезадаптация – более глубокая степень дезадаптация, чем школьная. Ей свойственны асоциальные проявления (сквернословие, курение, употребление алкоголя, дерзкие выходки) и отчуждение от семьи и школы, что приводит: к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности, трудностям в профессиональном определении; снижению уровня нравственных и ценностных представлений; снижению способности адекватной самооценки.
В зависимости от степени глубины, деформации социализации можно выделить две стадии дезадаптации:
1 стадия социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися.
2 стадия представлена социально запущенными подростками. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением от семьи и школы как основных институтов социализации. Формирование таких детей идет под влиянием асоциальных и криминогенных групп. Для детей характерно бродяжничество, безнадзорность, наркомания; они профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно. В литературе выделяют несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков: наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная); психолого- педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания); социальный фактор (социальные и социально- экономические условия функционирования общества); деформация самого общества; социальная деятельность самого индивида, т.е. активно- избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию; социальная депривация, переживаемая детьми и подростками; личностные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения.Кроме социальной дезадаптации выделяют также:
Патогенную дезадаптацию – вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы (олигофрения, умственная отсталость и т.д.).Психосоциальную дезадаптацию вызвана половозрастными и индивидуально-психологическим особенностями ребенка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующая индивидуального подхода и специальных психосоциальных и психолого-педагогических коррекционных программ.