Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
Представленный выше анализ дал возможность представить естественные монополии как совокупность экономических отношений между экономическими субъектами, которые обусловлены спецификой производства, возникающих для обеспечения потребностей общества и безопасности государства.
Организации реализуют стратегию расширения производства за счет проникновения на внутренние рынки соседних государств. Это позволяет предприятиям сконцентрировать производственные мощности, уменьшить кредитный риск, а также рыночный риск. Данная экспансия становится на современном этапе развития экономики является ключевой стратегией развития предприятий в естественные монополии с целью быстрой адаптации к быстро изменяющимся условиям внешней среды.
В данной ситуации в мире большое распространение имеют трансграничные сделки слияний и поглощений. Все это приводит к созданию глобальных корпораций и обусловлено тем, что внутренние рынки имеют высокую степень. Так, например, в свое время концерн «Deutsche Bahn» через дочерние предприятия расширил бизнес путем приобретения «NS Cargo» (Нидерланды), «DSB Gods» (Дания), «Transfesa» (Испания), «SFM» (Италия), «EWS» (Великобритания) и «BLS» (Швейцария), «PCC Logistics» (Польша)[9].
Применение законодательства, которое регламентирует слияния и поглощения (СиП), обусловлено расширяющимися тенденциями концентрации (слияний) в отраслях Евросоюза. В случае нарушении Постановления Европейского союза № 139/2004 Еврокомиссия может запретить планируемую сделку. Конечным итогом указанных процессов является использование стратегий для горизонтальной, так и вертикальной экспансии. Значительное развитие СиП получили в трансграничной сфере. Так, например, в Австрии коэффициент концентрации (CR3) и индекс Герфиндаля – Хиршмана (HHI) в 2014 г. составляли 88,8 и 0,740 % соответственно. В Бельгии CR3 и HHI в 2014 г. достигли 99,27 и 0,882 % соответственно. Все это говорит о наличии в Австрии и Бельгии высококонцентрированных национальных рынков (I тип рынка)[10].
Создание глобальных компаний в среде естественных монополий - одна из основных тенденций в мировом развитии железнодорожного транспорта. Концентрация данных структур приводит к снижению уровня конкуренции в международной региональной интеграции и позволяет получить более сильные позиции на мировом рынке. Так, в частности, в Европейском союзе преобладают госкомпании «Deutsche Bahn» (Германия), «OBB» (Австрия), «Rail Cargo Ausria» (Австрия).
Предприятия при содействии органов государственной власти формируют легальные стратегические альянсы с целью осуществления расширения производства и обеспечения координации управления на уровне международной глобальной экономики.
Так, например, национальные инфраструктурные управляющие компании Германии, Италии, Нидерландов, Франции и Швейцарии сформировали исполнительный комитет и стратегический альянс «European Economic Interest Group Corridor A». Это было сделано для повышения скорости и обеспечения эксплуатационной совместимости. В результате, за счет трансграничного расширения своей деятельности компании могут образовать вертикально интегрированные структуры международного масштаба. Все это позволяет обеспечить расширение и углубление имеющихся связей в мировой экономике.
Формирование стратегических альянсов и совместных предприятий позволяет повысить эффективность обслуживания и обеспечить сокращение эксплуатационных издержек. В частности, холдинг «Deutsche Bahn» образовал в совместное с Китаем предприятие и создал 18 интермодальных терминалов, в «Eurasian Land Bridge» (ELB) – по развитию грузовых железнодорожных перевозок, в СП «Railion Scandinavia» со шведским оператором «Green Cargo»[11].
При этом на рынках Западной Европы и США возможности для дальнейшей консолидации постоянно уменьшаются, так как рынок контролируют несколько компаний. В развитых странах консолидация на рынке грузовых железнодорожных перевозок ограничивается национальными различиями и доминированием национальной компании, в связи с этим акцент в деятельности продолжает смещаться на растущие рынки Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, России и стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
В современных условиях развивается усиление взаимозависимости поставщиков и потребителей при сохранении разнонаправленности их интересов. Все это приводит к формированию новых взаимоотношений. В странах Центральной и Восточной Европы значительная доля грузовых железнодорожных перевозок принадлежит промышленным предприятиям, интегрированным в сферу транспортировки:
-в Румынии действуют предприятия, которые специализируются на видовых перевозках: «Rompetrol logistics» (перевозка нефтепродуктов), «Mittal Steel» (перевозка стали), «Lotos Kolej» (перевозка нефти);
-в Польше функционирует «Trans Orlen» (перевозка угля), «KolTrans» (перевозка дизельного топлива), «Transoda» (перевозка соды), «EuroNaft» (перевозка нефти). В данной стране действуют организованные еще при социализме крупные региональные компании: «PTKiGK Rybnik» и «PTKiGK Zabrze», которые специализируются на перевозке угля, «PCC Szczakowa», «Kopalnia Piasku Кotlarnia» и «CTL Maezki Bar», которые специализируются на перевозке песка.
Используемые в мировой практике инструменты регулирования естественных монополий условно возможно разбить на три отдельные группы[12].
1. Непосредственное формирование цен на продукцию естественных монополистов. Фиксация тарифов и цен на услуги естественных монополистов основывается на множестве соображений. К ним относятся - забота об отдельных категориях потребителей, которые, как правило являются социально незащищенными и связанное с ней перекрестное субсидирование и т. п.
Задачей ценообразования на продукцию естественных монополий является установка цен, которые гарантировали бы выпуск и реализацию продукции в экономически обоснованном объеме. То есть в том, который был бы возможен при существовании совершенной конкуренции; обеспечивали бы самофинансирование фирмы.
С точки зрения взаимной связи с объемом производства цены возможно подразделить на линейные (в этом случае обеспечивается одинаковый уровень цена на все единицы продукции, расходы потребителя возможно рассматривать как линейную функцию от цены и объема закупок) и нелинейные (предприятие взимает фиксированную плату, которая не зависит от объема покупки, в добавок единую цену за каждую единицу продукции; потребительские расходы в данном случае становятся функцией вида F + P х Q).
Регулирующий государственный орган должен в представленных случаях сформировать цену на уровне предельных затрат. Это приведет к росту объема выпуска продукции до уровня, который имел бы место при существовании совершенной конкуренции. Поскольку цена установлена на уровне средних затрат, равных при данном объеме выпуска предельным, фирма получает в этом случае только нормальную прибыль. По причине увеличения объемов производства до конкурентного уровня ликвидируется и ущерб от функционирования монополии.
2. Косвенное регулирование цен возможно путем установления предельных величин прибыли.
Во многих странах (например, в США и Великобритании) получила широкое распространение методика косвенного регулирования цен монополий через определение нормы доходности капитала, который инвестирован в данное предприятие.
В этом случае: капитал, который инвестирован в предприятие, представляющее собой естественную монополию, должен приносить в крайнем случае такую же отдачу, как в среднем по экономике страны. Также, норма доходности должна иметь достаточное значение для привлечения новых инвестиций и развития фирмы. Кроме того, она должна соответствовать уровню риска инвестирования средств в предприятие[13].
Основную роль в процессе формирования цены играет значение уровня общих затрат. Добавление их в формулу приводит политику цен фирмы к методу "затраты плюс". В связи с этим предприятия будут стараться завысить свой уровень затрат. По причине действия государственной защиты от конкуренции у естественный монополий отсутствуют стимулы для увеличения эффективности функционирования фирмы.
В результате предприятию получает возможность добиться прибыли фактически при любом размере затрат. Для получения значительно более точных данных о затратах, которые необходимы для выпуска продукции или оказания услуг в условиях естественной монополии, органам государственного регулирования необходимо самим проводить аудит предприятия.
3. Применение конкурентных механизмов для передачи прав на выпуск продукции в условиях естественной монополии.
Как правило, в данном случае речь идет о проведения конкурса на продажу лицензий, дающих фирме право стать естественным монополистом. В качестве примера можно привести передачу отдельных железных дорог в концессию в Аргентине. Такая же практика в свое время имела место и в России.
В результате необходимо сделать вывод, что естественные монополии являются структурообразующим элементом национальной экономики, которые обеспечивают ее стабильность, целостность и результативность. Деятельность естественных монополий оказывает существенное влияние на результатные макроэкономические показатели национальной экономики. Естественные монополии являются базой всей экономики страны, так как они играют основную роль в формировании издержек производства всех остальных видов продукции, производимой предприятиями страны. Также товары либо услуги, которые производятся данными предприятиями, удовлетворяют основные и первостепенные потребности населения страны, и, следовательно, влияет на повышение благосостояния населения.
Выводы:
Основные характеристики монополистической конкуренции: относительно большое число некрупных фирм; эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них; сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.
Неценовая конкуренция — главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама. Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя. Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство. Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.
В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Чистая, или абсолютная, монополия — это такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей. Отсутствие близких заменителей означает, что у покупателя остается выбор не между товарами, а между тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще от удовлетворения потребности в нем.
Глава 2. Практические аспекты монополизации Российской экономики
2.1. Специфика деятельности естественных монополий в России
Напомним, что под естественной монополией понимается такой вид монополии, который занимает привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Естественные монополии делятся на природные и технико-экономические.
Возникновение природных монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Примером в России может служить месторождение меди и никеля в Норильске, разработкой которого занимается АО «Норильский никель». Никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
Технико-экономическими монополиями можно назвать монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры.