Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим специфику деятельности естественных монополий на примере ПАО «Газпром». Газпром - крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности - геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов.

Для России характерно огромное расстояние между местами добычи газа и центрами его потребления. Это привело к тому, что ПАО "Газпром" сконцентрировало в своих руках всю газотранспортную сеть. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2016 году поставку 60% населения страны.

Владея также 80% газовых месторождений, огромный концерн фактически сохранил структуру советского газового министерства.

Пользуясь своим положением, "Газпром" полностью контролирует доступ независимых газодобывающих компаний к газопроводу, а, следовательно, и к продаже газа. Это приводит к почти полной монополии "Газпрома" внутри России. Кроме этого, концерн является главным экспортером газа, не давая независимым компаниям возможности получить прибыль на главном для этой отрасли рынке. Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках.

Рисунок 1 - Структура газодобычи по группам компаний в 2016 г[14]

Как видно из рисунка 1, в структуре Российских производителей более 64 % добычи газа обеспечили компании, связанные с Газпромом, Новатэк обеспечивает 8% добычи газа, а независимые компании менее 10 %. Доля Газпрома в мировых запасах газа составляет 17%.

Уровень газификации природным газом по России на начало 2016 г. составил в среднем 66,2 %, в том числе в городах - 70,4 %, в сельской местности - 56,1 %. Однако, показатель газификации России сокращается (рисунок 1).

На данную ситуацию влияет задолженность россиян за газ, которая постоянно растет и в 2016г составила: 65,6 млрд. рублей - долг теплоснабжающих предприятий, и 67,5 млрд. рублей - долг населения; общий долг за газ всех потребителей составил 189,3 млрд. рублей. И пока эта ситуация не изменится, Газпром не будет увеличивать объем инвестиций в газификацию страны. Наоборот, неплательщиков отключают от услуги. А если у существующих потребителей нет средств платить за газ, то у сельского населения с низкими доходами тем более. К тому же топить печи углем и дровами выгоднее, чем платить за использование газа и его подключение. Например, средняя цена на газификацию в Сибири в 2016 году составляет около 200000 рублей


По состоянию на 31 декабря 2015 г. просроченная дебиторская задолженность потребителей за поставленный природный газ перед Группой Газпром межрегионгаз составила 152,1 млрд руб. (доля населения - около 40 %). В течение года долг вырос на 25 млрд руб.

Рисунок 2 - Показатель газификация РФ, млрд куб м, за 2005 - 2016г[15]

На рисунке 2 можно наблюдать сокращение объемов газификации России. Это также связано с природно-климатическим фактором, а также с тем, что Газпрому выгоднее продавать топливо в Европу по уже имеющемуся трубопроводу, чем строить местные.

Объемы выручки ПАО «Газпром» и ВВП России представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика объема выручки ПАО «Газпром» и объема ВВП[16]

Год

ВВП,

млрдруб

Выручка ПАО "Газпром" от продаж газа, млрдруб

2005

21609,8

1037

2006

26917,2

1411

2007

33247,5

1527

2008

41276,8

2266

2009

38807,2

2186

2010

46308,5

1918

2011

59698,1

2814

2012

66926,9

2656

2013

71016,7

2971

2014

79199,7

2985

2015

83232,6

3427

2016

86043,6

3302

При этом цены на газ для европейцев гораздо выше, чем для населения России. Если раньше в Газпроме рассчитывали, что сравняют стоимость голубого топлива для жителей РФ и Европы уже в 2014 году, то сейчас говорят, как минимум о 2019-2020 годах.

Исходя из ежегодного финансового отчета, публикуемого на официальном сайте ПАО «Газпром» можно сделать несколько выводов о финансово-хозяйственных результатах деятельности компании в 2016г:

Рисунок 3 - Выручка от продаж Газпром, 2011-2016 гг., млрд руб.[17]

Из рисунка 3 видно, что выручка от продаж (за вычетом акциза, НДС и таможенных пошлин) выросла на 37 733 млн руб., или на 1 %, за 2016 год, по сравнению с 2015 годом и составила 6 111 051 млн руб. Увеличение выручки от продаж в основном вызвано ростом продаж сырой нефти и газового конденсата на 151350 млн. руб., или на 58%, по сравнению с 2015 годом за счет роста цен и увеличения продаж. Однако, прибыль от продаж в 2016 году уменьшилась на 41% и составила 725 580 млн руб. Это связано с увеличением амортизации, расходов на покупку товаров для перепродажи, прочих операционных расходов и НДПИ.


Доля чистой выручки от продажи газа составляет приблизительно V часть общего объема чистой выручки от продаж (в 2016 г. 54%)

К уменьшению чистой выручки от продаж газа на 124 487 млн руб. (4 %) привело снижение средних цен продаж газа в Европу и СББ на 20%, а также снижение объемов продаж в СББ.[18]

  • Рассмотрим также уровень расходов (см. рис.4)

Рисунок 4 - Структура расходов группы Газпром в 2016г., в %[19]

Из рисунка 4 видно, что основную часть занимают расходы на покупку нефти и газа, а также прочие расходы, включающие в себя расходы на электроэнергию и аренду, затраты на материалы и товары для перепродажи, а также ремонт, эксплуатацию, техническое обслуживание оборудования. 819 327 млн руб. за аналогичный период прошлого года.

В 2016 г. Компания реализовала на внутреннем рынке 6,14 млн т нефти, что на 2,18 млн т больше, чем в 2015 г. Реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке в натуральном выражении незначительно снизилась на 0,1 %, в стоимостном - выросла на 3,4 %.

Таблица 2 - Динамика реализации нефти в России и на внешнем рынке с 2012 по 2016г.

2012

2013

2014

215

2016

Реализация нефти на внутреннем рынке

0,2

1,26

1,86

3,96

6,14

Реализация нефти в страны дальнего зарубежья

12,75

11,95

8,03

8,36

9,58

Реализация нефти в СНГ

2,99

4,26

5,09

2,34

2,45

Из таблицы 2 видно, что реализация нефти на Российском рынке в 2016г. увеличилась на 55% по сравнению с 2015г., а объем экспорта увеличился на 13%. Это связано с ростом добычи нефти с арктических проектов компании.

Основными проблемами, которые препятствуют развитию Газпрома, являются:

  • Дефицит газа у концерна, пока носящий гипотетический характер, который объясняется, прежде всего, тем, что в данный момент, Газпрому выгоднее экспортировать газ, а это, при существующих темпах прироста добычи, приводит к тому, что монополия просто ограничивает в поставках основных промышленных потребителей газа в России.
  • Износ большинства основных газотранспортных фондов превышает 60%.[20] С одной стороны, это очень плохо, поскольку препятствует как развитию самого Газпрома, так и российского внутреннего рынка газа, сильно ограничивая в возможностях независимых производителей. С другой стороны, дефицит трубопроводных мощностей повышает возможности Газпрома по давлению на независимых производителей в плане снижения цены закупаемого у них газа, поскольку не оставляет независимым производителям альтернативы, и, следовательно, они будут вынуждены продавать газ монополии по устанавливаемой ей цене.
  • Оценивая степень восполнения сырьевой базы и возможные уровни добычи нефти и газа Газпромом на перспективу, необходимо иметь в виду сложившуюся тенденцию ухудшения качественной структуры разведанных запасов. Это происходит, в частности, вследствие возрастания в них доли труди отвлекаемых запасов.
  • Более 95% российского газа поступает к потребителям через территории других стран, при этом две трети объема торговли - через территорию трех и более государств. При экспорте природного газа российские газопроводы пересекают границы 14 государств. Последние проблемы с Белоруссией н Украиной из-за газопроводов ярко подтверждают, что отсутствие четких, зафиксированных договорами общепринятых правил, регулирующих транзитные отношения, создает серьезные проблемы .

2.2. Основные принципы и методы государственного регулирования деятельности естественных монополий в РФ

естественный монополия государственный регулирование

Если рассматривать российскую естественную монополию как объект государственного регулирования, то монополию можно разделить на две части:

-первая часть: естественно-монопольное ядро (экономические и технологические границы рынка);

-вторая часть: смежный естественно-монопольный сегмент (социальные и стратегические границы рынка).

Кроме этого, следует рассмотреть типы границ естественных монополий с целью выяснения - каким образом государство определяет методы и способы регулирования (таблица 3).

Таблица 3 -Типы границ естественных монополий в РФ

Сферы деятельности

Тип границ

Характеристика

Естественно-монопольное ядро

Экономические

Конкуренция экономически неэффективна

Технологические

Конкуренция невозможна в силу технологии процесса

Смежный естественно-монопольный сегмент (конкуренция возможна)

Социальные

Конкуренция неэффективна с точки зрения общественной полезности

Стратегические

Конкуренция противоречит интересам государства

Государственное регулирование используется в первую очередь в области общественного использования: в отраслях связи, газо-, электро-, водоснабжения. Регулирование применяется на объектах, в которых:

1. Значительную часть бизнеса предприятий составляют услуги, целевая аудитория которых - широкий круг потребителей;

2. Финансирование осуществляется с использованием значительных сумм денег;

3. Развитие предприятия оказывает влияние на улучшение жизни населения и развития территории.

Представим методы государственного регулирования естественных монополий в экономике РФ[21]:

Суть регулирования заключается в формировании и установлении фиксированных цен на продукцию предприятий, товары или услуги, либо их предельного уровня, либо же предельных коэффициентов изменения цены на товары / продукцию / услуги отраслей естественных монополий. Данный порядок закреплен специальными нормативно - правовыми актами.


В России используется несколько методов ценового регулирования:

1) Метод предельных издержек.

Органы государственной власти контролируют, чтобы определенная монополистом цена была равна предельным издержкам. Таким образом, обеспечивается эффективное производство и потребление продукции / товаров / услуг.

2) Метод средних издержек.

Цена в этом случае должна равняться средним издержкам. При данном методе товаров / продукции / услуг может производиться меньше, чем необходимо для эффективной экономики в целом. Но при этом монополист знает, что его расходы будут компенсированы. В этом случае монополисту не нужно минимизировать издержки.

3) Метод установления потолка цен.

Конкретизируются потребители, которые подлежат обязательному обслуживанию. При этом устанавливается минимальный уровень их обеспечения при невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре / работе / услуге, которые производятся субъектом естественной монополии. Данный метод как правило приводит к дефициту продукции.

4) Субсидирование естественных монополий.

Это метод ценовой дискриминации, в этом случае одни потребители получают продукты по более низким ценам за счёт других потребителей, которые оплачивают больше.

Рассмотрим вопросы ценового регулирования на примере хода реализации государственной программы Удмуртской Республики «Государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию и услуги субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и других регулируемых организаций (2013-2020 годы)» в 2014 году[22].

Реализация государственной программы в 2014 году РЭК УР осуществляется в рамках двух подпрограмм:

- «Реализация государственной тарифной политики»;

- «Создание условий для реализации государственной программы».

Подпрограмма «Реализация государственной тарифной политики». Мероприятия подпрограммы направлены на повышение эффективности государственного регулирования, надежности обеспечения потребителей, в том числе и населения, коммунальными услугами, стабильности работы организаций коммунального комплекса, других регулируемых организаций.

В 1 полугодии 2014 года проведено 9 заседаний Правления и Экспертного совета РЭК УР, было принято 121 постановление по установлению тарифов. Все тарифы были сформированы в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, а также с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2014 год и плановый 2015 и 2016 годы, а также в рамках утвержденных предельных индексов роста тарифов.