Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Стресс. Виды профессиональных стрессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Регрессия – возвращение к более примитивным, а нередко инфантильным формам поведения. А так же понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности. Подобно агрессии – регрессия не обязательно является результатом фрустрации.

5. Эмоциональность. У шимпанзе эмоциональное поведение возникает после того, как все другие реакции приспособления к ситуации не дают эффекта.

Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннего конфликта. Фрустрация имеет место только в случаях таких конфликтов, при которых борьба мотивов исключается из-за ее безнадежности, бесплодности. Барьером оказываются сами бесконечные колебания и сомнения.

Фрустрация различна не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности, могут быть продолжительными настроениями, в некоторых случаях оставляющие заметный след в личности человека. Фрустрации могут быть типичными для характера человека; нетипичными, но выражающими возникновение новых черт характера; эпизодическими, преходящими.

Степень фрустрации (ее вид) зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером (как в смысле вооруженности, являющимся условием толерантности, так и в смысле восприятия новизны этого барьера).

Существует два основных направления реакций: агрессия и отступление.

Выделяют несколько видов отступления:

— физическое (сильный противник) или психологическое (я был не прав).

— Осознанное отступление – сдерживание себя.

— Неосознаваемое отступление – подавление.

— Рационализация – когнитивное оправдание.

— Фантазия – иллюзия выхода из ситуации (мечтания).

— Фиксация – парализуется вся деятельность.

— Регрессия – шаблонная реакция.

Каждая личность характеризуется индивидуальной комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями. Эти приемы можно рассматривать как формы адаптации.

1.2. Профессиональный стресс 

Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально – отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Он является реакцией человека на трудную, неразрешимую проблему.

Кроме того, под понятием «профессиональный стресс», следует понимать многомерный феномен, который выражается в физических и психических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Чаще всего профессиональному стрессу подвержены люди, которые занимаются «умственной деятельностью.


Отметим, что причинами для появления профессионального стресса могут служить как психические, так и психологические факторы (они могут быть реальными, или вымышленными). На сегодняшний день данная эмоциональная нагрузка выделена в Международной классификации болезней. Ученые не только ищут причины возникновения стресса, но и активно занимаются разработкой профилактических мер против него.

Стресс в профессиональной деятельности – это привычное явления для большинства наших соотечественников. Ученые составляют специальные профилактические программы, которые направлены на снятие эмоциональной, физической и психической нагрузки в рабочее время.

Стресс на работе практически неизбежен, как было отмечено выше 70% населения планеты, так или иначе, подвержены эмоциональным нагрузкам. Профилактика профессионального стресса, в первую очередь направлена на снятие физической, эмоциональной и психической нагрузки.

Выделяют причины, способные вызвать профессиональный стресс:

- Физические причины:

неподходящие условия труда, постоянный шум или вибрация на рабочем месте, даже громко работающее радио может стать провоцирующим фактором для профессионального стресса; загрязнённая атмосфера или вредные условия работы.

- Физиологические причины:

режим трудового дня, неудобный график работы, плохое питание на работе.

- Социально-психологические причины:

Психологический климат, окружение или организационные моменты работы. Ожидания работника расходятся с установками предприятия, интриги на работе, сильное ограничение личной свободы. Роль работника в организации, конфликты на работе, неопределенность, повышенная ответственность, не сложившиеся отношения с трудовым коллективом, перенагрузки, личные конфликты с кем-то из коллег или начальством. Трудности в деловом развитии. Неуспешность в карьере, несоответствие уровня личных притязаний требованиям организации, неожиданный карьерный рост или же страх увольнения.

- Организационные причины:

Это взаимоотношения с коллегами, подчиненными или руководством, проблемы в разделении полномочий, несправедливое или нечёткое разграничение обязанностей, высокий темп работы, очень интенсивная рабочая деятельность, чрезмерная моральная нагрузка, монотонность работы, короткие сроки выполнения заданий — чувство постоянного цейтнота. Сверхурочные работы, влияющие на проблемы в личной жизни, невозможность разделить рабочее и свободное время, конфликты в семье, особенно, если оба супруга стремятся к карьерному продвижению.


Рассматривая все причины, вызывающие стресс, делятся на объективные и субъективные.

К объективным причинам относятся вредные и тяжелые условия труда, непредвиденные, чрезвычайные ситуации, длительность рабочего дня, высокий темп работы, высокая ответственность и т.д.

К субъективным причинам относятся межличностные и внутриличностные факторы, влияющие на появление стресса.

Межличностные факторы возникают при общении работника с руководством, коллегами по работе, из – за чрезмерного контроля руководства или грубого отношения к себе других сотрудников.

Внутриличностные факторы возникают, при осознание, что не хватает знаний, умений и навыков, или оплата труда не соответствует нагрузке и выполненной работе.

Состояние здоровья (хронические болезни или острые заболевания) может быть также причиной стрессов.

1.3. Виды профессиональных стрессов

Каждый из трех видов стресса опасен по-своему:

1. Информационный стресс.

Источником его развития являются внешняя информация о реальных или предполагаемых неприятных событиях. Развивается чувство тревоги, человек в стрессовой ситуации заранее воображает и предрекает негативные последствия конфликта. При этом виде невозможно справиться с поставленной задачей, так как время ограничено и отсутствует возможность вовремя принять решение.

2. Эмоциональный стресс.

Чрезмерные эмоциональные переживания человека, связанные с конфликтными ситуациями, которые не удовлетворяют или ограничивают свободу действий, характеризуют этот вид. При экстремальных происшествиях самым чувствительным является эмоциональный аппарат — он первым реагирует на стрессовую ситуацию. Даже при нормальных ситуациях эмоциональный стресс (если он затяжной) приводит к серьезным нарушениям работы внутренних органов и к расстройству иммунной, сердечно – сосудистой систем. Этот вид профессионального стресса социален. С развитием научного прогресса и увеличением перегрузок информационными технологиями, а также ускорением жизни с каждым годом частота этого стресса увеличивается.

3. Коммуникативный стресс. Его можно охарактеризовать как психологический стресс с социальными проблемами. Когда на личность негативно влияет коммуникативный барьер, возникают серьезные проблемы при общении в деловой сфере. Человек не может ответить отказом там, где нужно; не в состоянии защититься от манипулирования другими людьми. Эта проблема появляется, когда человек не соответствует темпу общества и не умеет дать отпор коммуникативной агрессии.


В результате стресса у работников появляется неудовлетворенность местом труда, апатия, тревога. Это все ведет к снижению работоспособности, пропадает желание качественно выполнять свои обязанности. Резко ухудшается состояние здоровья.

Данные виды профессионального стресса могут распространиться среди всего коллектива предприятия. Это связано с тем, что люди, подверженные стрессам, пессимистично настроены и, взаимодействуя с другими сотрудниками, они невольно способствуют распространению этой проблемы.

Механизм развития профессионального стресса

Адаптационный синдром на уровне высшей нервной деятельности человека претерпевает три стадии развития:

Состояние аффекта. Человек теряет способность к самоконтролю и совершает поступки прямо противоположные. Спокойные люди становятся агрессивными, общительные – мрачными и замкнутыми.

Упадок сил. Внутренняя напряженность спадает, и человек становится самим собой. Он ощущает чувство вины и раскаяния.

Факторы профессионального стресса

Существуют группы факторов, способствующих развитию ситуационных неврозов, связанных с профессиональной деятельностью:

— Должностные. Непонятные требования к исполнению работы вызывают чувство неопределенности. Сотрудники не знают и не могут предполагать, как результаты их труда будут оценены начальством;

— Карьерные. Эти факторы профессионального стресса имеют две составляющие: боязнь увольнения и задержка профессионального продвижения;

— Личностные. Проблема распределения времени на семью и работу.

Симптомы, при которых развивается стресс на работе:

  1. Текучесть кадров.
  2. Снижается мотивация труда. Частые «чаепития» и «перекуры».
  3. Повышенная зависимость от руководства. Выражается в недовольстве, критике, или в невозможности принятий решений без помощи и указаний руководства.
  4. Интриги и конфликты среди работников.
  5. Недовольство рабочим местом.
  6. Сотрудники не стремятся к инициативе.
  7. Несправедливость.

Влияние стресса на физиологическое здоровье человека

Влияние стресса на здоровье человека огромно. Это проявляется в болезнях различных систем и органов, а также в общем ухудшении самочувствия человека. Чаще всего стресс сказывается следующим образом на физиологическое здоровье человека.

1. Ухудшается концентрация внимания и памяти. Влияние стресса на работоспособность огромно: лишь в редких случаях человек с головой уходит в работу. Чаще всего человек ни физически, ни психологически просто не может выполнять работу качественно и в положенные сроки. Ему свойственна быстрая утомляемость.


2. Сильнейшие головные боли.

3. Как стресс влияет на сердце? Заболевания сердечно-сосудистой системы проявляются наиболее ярко именно в такие периоды. Наблюдается учащение сердцебиения, может случиться инфаркт миокарда, обостряется гипертоническая болезнь.

4. Хроническое недосыпание.

6. Страдает и желудочно-кишечный тракт: обостряются или открываются язвенная болезнь и гастрит.

7. Снижается иммунитет и как следствие — частые вирусные заболевания.

8. В стрессовых ситуациях гормоны вырабатываются в огромных количествах и отрицательно влияют на работу нервной системы и внутренних органов. Для мышц повышенная концентрация глюкокортикоидов опасна дистрофией мышечных тканей. Именно переизбыток гормонов во время стресса приводит к таким серьёзным болезням, как истончение кожи и остеопороз.

9. Некоторые специалисты считают, что именно стресс провоцирует рост онкологических клеток.

10. К сожалению, некоторые последствия стресса настолько тяжелы, что необратимы: редким, но всё же последствием бывает дегенерация клеток как спинного, так и головного мозга.

Влияние стресса на душевное здоровье человека

Как влияет стресс на здоровье в психическом плане? Человеку становится очень трудно жить и работать. Каждое действие требует от него неимоверных душевных усилий. Стрессовая ситуация приводит к следующим последствиям.

  • Человек может потерять желание вообще что-либо делать и даже жить.
  • Раздражительность, агрессивность, нетерпимость, приступы гнева.
  • Депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость.
  • Бессонница.

Как успокоиться после стресса, когда всё это происходит, а сделать ничего не получается, так как внутренние силы истощены? Нужно изучить специальные методики по преодолению стрессовых ситуаций.

1.4. Профилактика профессионального стресса

Что помогает от стресса на работе? Чтобы не задавать такой вопрос, лучше всего вовремя проводить соответствующую профилактику данного заболевания. И главная роль в этом ответственном деле отводится именно руководителю организации.

Во-первых, стрессовые ситуации можно избежать, если вовремя и полно информировать работников о психологической ситуации в коллективе. Обязателен стенд, который должен предупреждать работников о возможных стрессах и о том, как с ними справляться.