Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Стресс. Виды профессиональных стрессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, нужно организовывать тренинги для своего персонала, которые помогут не столько избежать стрессовой ситуации, сколько выйти из неё с достоинством.

В-третьих, самому руководителю необходимы специальные тренинги по созданию благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Чем раньше определить заболевание, тем легче будет проходить курс лечения. Последствия длительного стресса потребуется устранять уже не только психотерапевту, но и врачам других разных направлений, так как будут затронуты многие системы организма.

Чтобы всего этого избежать, нужна профилактика.

Профилактика профессиональных стрессов

Первое, что необходимо сделать для нормализации обстановки на предприятии, это определить конкретных сотрудников, которым необходима психологическая помощь. Какая же профилактика нужна?

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии, люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться. Информирование сотрудников. Провести беседу и сообщить об образовавшейся проблеме. Для «группы риска» проводить специальные тренинги и лекции.

Тренинги (персонал). Здесь обучают не тому, как избегать стресса, а помогают побороть эту проблему и научиться самоконтролю и психологической саморегуляции, информируют, как выйти из стрессовых ситуаций.

Тренинги для руководства. Приглашенные специалисты 1-2 раза в неделю проводят тренинги с управленцами, директорами. Они помогают в создании успешных стратегий и учат разбираться в сложных бизнес-ситуациях.

Итак, для того чтобы обстановка в коллективе не накалялась, руководству необходимо следить за работой сотрудников и своевременно оказывать помощь при профессиональных стрессах.


Как взять свои эмоции под контроль, если у человека профессиональный стресс?

Современный человек ежедневно сталкивается со стрессовыми ситуациями. Эмоциональные нагрузки «поджидают» нас везде: в общественных заведениях, дома, на улице и на работе. Эмоциональному стрессу подвержены более 70% населения. Чрезмерные эмоциональные нагрузки могут привести к неврозу, депрессии и апатии. Как не дать стрессу овладеть своими эмоциями?

Основные способы преодоления профессионального стресса:

  • Скажите «нет» многозадачности. Не нужно «наваливать» на себя очень много работы, вы не только утратите качество деятельности, но и обречете себя на получение хорошей порции стресса.
  • Задания старайтесь выполнять с первого раза. Отложите все лишние мысли в «чёрный ящик». Вы полностью и целиком должны отдаться выполняемому делу, только в таком случае она может считаться успешно завершенным.
  • Скажите ненужным делам твёрдое «нет». Не отвлекайтесь на «посторонние», «лишнее» дела. Это не только отнимет у вас драгоценное рабочее время, но и посеет в голове хаос.
  • Грамотно распланируйте свой рабочий день. Распишите свой день от А до Я. Это поможет избежать «лишних хлопот» и подскажет за какое дело стоит взяться в первую очередь.

Уровень или шкала профессионального стресса, поможет узнать о степени вашей эмоциональной нагрузки. Современные компании каждый квартал проводят «мини-опрос» своих работников, чтобы оценить нервно-психическую устойчивость коллектива.

Длительные эмоциональные нагрузки чреваты своими последствиями, и могут привести к ряду серьёзных заболеваний сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Не стоит поддаваться стрессу на работе, если хотите сохранить прекрасное настроение и самочувствие. Помните, что здоровье непосредственно зависит от вашего настроения!

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

Использование стресса для допроса или психологической манипуляции

Детектор лжи — устройство для проверки истинности слов человека. В программе вопросов для испытания широко используются методы, повышающие напряжение у опрашиваемого, для того, чтобы он потерял контроль над своим поведением или ответами.

«Интервью стресса», в кадровой работе — способ опроса, при котором интервьюер намеренно создает обстановку нервозности и смущает поступающего на работу неожиданными вопросами.


Эти методы хорошо описываются понятием «Провокация».

Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс (и особенно психологический стресс) просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен сам термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).

Тест на профессиональный стресс

В большем количестве случаев сотрудники принимают сложившееся положение на работе как должное и не пытаются что-либо изменить. Кто-то постоянно не справляется с работой, но успешно создает видимость бурной деятельности. Кто-то работает за троих и не бывает отмечен начальством. Как ни странно, развитию профессионального стресса подвержены и те, и другие работники. Одним не хватает работы, другим – признания мнимых или настоящих заслуг.

2. Профессиональное выгорание

Профессиональное выгорание - это очень точный термин и шикарный образ. Вспомните, каким вы были, когда начинали работать. Летели туда как на праздник, генерировали новые идеи, заражали своим оптимизмом работником и горели сами. А что сейчас? Внутри словно выжженная пустыня: ничего не надо, ничего не хочется. Вы словно выгорели дотла - пора, как птица Феникс, возрождаться из пепла.

В наш век трудоголиков количество прецедентов профессионального выгорания увеличилось. Оно и логично: чем больше работаешь, тем меньше отдыхаешь - а это чревато стрессами. Стишок про трудоголика (“от работы дохнут кони, ну а я - бессмертный пони”) вовсе не такой безобидный и смешной. Рано или поздно человек возненавидит источник постоянного стресса и захочет просто отдохнуть. Тупо выспаться и взять полный отпуск. Хорошо, если потом он сможет вернуться к работе как ни в чем не бывало. Если нет - что ж, вы начинаете выгорать.

Слишком близко к сердцу

Чем больше работаешь - тем крепче прорастаешь корнями в работу, тем острее реагируешь на промахи и неудачи. Работа становится частью личности, порой более близкой, чем семья и собственные интересы. Как в отношениях людей от любви до ненависти один шаг - так и здесь. Если слишком близко принимать к сердцу профессиональные дела, однажды маятник качнется в другую сторону - вы возненавидите эту работу как некогда близкого человека. Ведь, по вашему мнению, она причиняет вам одну лишь боль.


Слишком долго работаете

Отвлечемся от психологических моментов и приведем простую и понятную причину: время работы. Не зря психологи и эйчары рекомендуют менять сферу деятельности каждые пять лет. Если всю жизнь работать на одном месте - вы застоитесь, как конь в стойле, захотите вырваться на волю. Когда по каким-то причинам это не получается сделать - привет, выгорание. Вам станет скучно и неуютно, вы будете чувствовать себя не на своем месте.

Переживаете кризис личности

Чаще всего взрослых состоявшихся людей накрывает кризис среднего возраста. И вроде все хорошо: бизнес работает как часы, дом - полная чаша, квартиры-машины-Мальдивы в наличии, но… чего-то не хватает. Человек начинает задумываться о вечном, о смысле жизни. Если бизнес дает моральное удовлетворение, сфера деятельности нравится - может, и обойдется. Если это просто способ зарабатывания денег - велика вероятность, что вам захочется сменить нишу и заниматься чем-то для души.

2.1. Признаки профессионального выгорания

Выгорание - такая коварная штука, что задействует все сферы деятельности человека. Это истощение эмоций, ума, здоровья - по многим признакам она схожа с депрессией.

Вы становитесь равнодушным

В первую очередь выгорание отражается на эмоциональной сфере. “Кто любил, уж тот любить не может. Кто сгорел, того не подожжешь”, - писал Сергей Есенин. Апатия, равнодушие к тому, что когда-то влекло и радовало - вот они, первые звоночки. Можно попробовать себя замотивировать - сначала это работает, потом и мотивация пропадает. Затем, если не обращать на это внимание, интерес теряется не только к работе, но и к обычной жизни.

Вас бесят коллеги и клиенты

То, что вы когда-то любили, теперь начинаете обесценивать. Сфера деятельности кажется не той - ах, если бы вы выбрали когда-то другую! Милые сотрудники кажутся тупыми и непрофессиональными. 

Партнеры все, как один, смотрят волком и норовят обмануть. Клиенты просто бесят - кажется, все неадекваты решили взять штурмом ваш интернет-магазин. Иногда вы чувствуете к ним настоящую злость, иногда срываетесь и идете на прямой конфликт. Недалеко то время, когда с вами откажутся работать. Но виноватыми в этом вы сочтете именно их - “плохих” партнеров и сотрудников.

Рис. 2.1. Признаки острого психоза


Вы знаете, что ничего не знаете

На самом деле это нормально. Еще Сократ говорил: “чем больше я знаю, тем больше я не знаю”. Только глупец считает себя непревзойденным профи и не хочет развиваться - умный человек всегда будет стремиться к совершенству. И вы раньше стремились, а теперь не хотите. И вообще чувствуете себя дилетантом и глупцом - конкуренты намного умнее и прокачаннее. Так зачем учиться новому - лучше уже не будет! Все равно ни к чему хорошему это не приведет.

Вы плохо работаете

Даже если вы большой начальник - все равно выполняете определенные обязанности. Занимаетесь управлением, регулируете бизнес-процессы, встречаетесь с партнерами, принимаете знаковые решения. Давно ли вы этим занимались? Если заметили, что все чаще уклоняетесь от этих дел или перекладываете все на заместителя и сотрудников - дело плохо. Кроме вас, этого никто не сделает.

Вы постоянно находитесь в напряжении

Пока вы на работе - чувствуете себя как натянутая струна. Если учесть, что современные предприниматели работают всегда - даже когда отдыхают, вы постоянно в напряжении. На отдыхе или в выходные это состояние немного отпускает. Но стоит представить, что завтра/через несколько часов опять придется работать - становится так тошно, хоть на стенку лезь. Постепенно развиваются неврозы и депрессия - ее клиническая картина, кстати, схожа с профессиональным выгоранием. Это та же апатия, равнодушие, отсутствие эмоций и прочие признаки. Задумайтесь над этим.

Рис. 2.2. Симптомы

Появляются проблемы со здоровьем

Привет, психосоматика! Когда психологические проблемы отражаются на здоровье - это уже очень тревожный симптом. Психосоматика работает просто: при мысли о работе у вас начинает болеть голова. Или живот. Я знала человека, которого накануне понедельника натурально начинало тошнить.

Если проблема не решится - болезни могут перейти в хроническую форму. Вы начинаете принимать таблетки - хотя лечить нужно не тело, а в первую очередь голову и отношение к работе. Да и как лечить - не очень понятно, каждый случай выгорания индивидуален.

Кто в зоне риска?

Больше всего профессиональному выгоранию подвержены следующие:

  1. Те, кто много общается. Если вам по долгу службы приходится общаться с сотрудниками, партнерами, поставщиками, клиентами - будьте осторожны. Не стоит абсолютно все пропускать через себя, будьте разумно отстраненными.
  2. Те, чей бизнес нестабилен. Экономические и политические кризисы могут катком пройтись по некоторым бизнесам. Если вы постоянно озабочены тем, как выжить в этом безумном мире, не обанкротиться и получить хоть немного прибыли - долго в таких стрессовых условиях не проработать.
  3. Те, кто склонен к излишней самокритике и самоанализу. Иногда нужен здоровый пофигизм: не получается - махнули рукой, проехали и живем дальше. Если винить себя во всех проблемах - так и до депрессии недалеко.
  4. Те, кто начал новый бизнес. Казалось бы, чему тут выгорать: дело новое, знай совершенствуйся и развивайся. Но новый бизнес чреват огромным количеством новых трудностей и проблем, решать которые нужно немедленно, прямо сейчас. Многие люди вместо того, чтобы сцепить зубы и постигать азы, складывают лапки и бросают начатое.