Файл: Снятие информации с технических каналов связи как оперативно-розыскное мероприятие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 392

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Правовое регулирование снятия информации с технических каналов связи

1.1.Объективная обусловленность необходимости снятия информации с технических каналов связи в целях борьбы с преступностью

1.2.Понятие правовой характеристики снятия информации с технических каналов связи

1.3.Условия проведения снятия информации с технических каналов связи

Глава 2. Представление и использование результатов снятия информации с технических каналов связи в уголовном процессе

2.1.Правовое регулирование представления результатов снятия информации с технических каналов связи следователю, прокурору, суду или органу дознания

2.2.Правовое регулирование использования результатов снятия информации с технических каналов связи в уголовном процессе

Глава 3. проблемы Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания в уголовном процессе

3.1. Правовая основа представления результатов оперативно-розыскной деятельности

3.2.Тактические основы оперативно-розыскной деятельности как источника информации о преступлении

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиография:

На основе изученных материалов автором делается вывод о недопустимости представления судье данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Автором курсовой предлагается при проведении снятия информации с технических каналов связи в случаях, которые не терпят отлагательства, изменить порядок получения судебного решения - обязать суд немедленно по вынесении постановления о разрешении либо запрете проведения названного оперативно-розыскного мероприятия лично уведомлять о своем решении органы, участвующие в проведении перехвата и контроля информации.

На основании исследования автором предлагается расширить особые условия проведения снятия информации с технических каналов связи, для чего в статью 8 Закона об ОРД внести изменения следующего содержания: «В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с письменного согласия разрешается снятие информации с принадлежащих им средств связи, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего судьи в течение 48 часов». Далее обосновывается вывод об отсутствии необходимости получения судебного разрешения на проведение снятия информации с технических каналов связи в указанных случаях. Однако уведомление суда о начале проведения названного оперативно-розыскного мероприятия в случаях угрозы жизни, здоровью и собственности отдельных лиц является дополнительной гарантией законности осуществления оперативно-розыскной деятельности, связанной с ограничением конституционных прав человека и гражданина.

Автором разделяется мнение ученых, считающих, что такое уведомление позволяет суду в необходимых случаях проверить обоснованность указанного снятия информации, а также законность получения согласия лиц на его проведение.

Далее делается вывод о том, что предложенные законодателем основания и условия снятия информации с технических каналов связи создают в целом сбалансированный порядок проведения указанного оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия снятия информации с технических каналов связи не препятствуют органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, эффективно бороться с преступностью, однако, и не позволяют им, путем судебного контроля, использовать свои возможности не по назначению и нарушать конституционные права граждан.


Глава 2. Представление и использование результатов снятия информации с технических каналов связи в уголовном процессе

2.1.Правовое регулирование представления результатов снятия информации с технических каналов связи следователю, прокурору, суду или органу дознания

При этом диссертант определяет результаты снятия информации с технических каналов связи как фактические данные, полученные оперативными подразделениями путем контроля указанных каналов в установленном Законом об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому предварительное следствие обязательно, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, по которому предварительное следствие обязательно, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Результаты снятия информации с технических каналов связи информации могут представляться по инициативе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо при выполнении отдельных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Автором обосновывается положение о том, что представление оперативными подразделениями результатов снятия информации с технических каналов связи органу дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании постановления соответствующего руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. При этом делается вывод о недопустимости представления названного постановления органу дознания, следователю, прокурору или в суд для приобщения его к уголовному делу.


Далее в работе обосновывается невозможность представления результатов снятия информации с технических каналов связи органу дознания, следователю, прокурору или в суд в следующих случаях:

- если нельзя обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно-розыскной деятельности в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;

- если использование результатов в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений, отнесенных законом к государственной тайне, об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятии силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, о лицах, оказывающих на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном Законом об ОРД).

Решение о непредставлении результатов снятия информации с технических каналов связи оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела. В параграфе отмечается, что в случае непредставления результатов указанного мероприятия орган, его проводивший, обязан уведомить об этом инициатора запроса.

В исследовании также проводится анализ имеющейся в Российской Федерации нормативной базы по представлению результатов' снятия информации с технических каналов связи органу дознания, следователю, прокурору или в суд, значительное место в которой занимает «Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утвержденная совместным приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/410/56, согласованная с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и в установленном порядке зарегистрированная Министерством юстиции Российской Федерации.

В завершении параграфа обосновывается вывод о том, что принятие указанной Инструкции является большим шагом вперед в направлении допустимой открытости оперативно-розыскной деятельности, дает серьезную основу для более активного и эффективного использования результатов снятия информации с технических каналов связи в доказывании по уголовным делам.


Вместе с тем, с учетом изменений в законодательстве Российской Федерации в части реформирования органов федеральной пограничной службы, федеральных органов налоговой полиции и федеральных органов агентства правительственной связи и информации, предлагается внести в данную инструкцию необходимые изменения.

2.2.Правовое регулирование использования результатов снятия информации с технических каналов связи в уголовном процессе

Автором формулируется вывод о том, что результаты снятия информации с технических каналов связи представляются в уголовный процесс не для приобщения к материалам дела в качестве доказательств, а для использования в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, а также для:

- подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

- проведения по уголовному делу по поручению следователя, лица, производящего дознание, и прокурора других оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- как повод для возбуждения уголовного дела;

- в иных случаях.

На основе изучения мнения ученых диссертантом обосновывается, что процесс использования результатов снятия информации с технических каналов связи в доказывании состоит из этапов:

- документальное представление результатов снятия информации с технических каналов связи;

- проверка указанных результатов путем производства следственных и процессуальных действий;

- оценка и вынесение постановления о приобщении представленных материалов в качестве доказательств.

В параграфе делается вывод о важном значении информации, получаемой в ходе проведения снятия информации с технических каналов связи. Информация, полученная в результате проведения названного мероприятия, может помочь следователю или дознавателю оптимально определить место, время, участников производства следственного действия, правильно выбрать тактические приемы его производства, внести необходимые коррективы в план расследования дела.


Диссертантом рассматривается мнение ученых о внесении изменений в УПК РФ в части включения нового самостоятельного повода к возбуждению уголовного дела - «постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о представлении органу дознания, следователю, прокурору данных, указывающих на признаки преступления». В работе делается вывод о том, что внесение таких изменений в УПК не целесообразно, поскольку предлагающееся является таким поводом для возбуждения уголовного дела, как сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников, оформляемое рапортом об обнаружении признаков преступления.

В работе обосновывается положение о том, что результаты снятия информации с технических каналов связи могут использоваться в доказывании по уголовным делам только если они получены в строгом соответствии с требованиями Закона об ОРД. Если при уголовно-процессуальной проверке результатов снятия информации с технических каналов связи выяснится, что их получение привело к незаконному ограничению конституционных прав человека и гражданина, то содержащиеся в них сведения, даже при достоверности полученной информации, не могут быть использованы в доказывании.

Глава 3. проблемы Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания в уголовном процессе

3.1. Правовая основа представления результатов оперативно-розыскной деятельности

В соответствии с пунктом 36.1 ст. 5 УПК РФ результаты оперативно-розыскной деятельности — это сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.