Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Заболотовская средняя общеобразовательная школа
Ольховатского муниципального района Воронежской области
Индивидуальный итоговый проект:
Тема: «Балалайка – народный инструмент»
Выполнил: Стромаков Михаил Алекссандрович
уч-ся, 9 "А" класс.14.03.2007г.
Руководитель: Доценко Валентина Викторовна, учитель музыки
МБОУ Заболотовская СОШ
2023г.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………………
2. История возникновения русского народного инструмента – балалайки……
3. Устройство балалайки…………………………………………………………..
4. Роль Василия Андреева в развитии и совершенствовании балалайки………
5. Практическая часть……………………………………………………………...
6. Заключение……………………………………………………………………...
7. Список литературы……………………………………………………………..
8. Приложение …………………………………………………………………….
-
Введение
История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей музыкальной науки.
Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства.
Балалайка — одно из самых ярких явлений в русской народной музыкальной культуре бесписьменной традиции.
Широкое распространение нового инструмента отражало, с одной стороны, интерес разных слоев населения к музицированию, с другой, способствовало сохранению и развитию традиционной культуры в условиях города.
Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом.
Тема моей исследовательской работы «Балалайка – народный инструмент».
Я выбрал эту тему, потому что мне интересно узнать, когда появился этот инструмент на Руси, и как происходило развитие его с течением исторического времени.
Цель: расширить представление и
изучить исторические особенности возникновения русского народного инструмента – балалайки.
Задачи:
1. Найти и обработать информацию об истории народных инструментов;
2. Поиск информации о музыкантах балалаечниках;
3. Провести анкетирование одноклассников, и выяснить их осведомлённость о балалайке.
4. Продемонстрировать всю прелесть звучания инструмента.
Гипотеза имеет свои особенности. Я сделал предположение, что если я узнаю и расскажу о балалайке и истории её развития, то ученики моего класса узнают больше о русском музыкальном инструменте, у них расширится кругозор в области музыкального искусства, а может даже у них появится желание научиться игре на балалайке, так же, как и у меня.
Проблема. Я обратил внимание на то, что почти все ребята интересуются современной музыкой и хореографией. И мало кто интересуется музыкальным народным творчеством.
История возникновения русского народного инструмента – балалайки
«...Балалайка - инструмент любительский:
таким он и должен быть,
в этом сила балалайки и ее значение;
но образцовое исполнение на ней,
как показатель игры,
должно существовать,
иначе не может быть подражания...»
В.В.Андреев.
-
История возникновения
Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили».
Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.
Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.
Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо - инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, в которых они по своей «вредности» приравнивались к разбойникам и волхвам.
Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Так, например, по свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены».
Христианская культура, пришедшая на Русь из Византии, не приняла инструментальной музыки, а использовала почти исключительно вокальное пение (единственным музыкальным инструментом, применявшимся в христианском церковном обряде, был колокол).
Следующим упоминанием о балалайке в печатных источниках был «Реестр», составленный и подписанный Петром I в 1715 году. Первые специальные описания русских народных инструментов, появившиеся в последней трети XVIII века, принадлежат иностранцам, жившим и работавшим в России.
К концу XVIII века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. На сегодняшний день история балалайки насчитывает почти три столетия.
III. Упоминание о балалайке в печатных источниках
В фондах Центрального государственного архива древних актов СССР, хранится документ под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ». Относится этот документ к 1688 году, и вот о каком происшествии приключившемся в Москве в нем рассказывается: «В нынешнем в 166 - м году июня в 13 день в Стрелецкий приказ приведены арзамасец - посадский человек Савка Федоров сын Селезнев, да Шенкурского уезду дворцовой
Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тоё балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили…»
Следующим упоминанием о балалайке в печатных источниках был «Реестр», составленный и подписанный Петром I в 1715 году. В Санкт-Петербурге готовилось празднование шуточной свадьбы тайного советника князь - папы Н. М. Зотова. Свадебная церемония должна была сопровождаться грандиозным шествием ряженых, изображавших группы различных народов и племен, населявших в те времена Государство Российское. Каждой группе полагалось нести музыкальный инструмент, наиболее характерный для данной национальности. Помимо большого количества других инструментов, в «Реестр» входило 4 балалайки. Тот факт, что балалайки были отданы участникам, одетым калмыками, говорит, видимо о том, что балалайка в начале XVIII века не имела широкого распространения в русском народе.
Известный хроникер русской музыкальной жизни Якоб Штелин (1712-1785) - Член Санкт-Петербургской академии наук с 1738 г. - посвятил балалайке целый раздел своей книги «Музыка и балет в России XVIII века», называя балалайку «распространеннейшим инструментом во всей русской стране», и приписывая ей славянское происхождение.
К концу XVIII века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. У составителей музыкального словаря, под названием «Карманная книга на 1795 год» были достаточные основания утверждать, что «сей инструмент в великом употреблении в России… между простым народом».
На популярность балалайки во второй половине XVIII века указывает также то, что среди ее любителей было немало представителей «высшего сословия».
IV. Роль Василия Андреева в истории развития балалайки
Однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин, выдающийся энтузиаст русской народной инструментальной музыки, талантливый балалаечник и дирижер, Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки.
Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу, выдавалась балалайка, и, уходя из армии, военные забирали инструмент с собой.
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас.
Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру.
Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки.
В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.
V.Этимология названия инструмента
Музыкальный инструмент балалайка имеет родственный корень с русскими словами как балаболить, балакать, балагурить, которые по смыслу своему не определяют серьёзности передачи информации или разговора .
Суть музыкального инструмента балалайки, как инструмента, лёгкого, не серьезного, но очень забавного и интересного .
Первые балалайки в отличие от тех, которые мы привыкли видеть сейчас, отличались своим внешним видом и имели всего две струны.
Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют.
Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию.
Именно при правлении Петра I, появляются первые официальные документированные сообщения о том, что на Руси у простого народа есть, очень уважаемый, музыкальный инструмент балалайка.