Файл: Значительный рост автомобильного парка нашей страны вызывает увеличение объема работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Пониженный уровень электролита в аккумуляторах

Уровень электролита понижается вследствие испарения и электролиза воды, а также при утечках через трещины в мастике, крышках, наружных стенках бака и через неплотно завернутые пробки. [4]Активное вещество верхней части электродов, не покрытых электролитом, соприкасаясь с воздухом, сульфатируется и разрушается. Кроме этого, происходит нежелательное уплотнение активного вещества минусовых электродов. В результате этих дефектов снижается емкость аккумуляторной батареи. Проверяют уровень электролита в аккумуляторах (не реже чем через 10 - 15 дней, а в жаркое время года еще чаще) стеклянной трубочкой диаметром 3 - 5 мм, пластмассовым или деревянным стержнем. Уровень электролита должен быть на 10 - 15 мм (у батарей типа 6СТ-55 - 5 - 10 мм) выше предохранительного щитка.

При понижении уровня электролита в аккумуляторы доливают только дистиллированную воду. Для перемешивания воды с электролитом батарею подзаряжают в течение 10 - 15 мин. На автомобиле воду доливают при работающем двигателе.

6. Пониженная или повышенная плотность электролита

Плотность электролита понижается в основном при разряде аккумуляторов и сульфатации электродов. При понижении плотности электролита увеличивается внутренние сопротивление батареи и снижается ее емкость. В результате падает сила тока в цепи работающего стартера, а поэтому уменьшаются частота вращения якоря и мощность стартера, что затрудняет пуск двигателя, особенно в зимнее время. Кроме того, в зимнее время может произойти замерзание электролита.

Плотность электролита повышается при испарении воды во время перезаряда аккумуляторов или в результате доливки в аккумуляторы электролита, а не воды. В случае повышения плотности электролита больше нормы ускоряется разрушение активного вещества и решеток электродов, а также ускоряется сульфатация активного вещества, что снижает емкость и срок службы батареи.

Плотность электролита измеряют денсиметром или плотнометром. Показания приборов зависят от температуры, поэтому измерение плотности необходимо производить совместно с измерением температуры. Если температура электролита значительно отличается от +25°С, то к показаниям приборов необходимо добавить или отнять поправку.

Плотность электролита в проверяемых аккумуляторах батареи не должна отличатся более чем на 0,01 г/см3 (10 кг/м), в противном случае батарею необходимо зарядить и произвести корректировку плотности электролита доливкой в аккумуляторы воды в случае, когда плотность будет больше нормы, и доливкой электролита плотностью 1,40 г/см
3, когда она будет ниже нормы, предварительно отобрав из аккумуляторов нужное количество электролита. После доливки в аккумуляторы воды или электролита плотностью 1,40 г/см3нужно продолжить заряд батареи в течение 25 - 30 мин для полного перемешивания электролита и снова измерить плотность его.[7]

По плотности электролита в аккумуляторах судят о степени разреженности аккумуляторов и о пригодности всей батареи к эксплуатации.

Снижение плотности электролита на 0,01 г/см3 по отношению к плотности у полностью заряженного аккумулятора соответствует разряду аккумулятора соответствует разряду аккумулятора примерно на 6%. Например, если плотность электролита в заряженном аккумуляторе была 1,28 г/см3, а измеренная при +25°С - 1,22 г/см3, то плотность понизилась на 36%.

Степень разряженности всей батареи определяется по степени разряженности всей батареи определяется по степени разряженности аккумулятора, имеющего самую низкую плотность электролита. Батареи, разряженные более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, снимают с эксплуатации и заряжают.

В зимнее время на автомобилях с наружной установкой аккумуляторных батарей их необходимо укреплять, а при эксплуатации батарей в очень холодной зоне увеличить плотность электролита.

Короткое замыкание электродов происходит при разрушении сепараторов, большом выпадении активного вещества на дно бака и на кромках сепараторов, выступающих над верхней частью электродов. При работе батареи электролит в аккумуляторах все время перемешивается между нижней и верхней частями бака аккумулятора и переносит частицы высыпавшегося активного вещества на верхние торцы электродов и сепараторов, что и вызывает частичное замыкание электродов. Частичное замыкание электродов возникает и при образовании наростов свинца на кромках минусовых электродов.

Короткозамкнутый аккумулятор быстро разряжается, и электроды его сульфатируются. Плотность электролита в таком аккумуляторе будет менее нормы.

При полном коротком замыкании аккумулятор зарядить нельзя, а напряжение его будет равно нулю. Короткое замыкание пластин определяется сравнением ЭДС аккумуляторов батареи с напряжением, измеренным вольтметром без нагрузки.



Подсчитывая ЭДС по плотности электролита:

ЭДС = 0,84 + г25, (1)

где г25 - плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3.

Если замеренное напряжение будет меньше ЭДС, подсчитанной по плотности электролита (меньше 2 В), то в аккумуляторе имеется частичное короткое замыкание электродов. В случае полного короткого замыкания показание вольтметра будет равно нулю.

При полном коротком замыкании батарею нужно ремонтировать. Для устранения частичного замыкания электродов аккумулятор промывают дистиллированной водой.

1.4 Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Диагностика является частью технологического процесса технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) автомобилей, обеспечивая получение исходной информации о техническом состоянии автомобиля.

Как правило, техническое обслуживание нового автомобиля, находящегося в личном пользовании, проводят после обкатки (через 2... 3 тыс. км пробега), а затем через каждые 15 тыс. км (ТО-1) и каждые 30 тыс. км пробега (ТО-2).

ЕО - перед пуском двигателя проверить общее состояние и крепление АБ. Не допускаются трещины моноблока и крышек, повреждение изоляции проводов или окисление полюсных выводов и клемм, трещины в мастике и ее отслоение, сильное загрязнение. О техническом состоянии и степени заряда АБ можно определить по степени накала нитей отдельных включенных ламп, по силе звукового сигнала, по легкости пуска двигателя стартером. В дороге следует следить за показаниями контрольных и сигнальных приборов, характеризующих качество подзаряда АБ - при загорании красного аварийного сигнала, эксплуатацию следует немедленно прекратить, до устранения причины.

Сезонное ТО проводят два раза в год с целью подготовки автомобиля к эксплуатации в теплое и холодное время года. Перечень контрольно-осмотровых и регламентных работ указан в сервисной книжке автомобиля 

При ТО-1 очищают аккумуляторную батарею от пыли, грязи и нейтрализуют электролит на мастике и крышках, прочищают вентиляционные отверстия; проверяют крепление и надежность контакта наконечников проводов с выводами батарей; замеряют уровень электролита в каждом аккумуляторе батареи; проверяют крепление батареи в гнезде.

При ТО-2
контролируют состояние аккумуляторов батареи по плотности электролита и напряжению под нагрузкой и при необходимости снимают батарею для подзаряда.

Для зарядки аккумуляторной батареи ее требуется снять с автомобиля, очисть корпус аккумулятора от внешних загрязнений, проверить уровень жидкости во всех элементах батареи и при необходимости долить до нормы, пробки оставить вывернутыми.

Для зарядки батареи используют ток силой 5,5 А. Зарядку обычно проводят в течение 3 ч.

Периодически при зарядке проверяют состояние электролита, следят за тем, чтобы его температура не превысила 40 °С. При повышении температуры необходимо или на время прервать зарядку и дать батарее остыть; или уменьшить зарядный ток. При этом через каждый час производят замер напряжения и плотности электролита.

Когда начнется процесс обильного выделения газа, а его напряжение и плотность выровняются (согласно проводимым замерам), зарядку прекращают и производят замер плотности электролита. Если она выше нормы, электролит нужно разбавить дистиллированной водой; когда плотность ниже нормы, указанной в таблице, необходимо долить электролит более высокой плотности.

Чтобы плотность электролита выровнялась, после проведенной доливки нужно оставить аккумулятор на зарядке на полчаса, после чего отключить зарядное устройство, выждать еще 30 мин и откорректировать уровень электролита.

Если он ниже нормы - долить жидкость соответствующей плотности, при излишке - отобрать лишний электролит, используя резиновую грушу для откачки.

Проверяют крепление батареи в гнезде, состояние и крепление наконечников проводов, соединяющих батарею с корпусом автомобиля, выключателем батареи и внешней цепью. При эксплуатации батарей в очень холодной зоне увеличивают плотность электролита перед зимней эксплуатацией и соответственно уменьшают плотность электролита перед летней.

1.5 Капитальный ремонт аккумуляторной батареи

Разборочные работы

Подготовка батареи к разборке заклю­чается в ее наружной очистке, внешнем осмотре, разряде и сливе электролита. Прежде чем слить электролит, разряжают батареи силой тока, равной 1/10 ее емкости, до на­пряжения 1,70—1,75 В на один аккумулятор.


Если нет возможности разрядить плас­тины батареи, то после разборки полублоки отрицательных пластин тщательно про­поласкивают и опускают в воду.

Разборка АБ или отдельных неисправ­ных аккумуляторов производится в такой последовательности:

  • отсоединяются от выводных штырей межэлементные соединения при помощи трубчатых сверл, которыми высверливается кольцевая канавка (рис.2).



Рисунок 2 Разборка батарей

а— удаление межэлементных соединений; б— удаление выводных штырей

  • нагретой лопаткой удаляется мастика после предварительного нагрева ее под на­гревательным колпаком;

  • снимаются крышки батарей при помощи съемников;

  • удаляются блоки пластин из баков при помощи съемников;

  • блоки разъединяются на полублоки и промываются в проточной воде;

  • промываются пластмассовые сепараторы при отсутствии в них повреждений;

  • промываются банки АБ и проверяется их целостность прибором проверки на герметичность ;

Сильно сульфатированные пластины бракуются. Незначительную сульфатацию пластин можно устранить трех- или четы­рехкратной зарядкой батареи малой силы зарядным током. Для этого батарею разря­жают до напряжения 1,7 В на элементе (измеряют без нагрузки), затем вместо электролита заливают дистиллированную воду и заряжают силой тока, равной 0,03— 0,05 емкости батареи. При достижении на­пряжения 2,3—2,4 В на элементе и плот­ности электролита 1,10—1,15 г/см3 элект­ролит сливают и снова заливают дистил­лированную воду. Повторяют смену электролита и заряд до тех пор, пока плот­ность электролита не перестанет увеличи­ваться.

Устранить сульфатацию можно также с помощью водно-аммиачного раствора трилона Б, который заливают на 40—60 мин в освобожденный от электролита аккумуля­тор. Затем раствор сливают, промывают пластины внутри банки дистиллирован­ной водой, заливают электролит нормаль­ной плотности и заряжают аккумулятор.

При значительной сульфатации и обры­ве пластин, коротком замыкании и помутнении электролита и, если после зарядки напряжение под нагрузкой хотя бы одного элемента ниже 1,6 В, батарею разбирают. Для этого высверливают кольцевые отверс­тия вокруг выводных штырей пустотелым сверлом, снимают межэлементные пере­мычки, удаляют мастику электропаяльни­ком с долотообразным наконечником, сни­мают крышки и вынимают блоки пластин.