Файл: Дополнения к обоснованию экономической целесообразности операций, проводимых по счету.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дополнения к обоснованию экономической целесообразности
операций, проводимых по счету
В ответ на ваш запрос дополнительно сообщаю следующее.
Перевод от Салазкина Максима Сергеевича на сумму 271 203
(Двести семьдесят одна тысяча двести три) рубля был получен в рамках исполнения обязательств контрагентом Вершининым М.В. (передачи мне части суммы займа от его имени).
Перевод от Лыщицкого Романа Юрьевича на сумму 312 000
(Триста двенадцать тысяч) рублей был получен в рамках исполнения обязательств контрагентом Баевым Д.Г. (передачи мне части суммы займа от его имени).
Перевод от Сулейманова Марса Маратовича на сумму 216 878
(Двести шестнадцать тысяч восемьсот семьдесят восемь) рублей был получен в рамках исполнения передо мной обязательств контрагентом Власовым Н.В.
(возврата мне части суммы займа от его имени).
Перевод от Тимотина Мстислава Владимировича на сумму 241 490
(Двести сорок одна тысяча четыреста девяносто) рублей был получен во исполнение договора займа от 02 января 2023 года, по которому я являюсь заимодавцем. Подтверждением служит простая письменная форма договора займа (расписка) от 02 января 2023 года, выданная мне Тимотиным М.В.
Пополнение счета через СБП обусловлено исполнением обязательств по уже указанным ранее договорам займа, которые заключались в передаче мне денежных средств как заемщику в собственность, и возврат займа как займодавцу.
Переводы на собственные счета в других кредитных организациях осуществлялись только исходящие и при необходимости могут быть подтверждены выписками по счету.
Приложение:
1. Расписка о получении займа от 02 января 2023 г.
02.04.2023 г.
Любаев С.А.
г. Северодвинск
02 января 2023 г.
Расписка
Я, Любаев Сергей Александрович, передал Тимотину Мстиславу
Владимировичу денежные средства в размере 245 000 (Двести сорок пять тысяч) рублей на срок до 01 февраля 2023 г., а Тимотин Мстислав
Владимрович обязался возвратить указанную сумму до 01 февраля 2023 г.
Тимотин М.В. предупреждается, что в случае нарушения сроков возврата денежных средств он уплачивает неустойку в размере 0,1% на сумму оставшихся к возврату денежных средств за каждый день просрочки.
Обязательства действуют до полного выполнения Тимотиным М.В. своих обязательств по возврату суммы займа.
Любаев С.А.
Денежные средства в размере 245 000 (Двести сорок пять тысяч) получил полностью.
Тимотин М.В.
02 января 2023 г.
Расписка
Я, Любаев Сергей Александрович, передал Тимотину Мстиславу
Владимировичу денежные средства в размере 245 000 (Двести сорок пять тысяч) рублей на срок до 01 февраля 2023 г., а Тимотин Мстислав
Владимрович обязался возвратить указанную сумму до 01 февраля 2023 г.
Тимотин М.В. предупреждается, что в случае нарушения сроков возврата денежных средств он уплачивает неустойку в размере 0,1% на сумму оставшихся к возврату денежных средств за каждый день просрочки.
Обязательства действуют до полного выполнения Тимотиным М.В. своих обязательств по возврату суммы займа.
Любаев С.А.
Денежные средства в размере 245 000 (Двести сорок пять тысяч) получил полностью.
Тимотин М.В.
В Межведомственную комиссию, созданную при Банке России в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ
Любаева Сергея Александровича адрес:Архангельская обл., г.
Северодвинск,ул. Южная 18-16 телефон: 7-999-168-20-19 адрес электронной почты: lubaev0907@gmail.com
ЖАЛОБА
ФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ЗАЯВИТЕЛЬ
Акционерное общество «Тинькофф Банк»,
АО «Тинькофф Банк»
Регистрационный номер кредитной организации или основной государственный регистрационный номер - 1027739642281
Банковский идентификационный код -
044525974
Индивидуальный номер налогоплательщика
- 7710140679/771301001
Дата установления договорных отношений с заявителем – 25.11.2019
Любаев Сергей Александрович
ИНН: 290222522804
Дата рождения: 09.07.1994
Место рождения: Архангельская обл., г.
Северодвинск
Гражданство: РФ
СНИЛС: 145-885-797 28
Паспортные данные: серия 1115 №018572
Дата выдачи 15.08.2014 код подразделения
290-006 выдан отделом УФМС России по
Архангельской области в городе
Северодвинске
Я, Любаев Сергей Александрович, открыл в АО «Тинькофф Банк» (далее
– Банк) 25 ноября 2019 года счет № 40817810700015682426, и являюсь добросовестным клиентом Банка. 24 марта 2023 года Банк выставил требование о предоставлении экономической обоснованности операций, проводимых по счету, и подтверждающих документов. 03 апреля 2023 года требуемые документы были предоставлены. 05 апреля 2023 года Банк установил ограничения по расчетной и кредитной карте, сделав возможным только пополнения кредитов, которые связаны с моими счетами.
В ответ на запрос Банка мной было пояснено, что мои операции по счетам включают переводы на собственные счета и с собственных счетов в других банках, включая переводы заработной платы, переводы, опосредующие договоры займа, переводы по получению процентов по договорам займа, выплаченных мне как займодавцу, действия с брокерскими счетами.
Таким образом, денежные средства, операции с которыми я
совершал по счету в АО «Тинькофф Банк», входят в мое имущество, в
отношении которого не запрещено осуществлять правомочия
собственника. Мои операции не несли риска потери деловой репутации
для Банка, осуществлялись исключительно в законных целях, и никаким
образом не связаны с финансированием терроризма и иной запрещенной
законом деятельностью.
Однако несмотря на представленные пояснения и документы, ссылаясь на «сомнительный характер операций» АО «Тинькофф Банк» не восстановило мой доступ к системе дистанционного банковского обслуживания.
Считаю подобные действия банка необоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Согласно пункту 3 статьи 845 ГК РФ банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента, и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Банк несет ответственность за несвоевременное зачисление на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованное списание банком со счета, а также невыполнение указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета клиента (статья 856 ГК
РФ).
Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от
07.08.2001 направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Указанный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории
Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами
или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма относятся организация и осуществление внутреннего контроля, обязательного контроля (ст. 6). К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относятся кредитные организации. В качестве мер, которые в обязательном порядке применяются банками, по противодействию легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансирования терроризма выделяют: запрос у клиента документов и информации, разъясняющие экономический смысл и подтверждающие законный характер операций по счетам (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 7, пункт
14 статьи 7 Закона № 115-ФЗ); приостановление операций по счету клиента
(пункт 11 статьи 7 Закона № 115- ФЗ); уведомление уполномоченных органов о проведении клиентом сомнительных операций (пункт 11 статьи 7.2 Закона
№ 115-ФЗ); разработка и применение правил внутреннего контроля, а также принятие иных мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и для финансирования терроризма (пункт 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).
Однако Банком не представлено документальных подтверждений
того, что я, как Клиент Банка, или какой-либо мой контрагент включены
в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их
причастности к экстремистской, террористической деятельности.
Банком также не представлено документального подтверждения того, что
мои банковские операции преследовали цели по легализации денежных
средств, полученных преступным путём, пошли на финансирование
террористической
деятельности
или
преследовали
иную
противоправную цель.
Общие основания отнесения операций к числу подозрительных установлены пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, к ним относятся: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью
К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма относятся организация и осуществление внутреннего контроля, обязательного контроля (ст. 6). К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относятся кредитные организации. В качестве мер, которые в обязательном порядке применяются банками, по противодействию легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансирования терроризма выделяют: запрос у клиента документов и информации, разъясняющие экономический смысл и подтверждающие законный характер операций по счетам (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 7, пункт
14 статьи 7 Закона № 115-ФЗ); приостановление операций по счету клиента
(пункт 11 статьи 7 Закона № 115- ФЗ); уведомление уполномоченных органов о проведении клиентом сомнительных операций (пункт 11 статьи 7.2 Закона
№ 115-ФЗ); разработка и применение правил внутреннего контроля, а также принятие иных мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и для финансирования терроризма (пункт 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).
Однако Банком не представлено документальных подтверждений
того, что я, как Клиент Банка, или какой-либо мой контрагент включены
в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их
причастности к экстремистской, террористической деятельности.
Банком также не представлено документального подтверждения того, что
мои банковские операции преследовали цели по легализации денежных
средств, полученных преступным путём, пошли на финансирование
террористической
деятельности
или
преследовали
иную
противоправную цель.
Общие основания отнесения операций к числу подозрительных установлены пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, к ним относятся: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью
их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Решение о квалификации операции в качестве подозрительной
может быть принято лишь при наличии достаточных оснований, с учетом
всестороннего анализа всей имеющейся у банка информации,
представленных документов, с учетом пояснений клиента.
Обобщенные и абстрактные подозрения относительно клиента не
могут быть признаны надлежащим основанием для отказа банком в
совершении конкретной операции.
Применение включенного в договор банковского обслуживания
положения о том, что Банк вправе ограничивать предоставляемые
услуги, в том числе если имеет подозрения в легализации доходов, также
представляется необоснованным, и имеющим абстрактный характер в
отсутствие необходимых доказательств.
Для целей квалификации операций в качестве сомнительных операций кредитные организации используют признаки, изложенные в Положении
Центрального банка от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение ЦБ №375-П), положениями которого установлены, в том числе, механизм оценки риска клиента; факторы, влияющие на оценку риска клиента в категориях «риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца», «страновой риск», «риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций», а также факторы по отдельности или по совокупности, влияющие на принятие кредитной организацией решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (п.п.4.3-4.6).
Доказательств выявления Банком какого-либо из указанных в
Положении ЦБ № 375-П факторов, послуживших основанием для
принятия им решения о блокировке доступа к системе дистанционного
банковского обслуживания, Банком представлено не было.
Во исполнение запроса Банка вся истребованная информация и
документы мной были представлены. Таким образом, мной выполнены
требования законодательства о предоставлении информации для
Решение о квалификации операции в качестве подозрительной
может быть принято лишь при наличии достаточных оснований, с учетом
всестороннего анализа всей имеющейся у банка информации,
представленных документов, с учетом пояснений клиента.
Обобщенные и абстрактные подозрения относительно клиента не
могут быть признаны надлежащим основанием для отказа банком в
совершении конкретной операции.
Применение включенного в договор банковского обслуживания
положения о том, что Банк вправе ограничивать предоставляемые
услуги, в том числе если имеет подозрения в легализации доходов, также
представляется необоснованным, и имеющим абстрактный характер в
отсутствие необходимых доказательств.
Для целей квалификации операций в качестве сомнительных операций кредитные организации используют признаки, изложенные в Положении
Центрального банка от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение ЦБ №375-П), положениями которого установлены, в том числе, механизм оценки риска клиента; факторы, влияющие на оценку риска клиента в категориях «риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца», «страновой риск», «риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций», а также факторы по отдельности или по совокупности, влияющие на принятие кредитной организацией решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (п.п.4.3-4.6).
Доказательств выявления Банком какого-либо из указанных в
Положении ЦБ № 375-П факторов, послуживших основанием для
принятия им решения о блокировке доступа к системе дистанционного
банковского обслуживания, Банком представлено не было.
Во исполнение запроса Банка вся истребованная информация и
документы мной были представлены. Таким образом, мной выполнены
требования законодательства о предоставлении информации для
идентификации и устранения подозрений в легализации денежных
средств.
Пункт 11 ст. 7 Закона №115-ФЗ закрепляет, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящею Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях (отмывания) доходов, полученных преступным путем, иди финансирования терроризма.
Таким образом, из данного пункта следует, что Банк вправе отказать только в случае отсутствия (не предоставления Клиентом) документов, необходимых для фиксирования (идентификации) информации или наличия подозрения, что операция совершается в целях легализации доходов или финансирования терроризма. Но «подозрения» - это оценочная категория и сотрудники Банка обязаны руководствоваться нормами Закона, а также положениями и рекомендациями Центрального банка РФ.
Также из нормы, закрепленной в пункте 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, следует, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении отдельной операции, которая вызывает сомнения. Однако Банк не сообщил в связи с чем вызывают его сомнения операции.
Банк отказывает в проведении отдельных операций по расчетному счету, вследствие чего нарушает мои права как Клиента-потребителя.
Необходимо также обратить внимание на то, что Законом № 115-ФЗ не закреплены правомочия организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, блокировать доступ к системе дистанционного банковского обслуживания расчетного счета клиента. Согласно п. 2 ст. 7
Закона N 115-ФЗ кредитная организация наделена правом запрашивать
информацию, с целью ее документированного фиксирования в соответствии с положениями указанного закона, при наличии достаточных на то оснований.
Банком не обосновано применение меры в виде ограничения
распоряжения
расчетным
счетом
с
использованием
системы
дистанционного банковского обслуживания.
Принимая во внимание, что мной предоставлены пояснения и все
обосновывающие документы, очевидно отсутствие оснований для
блокировки доступа через систему дистанционного банковского
обслуживания.
Обозначенная мной позиция подтверждается многочисленной судебной практикой: Решением Арбитражного суда Кировской области от 10 января
2020 года по делу № А28-9127/2019, Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2019 года № 09АП-72628/2019 по делу №
А40-132299/19, Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 декабря
2019 года по делу № А40-259472/19-55-1883 и многими другими.
Я обратил внимание Банка на то, что согласно требованиям пункта 10 статьи 7 Закона №115-ФЗ:
«Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.
При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции».
Следовательно, в случае неполучения постановления
Росфинмониторинга о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок Банк восстанавливает обслуживание счетов.
Мной было направлено Требование, в котором я просил Банк предоставить информацию о причинах принятия решения об ограничении
Банком не обосновано применение меры в виде ограничения
распоряжения
расчетным
счетом
с
использованием
системы
дистанционного банковского обслуживания.
Принимая во внимание, что мной предоставлены пояснения и все
обосновывающие документы, очевидно отсутствие оснований для
блокировки доступа через систему дистанционного банковского
обслуживания.
Обозначенная мной позиция подтверждается многочисленной судебной практикой: Решением Арбитражного суда Кировской области от 10 января
2020 года по делу № А28-9127/2019, Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2019 года № 09АП-72628/2019 по делу №
А40-132299/19, Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 декабря
2019 года по делу № А40-259472/19-55-1883 и многими другими.
Я обратил внимание Банка на то, что согласно требованиям пункта 10 статьи 7 Закона №115-ФЗ:
«Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.
При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции».
Следовательно, в случае неполучения постановления
Росфинмониторинга о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок Банк восстанавливает обслуживание счетов.
Мной было направлено Требование, в котором я просил Банк предоставить информацию о причинах принятия решения об ограничении