Файл: Дисциплина Педагогика Практическое занятие 1 Обучающийся Кленова Оксана Вячеславна Преподаватель Степанова Елена Ивановна Задание по теме Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03.А Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие №1


Выполнил:

Обучающийся Кленова Оксана Вячеславна

Преподаватель:

Степанова Елена Ивановна
Задание по теме 1.4. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса

 

Цель занятия: закрепление знаний о ребенке как объекте и субъекте целостного педагогического процесса; формирование умений проводить анализ природного и общественного в развитии человека, факторов, влияющих на развитие личности: наследственности, среды, воспитания, активности личности; планировать взаимодействие участников целостного педагогического процесса.

 

Задание 1.

1.         Педагогическая ситуация:

Во время беседы Катя С., ученица 2 «а» класса, была замкнута и отвечала на вопросы неохотно. На вопрос: «Нравится ли тебе проводить время с мамой?» девочка ответила: «Я не верю, что с мамой могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни — это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной говорила по-человечески, вместо того, чтобы кричать, я бы ее лучше поняла... Мне тяжело находиться дома».

2.         Письменно ответьте на вопросы:

1)        С какой целью проводилась беседа? Беседа проводилась, чтобы узнать о проблемах ребенка и его взаимоотношениях в семье.

2)        Какое предположение можно сделать о взаимоотношениях в семье? Мама девочки не дает ей в полной мере материнского тепла и поддержки. Нахождение дома для девочки кажется пыткой, в ее семье царит атмосфера непонимания и агрессии. Такой семейный микроклимат негативно сказывается на ее развитии и жизни.

Задание по теме 2.3 Цели, содержание и структура педагогической деятельности

 

Цель: закрепление знаний о целях, содержании и структуре педагогической деятельности; формирование умений проектировать и анализировать цели и содержание педагогической деятельности.


 

Задание 2.

«Педагогическая профессиональная деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся» (А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова).

1.         Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию в соответствии с приведенным выше высказыванием:

Ученик недоволен своей отметкой и в качестве протеста влез во время урока на парту. В классе раздался звонкий смех детей. Ситуация повлекла срыв рабочей обстановки, продолжить урок было невозможно.

2.         Письменно ответьте на вопросы:

1)        Назовите вероятные причины поведения ученика. Между учеником и учителем не сложилась доверительная обстановка и взаимопонимание. Поставив ученику неудовлетворительную оценку, учитель не смог объяснить свои действия, а ребенок не может адекватно оценивать свой ответ. Из-за этого ученик затаил обиду на учителя и таким образом решил ее продемонстрировать.

2)        Как следует отреагировать учителю, чтобы купировать ситуацию? Учитель не должен бурно реагировать. Его задача восстановить рабочую обстановку в классе, а также рассказать ученику, что оценку можно будет исправить. После урока стоит оставить ребенка, попытаться добиться взаимопонимания и попросить в следующий раз не срывать урок, а обращаться с вопросом.

3)        Каким образом можно было избежать подобной ситуации? Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо указать ученику на его ошибки и объяснить, почему оценка снижена. А затем рассказать о возможности исправления оценки. Таким образом, ученик не будет думать о плохой отметке, а будет сконцентрирован на учебе.

Задание по теме 2.4 Основные виды педагогической деятельности

 

Цель занятия: закрепление знаний об основных видах педагогической деятельности; формирование умений анализировать и обосновывать выбор оптимальных способов педагогической деятельности.

 

Задание 3. Разработайте тематический план на месяц по обучению детей одному из продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование — по выбору обучающегося).

В ответе укажите:

  • Возраст детей. : 6-7 лет.

  • Количество занятий. 4 занятия в месяц

  • Длительность каждого занятия. 35 минут


Задания по теме 2.5 Функции педагогической деятельности

 

Цель: закрепление знаний о функциях педагогической деятельности; формирование умений выделять и характеризовать функции педагогической деятельности.

 

Задание 4.

1.         Педагогическая ситуация:

В детском коллективе есть особый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог просит его ответить на вопросы по теме занятия, домашнему заданию или др., мальчик теряется, запинается, боясь насмешек со стороны коллектива детей. Педагог упрекает ребенка и низко оценивает его ответы.

2.         Ответьте письменно на вопросы:

  1. 1)        В чем заключается проблема? Назовите ее причину. В данном случае видно попустительское отношение педагога к происходящему.



  1. 2)        В чем педагог не прав, какие функции он не выполнил? С классом не была проведена беседа об отношении учащихся к слабому ученику, кроме того, педагог своими действиями еще более усугубляет обстановку (вздыхает, упрекает). Слабому ребенку не была оказана помощь в преодолении страха публичного выступления.

3)        Как должен был поступить педагог? Опишите способ(ы) решения проблемы. Педагогу следует создать благоприятную атмосферу в классе, научить детей взаимопомощи, состраданию. По поводу успеваемости следует говорить с учеником наедине. Слабому ребенку явно требуется помощь в освоении материала, также следует изменить форму оценивания для этого ученика на письменную. Низкая самооценка, тревожность, скованность, неуверенность в себе — эти проблемы ученика влияют на его поведение при ответе у доски и оценку его ответа.

Задания по теме 3.4 Приемы и средства обучения

 

Цель занятия: закрепление знаний о приемах и средствах обучения; формирование умений проектировать обоснованный выбор оптимальных приемов и средств обучения.

 

Задание 5.

1.         Педагогические ситуации:

Ситуация 1:

Урок биологии. Учитель объясняет тему урока и показывает строение опорно-двигательного аппарата человека на примере анатомического макета скелета человека, проговаривая названия.


Ситуация 2:

Учитель математики в качестве домашнего задания всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается 2-3, иногда 4 задачи, а ученик может выбрать для решения любую из них. Иногда учитель задает на дом математическое сочинение (придумать задачу определенного типа и с определенным количеством действий) или составить задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельных сочиненных задач: у кого самая трудная задача, самая четкая, самая остроумная?

2.         Ответьте письменно на вопросы:

  1. 1)        Какие методы и средства обучения использует учитель на уроке в ситуации 1? На данном уроке биологии используются наглядный, практический и словестный метод обучения, материальное и визуальное средство обучения.



  1. 2)        С какой целью учитель разрабатывает серию приемов работы в ситуации 2? Учитель разрабатывает такую серию приемов работы с целью повысить интерес к математике. Возможность выбора задачи позволяет регулировать собственную деятельность, повышая эмоциональную мотивацию учащихся. Игровой, соревновательный момент создает положительную мотивацию на уроке, и комфортную атмосферу за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса. Придумывание задач, поиск разнообразной информации развивает мыслительные процессы, стимулирует познавательную деятельность.

Задания по теме 4.1 Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

 

Цель занятия: закрепление знаний о сущности воспитания, направлениях воспитательной работы; формирование умений разрабатывать структуру воспитательной деятельности.

 

Задание 7. На основе исходных данных заполните таблицу:

Направления воспитательной деятельности

Аспекты воспитательной работы

Гражданско-правовое воспитание

 Патриотизм

Культура межнационального общения

 Правовая культура

Духовно-нравственное воспитание

 Культура поведения

 Экологическая культура

 гуманность

Эстетическое воспитание

 Восприятие природы

 Художественное воспитание

 Музыкальное воспитание

Физическое воспитание

 Физические упражнения

 туризм

 гимнатика

Трудовое воспитание

 Трудовая деятельность

  Экономическая культура

 Профессиональная ориентация


Исходные данные (аспекты воспитательной работы):

Ø    Гимнастика

Ø    Патриотизм

Ø    Художественное воспитание

Ø    Культура поведения

Ø    Культура межнационального общения

Ø    Профессиональная ориентация

Ø    Гуманность

Ø    Экологическая культура

Ø    Туризм

Ø    Трудовая деятельность

Ø    Восприятие природы

Ø    Музыкальное воспитание

Ø    Физические упражнения

Ø    Экономическая культура

Ø    Правовая культура

Задания по теме 4.2 Методы воспитания

 

Цель: закрепление знаний о сущности и разнообразии методов воспитания; формирование умений разрабатывать содержание воспитательного мероприятия с обоснованием использования методов воспитания.

 

Задание 8. Приведите примеры педагогических ситуаций (по одной для каждой группы) и назовите методы воспитания, используемые в них:

  1. 1)        методы формирования сознания; убеждение, рассказ, беседа, лекция, диспут, дискуссия.



  1. 2)        методы организации деятельности и формирования поведения; упражнения, приучение, требование, поручение и создание воспитывающих ситуаций.



  1. 3)        методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения - соревнование, создание ситуации успеха, поощрение, наказание.

 

Пермь - 2023