Файл: Дисциплина Педагогика Практическое занятие 1 Обучающийся Кленова Оксана Вячеславна Преподаватель Степанова Елена Ивановна Задание по теме Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03.А Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие №1
Выполнил:
Обучающийся Кленова Оксана Вячеславна
Преподаватель:
Степанова Елена Ивановна
Задание по теме 1.4. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса
Цель занятия: закрепление знаний о ребенке как объекте и субъекте целостного педагогического процесса; формирование умений проводить анализ природного и общественного в развитии человека, факторов, влияющих на развитие личности: наследственности, среды, воспитания, активности личности; планировать взаимодействие участников целостного педагогического процесса.
Задание 1.
1. Педагогическая ситуация:
Во время беседы Катя С., ученица 2 «а» класса, была замкнута и отвечала на вопросы неохотно. На вопрос: «Нравится ли тебе проводить время с мамой?» девочка ответила: «Я не верю, что с мамой могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни — это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной говорила по-человечески, вместо того, чтобы кричать, я бы ее лучше поняла... Мне тяжело находиться дома».
2. Письменно ответьте на вопросы:
1) С какой целью проводилась беседа? Беседа проводилась, чтобы узнать о проблемах ребенка и его взаимоотношениях в семье.
2) Какое предположение можно сделать о взаимоотношениях в семье? Мама девочки не дает ей в полной мере материнского тепла и поддержки. Нахождение дома для девочки кажется пыткой, в ее семье царит атмосфера непонимания и агрессии. Такой семейный микроклимат негативно сказывается на ее развитии и жизни.
Задание по теме 2.3 Цели, содержание и структура педагогической деятельности
Цель: закрепление знаний о целях, содержании и структуре педагогической деятельности; формирование умений проектировать и анализировать цели и содержание педагогической деятельности.
Задание 2.
«Педагогическая профессиональная деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся» (А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова).
1. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию в соответствии с приведенным выше высказыванием:
Ученик недоволен своей отметкой и в качестве протеста влез во время урока на парту. В классе раздался звонкий смех детей. Ситуация повлекла срыв рабочей обстановки, продолжить урок было невозможно.
2. Письменно ответьте на вопросы:
1) Назовите вероятные причины поведения ученика. Между учеником и учителем не сложилась доверительная обстановка и взаимопонимание. Поставив ученику неудовлетворительную оценку, учитель не смог объяснить свои действия, а ребенок не может адекватно оценивать свой ответ. Из-за этого ученик затаил обиду на учителя и таким образом решил ее продемонстрировать.
2) Как следует отреагировать учителю, чтобы купировать ситуацию? Учитель не должен бурно реагировать. Его задача восстановить рабочую обстановку в классе, а также рассказать ученику, что оценку можно будет исправить. После урока стоит оставить ребенка, попытаться добиться взаимопонимания и попросить в следующий раз не срывать урок, а обращаться с вопросом.
3) Каким образом можно было избежать подобной ситуации? Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо указать ученику на его ошибки и объяснить, почему оценка снижена. А затем рассказать о возможности исправления оценки. Таким образом, ученик не будет думать о плохой отметке, а будет сконцентрирован на учебе.
Задание по теме 2.4 Основные виды педагогической деятельности
Цель занятия: закрепление знаний об основных видах педагогической деятельности; формирование умений анализировать и обосновывать выбор оптимальных способов педагогической деятельности.
Задание 3. Разработайте тематический план на месяц по обучению детей одному из продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование — по выбору обучающегося).
В ответе укажите:
-
Возраст детей. : 6-7 лет. -
Количество занятий. 4 занятия в месяц -
Длительность каждого занятия. 35 минут
Задания по теме 2.5 Функции педагогической деятельности
Цель: закрепление знаний о функциях педагогической деятельности; формирование умений выделять и характеризовать функции педагогической деятельности.
Задание 4.
1. Педагогическая ситуация:
В детском коллективе есть особый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог просит его ответить на вопросы по теме занятия, домашнему заданию или др., мальчик теряется, запинается, боясь насмешек со стороны коллектива детей. Педагог упрекает ребенка и низко оценивает его ответы.
2. Ответьте письменно на вопросы:
-
1) В чем заключается проблема? Назовите ее причину. В данном случае видно попустительское отношение педагога к происходящему.
-
2) В чем педагог не прав, какие функции он не выполнил? С классом не была проведена беседа об отношении учащихся к слабому ученику, кроме того, педагог своими действиями еще более усугубляет обстановку (вздыхает, упрекает). Слабому ребенку не была оказана помощь в преодолении страха публичного выступления.
3) Как должен был поступить педагог? Опишите способ(ы) решения проблемы. Педагогу следует создать благоприятную атмосферу в классе, научить детей взаимопомощи, состраданию. По поводу успеваемости следует говорить с учеником наедине. Слабому ребенку явно требуется помощь в освоении материала, также следует изменить форму оценивания для этого ученика на письменную. Низкая самооценка, тревожность, скованность, неуверенность в себе — эти проблемы ученика влияют на его поведение при ответе у доски и оценку его ответа.
Задания по теме 3.4 Приемы и средства обучения
Цель занятия: закрепление знаний о приемах и средствах обучения; формирование умений проектировать обоснованный выбор оптимальных приемов и средств обучения.
Задание 5.
1. Педагогические ситуации:
Ситуация 1:
Урок биологии. Учитель объясняет тему урока и показывает строение опорно-двигательного аппарата человека на примере анатомического макета скелета человека, проговаривая названия.
Ситуация 2:
Учитель математики в качестве домашнего задания всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается 2-3, иногда 4 задачи, а ученик может выбрать для решения любую из них. Иногда учитель задает на дом математическое сочинение (придумать задачу определенного типа и с определенным количеством действий) или составить задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельных сочиненных задач: у кого самая трудная задача, самая четкая, самая остроумная?
2. Ответьте письменно на вопросы:
-
1) Какие методы и средства обучения использует учитель на уроке в ситуации 1? На данном уроке биологии используются наглядный, практический и словестный метод обучения, материальное и визуальное средство обучения.
-
2) С какой целью учитель разрабатывает серию приемов работы в ситуации 2? Учитель разрабатывает такую серию приемов работы с целью повысить интерес к математике. Возможность выбора задачи позволяет регулировать собственную деятельность, повышая эмоциональную мотивацию учащихся. Игровой, соревновательный момент создает положительную мотивацию на уроке, и комфортную атмосферу за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса. Придумывание задач, поиск разнообразной информации развивает мыслительные процессы, стимулирует познавательную деятельность.
Задания по теме 4.1 Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
Цель занятия: закрепление знаний о сущности воспитания, направлениях воспитательной работы; формирование умений разрабатывать структуру воспитательной деятельности.
Задание 7. На основе исходных данных заполните таблицу:
Направления воспитательной деятельности | Аспекты воспитательной работы |
Гражданско-правовое воспитание | Патриотизм |
Культура межнационального общения | |
Правовая культура | |
Духовно-нравственное воспитание | Культура поведения |
Экологическая культура | |
гуманность | |
Эстетическое воспитание | Восприятие природы |
Художественное воспитание | |
Музыкальное воспитание | |
Физическое воспитание | Физические упражнения |
туризм | |
гимнатика | |
Трудовое воспитание | Трудовая деятельность |
Экономическая культура | |
Профессиональная ориентация |
Исходные данные (аспекты воспитательной работы):
Ø Гимнастика
Ø Патриотизм
Ø Художественное воспитание
Ø Культура поведения
Ø Культура межнационального общения
Ø Профессиональная ориентация
Ø Гуманность
Ø Экологическая культура
Ø Туризм
Ø Трудовая деятельность
Ø Восприятие природы
Ø Музыкальное воспитание
Ø Физические упражнения
Ø Экономическая культура
Ø Правовая культура
Задания по теме 4.2 Методы воспитания
Цель: закрепление знаний о сущности и разнообразии методов воспитания; формирование умений разрабатывать содержание воспитательного мероприятия с обоснованием использования методов воспитания.
Задание 8. Приведите примеры педагогических ситуаций (по одной для каждой группы) и назовите методы воспитания, используемые в них:
-
1) методы формирования сознания; убеждение, рассказ, беседа, лекция, диспут, дискуссия.
-
2) методы организации деятельности и формирования поведения; упражнения, приучение, требование, поручение и создание воспитывающих ситуаций.
-
3) методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения - соревнование, создание ситуации успеха, поощрение, наказание.
Пермь - 2023