Файл: Железнодорожник в годы Великой Отечественной Войны.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)» РУТ (МИИТ)
Российская открытая академия транспорта
Эссе
По дисциплине «История транспорта»
На тему: «Железнодорожник в годы Великой Отечественной Войны»
Работу выполнил
студент 1-го курса
группы ЗВВ-1911
Ульянкин В.А.
Руководитель:
Кузьменкова Татьяна Леонидовна
Москва
2022
Начальник Лискинского отделения движения Юго-Восточной железной дороги Владимир Николаевич Жёлудев
родился 10 ноября 1903 года в селе Белый Колодезь Валуйского уезда Воронежской губернии, ныне Богучарского района Воронежской области в семье сапожника-кустаря. Русский. С 12 лет батрачил за кусок хлеба.
После смерти в 1917 году отца, получившего на фронте тяжелые ранения, Володя остался старшим из пяти детей-сирот, а семья осталась без средств и имущества. Несколько лет подросток работал в имении графини Паниной.
С 1921 года Владимир Николаевич Жёлудев трудился на железнодорожном транспорте. Сперва учеником на телеграфе на станции Валуйки. Потом телеграфистом на той же станции, пока не призвали в Красную Армию. Служил Владимир Николаевич Жёлудев в 1-м железнодорожном полку под Ленинградом.
После увольнения в запас Владимир Николаевич Жёлудев работал старшим телеграфистом станции Бирюч на участке Валуйки — Лиски.
Затем Владимир Николаевич Жёлудев трудился в различных должностях на станциях Северо-Донецкой и Юго-Восточной железных дорог: дежурным по станции, заместителем начальника станции, диспетчером, старшим диспетчером Лискинского отделения движения.
Окончил курсы диспетчеров в Киеве, обучался в Центральной Эксплуатационной школе Наркомата Путей Сообщения в Москве.
В 1936 году его назначили заместителем начальника отделения в Россошь, а к концу года — старшим помощником начальника распорядительного отдела Управления Юго-Восточной дороги.
Весной 1937 года Владимир Николаевич Жёлудев тяжело болел, перенёс операцию в брюшной полости, а после выздоровления направлен участковым ревизором по безопасности движения поездов Грязненского отделения. С 1938 года — заместитель начальника, а потом и начальник Лискинского отделения движения.
В 1940 году Владимир Николаевич Жёлудев был удостоен высшей отраслевой награды — знака «Почётный железнодорожник».
С начала Великой Отечественной войны Владимир Николаевич Жёлудев в должности начальника военно-эксплуатационного отделения обеспечивает в прифронтовой полосе Западного, Брянского и Юго-Западного фронтов движение поездов в целях обеспечения всем необходимым воинских частей фронтов. В марте 1942 года Владимир Николаевич Жёлудев был ранен в ногу, и после выздоровления продолжал работать.
Летом 1942 года Нарком Путей Сообщения генерал-лейтенант Андрей Васильевич Хрулёв представил Владимира Николаевича Жёлудева к награждению орденом Трудового Красного Знамени.
В сентябре 1942 года Владимир Николаевич Жёлудев был назначен начальником 122-го военно-эксплуатационного отделения (ВЭО-122), обеспечивавшего обслуживание единственной рокады на левом берегу Волги, по которой через Верхний Баскунчак доставлялись грузы в осаждённый Сталинград.
В начале декабря 1942 года Владимир Николаевич Жёлудев получил второе ранение.
31 декабря 1942 года Владимир Николаевич Жёлудев был назначен начальником ВЭО-16.
После окончательного разгрома немецкой группировки под Сталинградом в феврале 1943 года, в целях улучшения работы Лискинского отделения Юго-Восточной дороги, ВЭО-16 было направлено для приёмки в эксплуатацию участка Лиски — Россошь — Лихая, по которому доставлялись грузы для Юго-Западного и Южного фронтов, освобождавших Донбасс.
Владимир Николаевич Жёлудев снова был назначен начальником Лискинского отделения движения.
После восстановления обоих мостов через Дон линия Лиски — Валуйки стала кратчайшим путём, по которому продвигались с Южного Урала и из Сибири эшелоны с войсками для разгоревшейся в июле Орловско-Курской битвы, а затем и битвы за Днепр.
О вкладе Владимира Николаевича Жёлудева и его трудового коллектива в материально-техническое обеспечение войск Воронежского и Степного фронтов свидетельствует тот факт, что в мае 1943 года Лискинское отделение было отмечено переходящим Красным Знаменем Государственного Комитета Обороны и денежной премией.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени»
Владимиру Николаевичу Жёлудеву
присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот» (№ 144).
24 декабря 1943 года в Кремле герою-железнодорожнику торжественно вручили высокие награды социалистической Родины, а в Наркомате Путей Сообщения — второй знак «Почётному железнодорожнику».
В январе 1944 года Владимир Николаевич Жёлудев был назначен первым заместителем начальника Юго-Восточной железной дороги. Но ему не хватало теоретических знаний, и с января 1945 года он был освобожден от обязанностей заместителя в связи с зачислением в Московский Институт Инженеров Транспорта (МИИТ) на факультет «Движение и грузовая работа».
Учась по ускоренной программе фактически без летних и зимних каникул, Владимир Николаевич Жёлудев с отличием окончил институт в октябре 1947 года, и получил назначение на родную Юго-Восточную железную дорогу.
С марта 1948 года Владимир Николаевич Жёлудев работал начальником отделения в Уфе на Куйбышевской магистрали.
В связи с ухудшением состояния здоровья: сказывались последствия фронтовой контузии и двух ранений, а болезненное состояние вызывало повышенную нервозность, что отражалось на работе, в июле 1949 года Владимир Николаевич Жёлудев был переведён в город Владимир Горьковской железной дороги на менее напряжённую работу, а в октябре 1950 года — на Сталинградскую железную дорогу.
Жил Владимир Николаевич Жёлудев в городе Сталинграде, ныне Волгограде.
В феврале 1953 года Владимир Николаевич Жёлудев был избран депутатом Сталинградского городского Совета депутатов трудящихся. До ухода в марте 1961 года пенсию по инвалидности он работал заместителем начальника — главным инженером Сталинградского отделения дороги.
16 октября 1972 года Владимир Николаевич Жёлудев скончался, когда находился на лечении в городе Хмельник Винницкой области Украинской ССР.
Похоронен Владимир Николаевич Жёлудев в Волгограде.
Был награждён Владимир Николаевич Жёлудев двумя орденами Ленина (05.11.1943 г., 09.06.1952 г.), орденом Трудового Красного Знамени, медалями, в том числе медалями «За оборону Москвы» и «За оборону Сталинграда»; двумя знаками «Почетному железнодорожнику».
Я очень горжусь Героями-земляками, которые ценой своей жизни защищали нас во времена Великой Отечественной Войны.
Литература: Золотые Звёзды земли Воронежской: Сб. документов и матер. / Составитель Э. С. Лыкова. — Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1989.