Файл: Роль управления в развитии экономики, предпринимательства и общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 451

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Роль управления в развитии экономики, предпринимательства и общества.

Управление (менеджмент) - процесс сочетания ресурсов для достижения поставленной цели. Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной - необходимость установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах; экономической - необходимость в производстве и распределении ресурсов; оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

1. В развитии экономики: Экономика является научным направлением, определяющим структуру и состояние отраслей хозяйственной деятельности и в целом государств и международных сообществ. Для современной экономики характерно функционирование большого числа крупнейших организаций, оказывающих мощное воздействие на жизнь общества. Совершенствование управления организацией, в частности, повышение уровня организационной культуры, становится решающим фактором общественного прогресса. Наука управления сформировалась под воздействием технического прогресса и стала ответом на потребности государства крупного бизнеса и сферой самоутверждения энтузиастов. Наука управления является и необходимым условием и мощным фактором роста эффективности современного производства, важным направлением междисциплинарных исследований, способом анализа опыта, практики управления. Управленческая деятельность осуществляется в различной экономической среде. Теория управления представляет собой науку, изучающую процессы управления в социально-экономических системах, содержание и форму управленческих отношений, закономерности их возникновения и развития, а также принципы эффективного управления. Управление, нередко в экономике, именуемое менеджментом, охватывает все ее сферы. Основными же объектами управления являются: персонал; исследование и разработки; маркетинг и риск; производство; качество продукции; финансы и капитал.

2. В развитии предпринимательства: Инструментом предпринимательской деятельности является - предприятие. С правовой точки зрения, под предприятием подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект с правовыми, юридическими лицами, которые на основе использования закрепленного за ним имущества производят и реализуют продукцию, выполняют работы и оказывают услуги. К любому типу организации, независимо от ее размеров и целей может быть применен ряд основных принципов выбора оптимального сочетания ресурсов - земли, труда и капитала.


3. В развитии общества: Окружающий человека мир принято делить на неживую природу, живую природу и человеческое общество. Соответственно выделяют управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин), управление биологическими системами и управление социальными системами (человеком, семьей, фирмой, отраслью, муниципальным образованием, регионом, государством и т.д.), или, иными словами, социальное управление. Поскольку управление связано с организацией людей, социальных групп и других общностей по "производству" и воспроизводству самих себя, то его можно рассматривать как социальное управление. Существует множество определений, что такое управление. В качестве рабочего понятия предлагаем взгляд, согласно которому управление рассматривается как воздействие на отношения между людьми в целях согласования и объединения их совместного труда по созданию благоприятных условий жизнедеятельности. В данном контексте управление рассматривается в качестве ключа к формированию и функционированию рациональных общественных отношений.

  1. Значение любой науки в жизни общества определяется теми целями которые она решает и темы функциями, которые она выполняет. Цели теории управления можно сформулировать следующим образом: изучение наиболее важных, типичных фактов управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых; определение основных тенденции развития управленческих процессов; построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем; формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления. К функциям теории управления следует отнести: познавательную. Она связана с изучением сущности управленческих отношений, основных особенностей управления как специфической сферы трудовой деятельности, ее роли и значимости в развитии общества и его подсистем. оценочная. Ее суть состоит в том, чтобы оценить в какой мере соответствует или не соответствует существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям развития этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; прикладную. Данная функция связана с разработкой научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления обществом и его элементов; прогностическую. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в обозримом будущем. образовательно-воспитательная. Ее предназначение состоит в распространении знаний об управлении, его основных задачах, принципах, функциях, механизмах среди управленческих кадров и широких слоев населения. Идеологическая. Идеология — это система основополагающих взглядов на существующие общественные отношения (в том числе и управленческие отношения) в соответствии с положением и интересами личности, социальных групп, общества в целом. Теория управления аккумулирует и приводит в систему управленческие идеи и оказывает влияние на сознание субъектов управленческих отношений.




  1. Наука управления, предмет ее изучения и отличительные признаки научного управления.

Предметом науки управления является совокупность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе управления на разных уровнях и в различных звеньях социально-экономической системы. В силу особенностей предмета изучения наука управление возникла на стыке общественных наук и прикладных областей знаний, занимая межу тем самостоятельное положение. Научное управление предполагает соблюдение научных принципов управления, таких как комплексность, системность, непрерывность, гибкость, демократичность и др., а также системное выполнение всего стандартного набора функций управления: прогнозирования, моделирования, планирования, анализа, организации, учета, контроля, стимулирования, регулирования, оценки.

3. Понятие об управлении, о процессе и системе управления.

Управление (менеджмент) - процесс сочетания ресурсов для достижения поставленной цели.

1. Процесс управления представляет собой совокупность отдельных видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и развития системы в интересах достижения стоящих перед ней целей. В процессе управления решаются две задачи: тактическая - связана с поддержанием устойчивости и взаимодействия всех элементов системы; стратегическая - обеспечивает развитие и совершенствование системы, перевод ее в качественно иное состояние. Процесс управления включает следующие элементы: предмет и продукт управленческого труда (информация, решения); средства управленческого труда (компьютеры, телефоны и т.д.). В процессе управления выполняется множество операций. Среди них выделяются такие: вычислительные, логические, описательные, контрольные, сбора и анализа информации и т.п. Документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций называется управленческой процедурой. Способ выполнения управленческих операций и их элементов в оптимальной последовательности при рациональном распределении между исполнителями с учетом их квалификации и затрат времени называется управленческой технологией. Выделяют следующие виды технологий управления: линейная - характеризуется строгой последовательностью отдельных управленческих фаз, вытекающих друг из друга и сменяющихся в соответствии с заранее намеченным планом (например, при управлении поездов); 2. Управление представляет собой сложную систему. Система (гр. systema -
составленное из частей; соединение) - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых и взаимодействующих элементов, каждый из которых служит единству целого. В систему управления входят:

1) субъект управления - это лицо, группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые воздействуют на управляемую систему в целях обеспечения ее функционирования и движения к заданной цели. Субъект управления осуществляет управленческую и организационную работу, принимает решения и обеспечивают достижение поставленных целей. Субъект управления называют еще управляющей системой. Очень часто из круга субъектов управления исключается общество, что неверно. Ведь общество выступает в качестве субъекта управления по отношению к элементам государства. Например, общество создает органы государственной власти, может принимать конституцию страны и т.д.

2) объект управления - это общество и его элементы (государство, регион, муниципальное образование, отрасль, предприятие, трудовой коллектив, семья, личность и т.п.) на которые направлено управленческое воздействие в целях обеспечения их функционирования и развития. Объект управления иногда называют управляемой системой. Объекты управления можно классифицировать по следующим основаниям: По масштабам и уровням управленческого воздействия объектами управления выступает мировое сообщество, страна, регион, муниципальное образование, отрасль, предприятие, коллектив и т.п. По сферам общественной жизни объекты управления включают в себя экономическую, политическую, социальную, культурную деятельность. По адресату управленческого воздействия объекты управления подразделяются на население страны, региона, муниципального образования; персонал министерств, предприятий, организаций и учреждений; персонал органов государственной и муниципальной власти и т.п. При этом управленческое воздействие во всех случаях оказывается на отношения и взаимодействие людей, вовлеченных в тот или иной вид жизнедеятельности и объединенных в те или иные социальные группы и институты. Строго говоря, в качестве объекта управления выступают не люди, как нередко считают, а отношения между людьми существующие на различных уровнях управления (государство, регион, муниципальное образование, отрасль промышленности, социальные организации, трудовой коллектив, семья, личность).


3) Содержание управления или процесс управления. Основное в процессе управления - управленческие технологии. Технология управления состоит из информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств. Иными словами, технология управления — это приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления.

4) социальные ресурсы (мотивационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, демографические, инновационные, организационные и др.) Кроме того, в систему управления входят управленческая теория и идеология, принципы и методы управления.

4Сущность и содержание управленческого цикла. Его реализация во времени и пространстве.

Управленческий цикл содержит в себе четыре функции, — это планирование, организация, мотивация, контроль. Данные функции охватывают все виды управленческой деятельности по: созданию материальных ценностей, финансированию, маркетингу и т. д.

Планирование. Эта функция представляет собой, по существу, процесс подготовки решений.

Этапы планирования:

  • а) постановка целей;

  • б) определение исходных предпосылок;

  • в) выявление альтернатив;

  • г) выбор наилучшей альтернативы;

  • д) ввод и исполнение плана.

Организация. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Это прежде всего оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил и т. д. Вся эта организаторская деятельность протекает на фоне проявление вполне конкретных структур предприятия. Мотивация. После проведения подготовительных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используются: а) стимулирование, т.е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование); б) собственно мотивирование, т.е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главным здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворения от трудовой деятельности. Менеджер, чтоб успешно осуществить эту функцию управления должен быть компетентен в различных аспектах коммуникации он обязан развивать у себя соответствующие умения и навыки.