Файл: Роль управления в развитии экономики, предпринимательства и общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 456

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Контроль. Эта функция, как говорил Г. Файоль, "состоит в подтверждении того, что все идет в соответствии с принятым планом, существующими директивными документами и принятыми принципами управления". Другими словами, контроль — это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями. Круговорот управленческого цикла. Поясним содержание управленческого цикла на примере. Для того чтобы оказывать адекватное воздействие на управляемую подсистему, необходимо организовать сбор информации о функционировании этой подсистемы. Следующая стадия - стадия переработки информации, на которой производится уже несколько операций. Прежде всего, на основе полученных в результате контроля многочисленных данных необходимо создать обобщенную картину процесса, выявить причины и отделить их от следствий, проследить тенденции. Это обеспечивается анализом. Затем, проведя анализ, необходимо принять принципиальное управленческое решение, представить себе, каких результатов необходимо добиться на следующем этапе работы, убедиться в реальности достижения поставленных целей и определить принципиальные пути их достижения. Иначе этот этап управленческого цикла можно назвать целеполаганием. Определив цель (цели) и стратегию ее (их) достижения, нужно осуществить уже более детальное планирование предстоящей деятельности, то есть от идеи перейти к конкретным делам, перевести ее на язык мероприятий, определить этапы, конкретных исполнителей, сроки - иными словами, составить технологическую карту предстоящей деятельности. Но мало составить такую карту, необходимо, чтобы управляемая подсистема еще и заработала. Важно довести необходимую информацию до каждого исполнителя, объяснить ему и общий замысел, и "его маневр", обеспечить всем необходимым для работы, скоординировать деятельность работников. Это - этап организации. Система заработала. Но было бы наивным предполагать, что работать она будет именно так, как это нами смоделировано: мы не могли все предусмотреть заранее, будут сбои, отклонения, будут неожиданные влияния внешней среды. Естественно, мы не можем ожидать начала нового большого управленческого цикла. Мы будем вмешиваться в работу управляемой подсистемы "по ходу" - начнем регулировать и корректировать образовательный процесс. Понятно, однако, что этот этап включает в себя и получение информации, и ее анализ, и принятие управленческого решения
, и планирование, то есть представляет собой меньшие управленческие циклы, вложенные в больший. Достаточно очевидно при этом, что необходимость в коррекции будет тем большей, чем хуже осуществлены все остальные функции управления. Наконец, мы осуществляем контроль, то есть получение информации, и... круг (точнее, управленческий цикл) замкнулся!

Ключевые проблемы:

  • а) деятельность менеджера заключена в четырех основных функциях (планирование/организация, мотивация, контроль). Любые иные виды деятельности работают на эти ключевые функции, отличающие менеджера от других лиц бизнеса;

  • б) поскольку менеджер достигает целей организации с помощью своих подчиненных, то функция мотивации сегодня является самой существенной;

  • в) цели организации могут быть достигнуты только при условии хорошо налаженной обратной связи, т.е. при осуществлении надежного контроля. Однако контроль - это не опека. Эффективный контроль - это совет, помощь, современная подсказка, поощрение, одобрение и т.д. Контроль не несет в себе возмездия за упущения;

  • г) все основные функции менеджмента цементируются действиями, менеджера по принятию решения. Эффективные решения, подчеркивает американский теоретик менеджмента К. Киллен - "залог существования коммерческого предприятия". Они являются существенным элементом каждой из рассмотренных выше четырех функций управления.

6. Менеджмент: интеграция деятельности.

Менеджмент — это вид деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления. При этом менеджмент (в прикладном значении термина) понимается как "скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией". Менеджмент как наука рассматривается в настоящее время не только как отдельная дисциплина, но как междисциплинарная область знания, аккумулирующая достижения теории управления, экономической теории, маркетинга, социологии и психологии управления, предпринимательства и, многих других отраслей. Система менеджмента в соответствии с международными стандартами представляет собой не что иное, как систему для установления политики и целей, а также для достижения этих целей. Точности ради, следует отметить, что к рассматриваемому определению дано примечание. Оно напоминает, что система менеджмента организации может включать различные системы менеджмента, такие, как система менеджмента качества, система менеджмента в финансовой сфере или система экологического менеджмента.



7. Основные подходы к менеджменту и основная задача менеджмента.

Существует четыре основных научных подхода к менеджменту: - традиционный; - процессный; - системный; - ситуационный. При традиционном подходе рассматриваются по отдельности работа, персонал, администрирование, мотивация, система управления фирмой и т. д. При процессном подходе управление рассматривается как процесс, например: постановка целей планирование организация работ мотивация контроль.

Задачи менеджмента. Основной задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителя и обеспечение достаточной рентабельности предприятия и стабильности на рынке. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства и реализации товаров и услуг с учетом потребностей потребителей, обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.


8. Основные методы менеджмента. Особенности и специфика.

Управление осуществляется с помощью системы методов. Под методом управления понимается прием или способ воздействия на управляемую систему для достижения поставленных целей. Основу системы методов, используемых в управлении, составляет общенаучная методология, предусматривающая системный подход к решению проблем, а также применение таких методов как моделирование, экспериментирование, экономико-математические и социологические измерения и др. Системный подход используется как способ упорядочивания управленческих проблем при помощи которого осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и взаимозависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение. Все большее значение в управленческой деятельности играет моделирование. Под моделями понимается представление объекта, системы или идеи в форме, отличной от самого объекта или системы. Главная особенность модели - упрощение реальной ситуации. При решении проблем управления наибольшее распространение получили модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные, экономического анализа. Важное место в управлении занимают экономико-математические методы, базирующиеся на стыке экономики с математикой и кибернетикой. Экономико-математические методы используются для решения задач оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, составления моделей межотраслевого баланса, программно-целевого планирования и т.д. Подходы, способы, приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ, называются конкретными методами. Их классификация осуществляется по трем основным направлениям: управления функциональными подсистемами; выполнения функций управления; принятия управленческих решений. Первая группа методов связана со структурой организации, в которой имеется функциональное разделение труда по таким видам работ как маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т.п. Например, при управлении подсистемой "Производство" используются такие методы как факторный анализ, функциональный анализ, программирования и др. При выполнении функции планирования используются методы экстраполяции, регрессивного анализа, построения сценариев, моделирования, мозговой атаки, экспертный, Дельфы, формирования дерева проблем и решений и т.д. Методы организации совместной деятельности чаще всего классифицируются на административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Административные методы позволяют формировать основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников.


Административное воздействие осуществляется в следующих формах:

-прямое административное указание, имеющее обязательный характер для управляемой системы (приказ, распоряжение);

-установление правил, регулирующих деятельность управляемой системы (положения о структурных подразделениях, нормативы);

-разработка рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов в управляемой системе (должностные инструкции, методические указания);

-контроль и надзор за деятельностью управляемой системы.

Административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, то есть администрированием. Административные методы управления регламентированы нормативно-правовыми актами.

Экономические методы. В группу экономических методов управления включают методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования и др. Сущность экономических методов заключается в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы управляемых систем. Под воздействием экономических методов управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными. Применение экономических методов обычно сочетается с относительным обособлением отдельных управляемых подсистем и повышением уровня их саморегулирования. Социально-психологические методы. Данные методы основываются на использовании моральных стимулов, особых способов коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на эмоции людей. Среди способов мотивации поведения выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение и др. Социально-психологические методы управления направлены в первую очередь на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. В целях гуманизации труда особое внимание уделяется использованию психологического воздействия цвета, музыки, уменьшения монотонности работы, расширения творческих элементов в работе и т. д. Для выявления социально-психологических факторов развития управляемой системы используют такие методы как анкетирование, хронометраж, тестирование, наблюдения и т.д. В процессе принятия управленческих решений используются такие методы как номинальной групповой техники, Дельфы мозговой атаки и др. В практике управления, как правило, одновременно применяются различные методы, которые органически дополняют друг друга. Их эффективность зависит от того насколько субъект управления способен применить ту их совокупность, которая необходима в конкретной управленческой ситуации.