Файл: Пояснительная записка Чем занять ребенка Современные игры в основном ориентированы на онлайн формат. Предлагаем вам познакомиться с русскими народными подвижными играми. Дети останутся довольны. А родителям радость, ведь движение это жизнь!.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Волчки пускают по очереди: чей волчок собьёт больше шариков, рассыпанных на столе, тот выигрывает.
4. Из цветной бумаги вырезают круги или квадраты — игровое поле (стороны квадрата по 15 см, диаметр круга 20 см). Дети одновременно пускают волчки, каждый на своём игровом поле: чей волчок не сойдёт с игрового поля, тот выигрывает.
Бирюльки
Играющие рассыпают бирюльки (разные фигурки) на столе и вытаскивают их по одной палочкой с крючком на конце так, чтобы не задеть рядом лежащую. Если крючок, которым поднимают бирюльки, прикрепить к шнурку, то подцепить фигурку будет ещё сложнее. Выигрывает тот, кто больше вытащил бирюлек. Игра заканчивается, когда все бирюльки будут разобраны.
ЖМУРКИ
Обыкновенные жмурки
Одному из играющих — жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например:
«Кот, кот, на чём стоишь?» — «На квашне» — «Что в квашне?» — «Квас».— «Лови мышей, а не нас». После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Квашня — деревянная посуда для замешивания теста.
Правила
1. Если жмурка подойдёт близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: «Огонь!»
2. Нельзя кричать «Огонь!» с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него.
3. Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко.
4. Играющие могут увёртываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках.
5. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.
Указания к проведению. Игру можно проводить как в комнате, так и на участке. Граница игровой площадки должна быть точно определена, и выходить за неё участники игры не должны. Если границу игровой площадки переходит жмурка, то его следует остановить словом «Огонь!».
Дети должны бегать неслышно около жмурки. Смелые игроки могут тихо подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и так же неслышно убежать; могут за спиной у жмурки произнести короткое слово: «Ку-ку!», «А-у!»
Жмурки на местах
Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он повёртывается несколько раз вокруг себя. Играющие его спрашивают: «Где стоишь?» — «На мосту».— «Что продаёшь?» — «Квас». — «Ищи три года нас!» После слов участники расходятся по площадке
, жмурка идёт их искать. Дети, пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на колени или четвереньки. Найденный игрок становится жмуркой только в том случае, если водящий его узнает и назовёт по имени.
Круговые жмурки (Трубочка)
Дети встают в круг и выбирают жмурку. Он выходит на середину, ему завязывают глаза, в руку дают бумажную трубочку и заставляют повернуться три раза. Играющие в это время берутся за руки и обходят вокруг жмурки, чтобы он не знал, где кто стоит. Когда все остановятся, жмурка делает несколько шагов к играющим и дотрагивается до кого-то трубочкой, спрашивая его: «Кто?» Ему отвечают: «Мя-у!», «Ку-ка-ре-ку!» Жмурка должен угадать по голосу того, кто ему ответил. Если не отгадал, то остаётся водить. Ребёнок, которого жмурка узнал, становится жмуркой.
Слепой козёл
Жмурке завязывают глаза и подводят к двери. Он стучится в неё, а играющие спрашивают: «Кто там?» «Слепой козёл»,— отвечает жмурка.
Играющие все вместе говорят:
Козёл слепой,
Не ходи к нам ногой.
Иди в кут,
Где холсты’ ткут,
Там тебе холстик дадут!
Недовольный козёл снова стучит в дверь.
«Кто там?» — «Апанас!» — отвечает козёл. «Апанас, ищи нас!» — с этими словами дети разбегаются. Жмурка прислушивается к шагам и старается кого-то поймать. Ловкие играющие увёртываются, а пойманный игрок становится жмуркой.
Звонок
Все, кто хочет принять участие в этой игре, встают в круг, выбирают жмурку и игрока, которого он будет искать. Жмурке завязывают глаза, другой ребёнок берёт колокольчик. По звону колокольчика жмурка должен его поймать. Игра заканчивается, когда жмурка поймал игрока с колокольчиком. Выбирается другая пара, игра повторяется.
Вариант. Выбираются две пары. Жмуркам завязывают глаза, а играющие берут: один — колокольчик, а другой — дудочку. Жмурки ловят только своих игроков.
Пора, бабушка, в пир! Все встают в круг, жмурка с завязанными глазами в середине круга. Играющие идут по кругу и говорят слова: «Бабушка, бабушка, пора в пир!» Бабушка-жмурка отвечает: «Не в чем!» — «В рогоже!».— «Негоже» — «В лукошке!»2 — «Покато».— «На крылышках полетай!»
При последних словах все останавливаются, а жмурка машет руками и идёт в сторону играющих. Останавливается перед одним игроком и старается узнать его: руками проводит по платью, волосам (не разрешается трогать лицо). Если узнает, то играющий становится жмуркой и игра начинается сначала.
Кривой петух
Одному из играющих завязывают глаза и сажают его на скамейку. Дети подходят к нему, говорят: «Прощай, кривой петух!» — и быстро расходятся по площадке. Водящий — кривой петух встаёт со своего места и идёт искать игроков: он широко расставляет руки, прислушивается к каждому шороху. Найденного игрока он старается рассмешить, чтобы его узнать. Если ребёнок будет узнан, он становится водящим.
1 Холст — ткань из льна, изготовленная кустарно.
2 Лукошко — ручная корзинка, сделанная из прутьев, проволоки и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАК ВЫБИРАЮТ ВОДЯЩЕГО
Во многих подвижных играх есть водящий: в одной игре это медведь, в другой — коршун, в третьей — челночок. Чтобы начать игру, нужно водящего выбрать. Его назначают или выбирают по считалке.
Дети очень любят шутливые, весёлые стихи-считалки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, лужайку, и один из них выходит на середину, громко, чётко выговаривая слова, произносит нараспев считалку, например:
Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди.
Мы играем, ты води!
Или:
Шёл баран По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот вон пойдёт!
Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочерёдно рукой к играющим, не исключая и самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот становится водящим.
Если участников игры немного, то считаются по-другому: произносят считалку, и на кого падает последнее слово, тот выходит из круга, а считалку повторяют до тех пор, пока не останется один играющий. Он должен водить — ловить мяч, догонять и салить убегающих, быть коршуном или наседкой.
Некоторые считалки содержат вопрос, ответ на который предполагает продолжение расчёта, например:
Ехал мужик по дороге, Сколько гвоздей, говори поскорей,
Сломал колесо на пороге. Не задумывайся!
На кого пали слова: «Не задумывайся!», тот должен ответить, сколько нужно гвоздей, но большие числа лучше не называть, иначе придётся долго считаться.
Если в игре выбираются двое водящих, например в «Мышке и кошке», то сначала по считалке выбирают мышку, затем считаются ещё раз и выбирают кошку.
От водящего, его активности, изобретательности зависит успех игры, поэтому не всегда целесообразно выбирать водящего с помощью считалки. В таких играх, где роль водящего особенно
трудна, как, например, «Коршун и наседка», его лучше назначать или предложить выбрать участникам игры, заранее подсказав, какими качествами он должен обладать (хорошо бегать, быстро ориентироваться в обстановке, быть наблюдательным, метким).
Часто в играх все участники делятся на две группы, и нужно решить, какой из них начинать игру. В таком случае два игрока, по одному из каждой группы, меряются на палке («конаются»). Для этого подбирают палку длиной 40—50 см, один из играющих берёт её за конец, другой, плотно прижимая свою руку к руке товарища, захватывает её выше, затем первый переносит свою руку выше руки второго и т. д. Какой игрок захватит конец палки, тот выигрывает для своей группы право начать игру.
Есть и более простой способ выбора очерёдности — угадывание. В какой руке лежит предмет? Какой из двух концов платка с узелком? Которая из двух палочек (или соломинок), выставленных одним концом, длиннее, которая короче? Так можно выбрать водящих или решить, какой группе первой начать игру.
СЧИТАЛКИ СТАРИННЫЕ
Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять. Выплывает Белый месяц!
Кто до месяца дойдёт, Тот и прятаться пойдёт!
Катилося яблочко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет!
— Заяц белый,
Куда бегал?
— В лес дубовый!
— Что там делал?
— Лыки драл!
— Куда клал?
— Под колоду!
— Кто украл?
— Родион.
— Выйди вон!
Катился горох по блюду.
Ты води,
А я не буду.
Таря-Маря
В лес ходила,
Шишки Ела —
Нам велела.
А мы Шишки
Не едим,
Таре-Маре
Отдадим!
Ходит свинка
По бору,
Рвёт траву-мураву.
Она рвёт,
И берёт,
И в корзиночку кладёт.
Этот выйдет,
Вон пойдёт.
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети
И кричали:
«Кук! Мак!»
У бирай
Один кулак!
Лиса по лесу шла,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела
Мужу двое,
Себе трое
И детишкам
По лаптишкам!
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети.
Кукушата
Просят пить.
Выходи —
Тебе водить!
Под мельницей,
Под вертельницей
Подралися два ерша
Вот и сказка вся!
Тара-бара,
Домой пора —
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить.
Тебе водить!
Кукушечка-
Горюшечка
Плетень плела,
Детей вела.
Дети шли,
До конца дошли,
До конца дошли,
Обратно пошли.
Кук!
Аты-баты,
Шли солдаты,
Аты-баты,
На базар,
Аты-баты,
Что купили?
Аты-баты,
Самовар!
Первинчики,
Другинчики,
Летели голубенчики
По утренней росе,
По зелёной полосе.
Здесь яблоки, орешки,
Медок, сахарок,
Поди вон
В уголок!
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Стой подоле,
Гляди на поле.
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Катилася торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
Прыг да скок,
Прыг да скок,
Скачет зайка —
Серый бок.
По лесочку
Прыг-прыг-прыг,
По снежочку
Тык-тык-тык.
Под кусточек присел,
Схорониться захотел.
Кто его поймает, тот и водит.
Тили-тели,
На лавочке сидели —
Царь, царевич,
Король,
королевич,
Сапожник,
Портной.
Кто
ты
будешь
такой?
Инцы-брынцы,
Балалайка!
Инцы-брынцы,
Поиграй-ка!
Инцы-брынцы,
Не хочу!
Инцы-брынцы,
Вон пойду!
Ах ты, совушка-сова,
Ты, большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
По дорожке
Дарья шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок маленький,