Файл: 1. Способность живых организмов передавать свои признаки и свойства потомству есть наследственность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная





ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Возрастная психология и психология развития
Группа Вл19П172
Студент
Таймазова Д. Д.

МОСКВА 2021

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:

1. Способность живых организмов передавать свои признаки и свойства потомству есть наследственность.

2. Чем младше ребенок, тем выше темпы его физического развития.

3. Рост и развитие отдельных органов, систем и психических функций протекает не параллельно и не с одинаковой степенью интенсивности.

4. Есть периоды онтогенетического развития, в которых организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называются сензитивные.

5. Ускорение физического и психического развития называется акселерацией.

6. Незрелость в развитии, сохранение в физическом облике и психике человека особенностей, присущих предшествующим возрастным этапам, это инфатилизм.
О каких понятиях возрастной психологии идет речь в следующих текстах?

1. Процесс, зависящий от индивидных (унаследованных) свойств человека и состоящий из последовательно возникающих, генетически запрограммированных изменений не только внешних, физических признаков вида организма, но и его функций. (созревание)

2. Процесс количественных изменений в ходе совершенствования психических функций или увеличение размеров функциональных возможностей отдельных составляющих или систем в целом. (рост)


3. Процесс качественных изменений психических функций в частности и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью. (развитие)
Определите из предложенного списка свойства человека, которые обусловлены социальными и биологическими факторами. Занесите их в соответствующую группу в таблице.

Социальные факторы

Биологические факторы

Коммуникабельность

Темперамент

Мировоззрение

Инстинкты

Внимание

Задатки

Воля

Возрастные особенности

Убеждения

Характер

Знания

Механическая память

Идеалы

Эмоции

Чувства

Музыкальный слух

Способности

Тембр голоса

Логическая память

Стрессоустойчивость

Творческое мышление




Агрессивность




Гуманность





Возраст разделяют на несколько видов. О каком виде возраста идет речь в каждом из представленных определений? Обобщите определения и сделайте вывод о том, что называется возрастом.

1. Возраст отдельного человека, начиная с момента его рождения и до конца жизни, датируемый в единицах измерения времени. (хронологический)

2. Возраст отдельного человека, получаемый путем соотнесения генетических, морфологических, физиологических и нейро-физиологических изменений, происходящих в его организме, с тем, что статистически нормально для данного хронологического возраста. (биологический)


3. Возраст, который измеряется путем соотнесения уровня индивида (с точки зрения овладения им определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для сверстников. (социальный)

4. Возраст, который определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида (умственного, эмоционального, волевого) с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. (психический)

5. Переживаемый индивидом возраст, имеющий внутреннюю систему отсчета. (субъективный)

6. Качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. (психологический)

Понятие возраста в психологии отличается от хронологического порядка, который берет начало со дня нашего появления на свет. Возраст – это ступень роста и индивидуального развития человека. Можно выделить два его типа – хронологический и психологический. Они выражаются временными единицами, отделяющими момент появления объекта на свет до его психологической зрелости. Понятие возраста в возрастной психологии определяется на основании ступени онтогенетического развития, которая базируется на закономерностях формирования организма, условиях жизни, воспитании и обучении. Изначально психологический возраст рассматривался как умственный благодаря работам ученых Франции. Определялся данный показатель на основании специального исследования, которое включало тестовые задания. Позднее было предложено рассматривать соотношение умственного к хронологическому возрасту. Отечественная психология базируется на трудах Л.С. Выготского, который ставит вопрос о проблемах культурного возраста. То есть два человека, у которых одинаковый возраст согласно паспортным данным и приблизительно одна категория интеллектуального развития, могут различаться культурным возрастом.
Проанализируйте приведенные высказывания. Какие из них верны, а какие – нет?

1. Понятие социальной ситуации развития эквивалентно понятию ведущая деятельность. (нет)

2. Появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. (да)

3. Возрастные кризисы характеризуются спокойным
, продолжительным течением. (нет)

4. Качественно новые психологические образования возникают у ребенка в процессе роста. (да)
Продолжите высказывания Выготского Л.С., характеризующие отличительные черты критических возрастов:

1. «Границы, определяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени - трудно определить момент его наступления и окончания. Но в середине периода обычно наступает резкое обострение - своеобразная кульминация кризиса и состояние наиболее яркого отличия от устойчивых периодов жизни».

2. «В школьном возрасте в критические периоды у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к школьным занятиям и общее снижение работоспособности».

3. «Развитие в кризисах имеет скорее проблема социального окружения, не сумевшего перестроиться, чем ребенка.».

4. «Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований».