Файл: 6 тематическое планирование с определением основных видов учебнойдеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выполнение практической работы:

«Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».

1 Проанализируйте особенности примерной рабочей программы по предмету: структуру, содержание, требования к результатам освоения программы,тематическое планирование.
Структура рабочей программы по учебному предмету, курсу в

соответствии с ФГОС В соответствии с требованиями ФГОС ООО (пункт 18.2.2.):Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечиватьдостижение планируемых результатов освоения основной образовательнойпрограммы основного общего образования.Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются наоснове требований к результатам освоения основной образовательнойпрограммы с учётом основных направлений программ, включённых вструктуру основной образовательной программы.Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели

основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса на один учебный год;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебнойдеятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Структура рабочей программы (ФГОС ООО)

I. Пояснительная записка

-нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная ООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа);


-общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

-роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися

планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных,метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета,курса);

-обоснование выбора содержания части программы по учебному

предмету, формируемой участниками образовательного процесса.

II. Общая характеристика учебного предмета, курса.

В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию

соответствующего ФГОС), современных требований к выпускнику.

Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса вначальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи

обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами

современности.

III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В разделе указывается количество часов, выделенных на данный предметв соответствии с учебным планом.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а включать формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК или примерной ООП соответствующего уровня общего образования. В данном разделе отражаются:

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее

целями освоения рабочей программы.

V. Содержание учебного предмета, курса

В описании содержания указываются концептуальные разделы и темы изучения предмета, необходимые для реализации требований стандарта. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы. Содержание



учебного предмета, курса включает:

- наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,

- перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,

- направления проектной деятельности обучающихся,

- использование резерва учебного времени.

VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год) Вариант тематического планирования представлены в приложении. Форма тематического планирования может повторять авторскую с внесением необходимых корректировок учителем.

Тематическое планирование с определением основных видов

деятельности учащихся (на уровне учебных действий): разделы программы; темы, входящие в данный раздел; основное содержание по темам;характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы. Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на один учебный год

VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (на уровень обучения)

В разделе указываются:-средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал;

-список рекомендуемой учебно-методической литературы должен

содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника, учебные пособия для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;

- дополнительная литература для учителя и учащихся;

- перечень ЦОРов и ЭОРов;

-перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе;

(возможен табличный вариант.)

VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (на уровень обучения) Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса В основной образовательной программе основного общего образования школы в пункте «Планируемые результаты освоения ООП» приводятся результаты на конец обучения, т. е. для основной школы это окончание 9-го класса. Все формулировки в этом пункте, как и в рабочей программе, прописываются по годам


-для базового уровня результатов «выпускник научится»,

-для повышенного уровня результатов «выпускник получит возможность научиться». Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.
Задание 1. Анализ содержания УМК на соответствие содержанию ПРП


УМК (предмет, класс)

Содержание учебного материала

Наличие элементов содержания согласно ПРП

Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП

УМК «Школа России»
«Окружающий мир» 2 класс

Человек и общество

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.

Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.

Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа

Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.

Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле.

Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дико- растущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных.

Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизни

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

В ПРП по ФГОС за 2021г. в содержании выделены три раздела, а в УМК по ФГОС за 2009г.- 6 разделов (названия различны), а также изменен порядок изучения тем (как внутри класса, так и между классами).

В УМК по ФГОС за 2009г отсутствуют следующие темы:

- Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.

- Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. (4 класс)

- Заповедники, природные парки. Охрана природы. (4 класс)

- Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. (частично в 1 классе)

- Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

В УМК по ФГОС за 2009г частично соответствуют следующие темы:

- Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края.

- Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.

- Годовой ход изменений в жизни растений.

- Годовой ход изменений в жизни животных.


Все остальные темы ПРП имеют место в УМК по ФГОС за 2009г.




Задание 2. Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов.
Математика, 2класс

УМК«Школа России»

Учебное задание

Метапредметные результаты



Универсальные познавательные учебные действия:

Базовые логические действия:

— устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие);

— применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

— приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных задач;

Базовые исследовательские действия:

— понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

— применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов).
Универсальные коммуникативные учебные действия:

— конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение;

— комментировать процесс вычисления, построения, решения;

— объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии.

Универсальные регулятивные учебные действия:

Самоорганизация:

— планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.



Универсальные познавательные учебные действия:

Базовые логические действия:

— устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);

— применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение.

Работа с информацией:

— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды.

Универсальные коммуникативные учебные действия:

— конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение;

— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ;

— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения.

Универсальные регулятивные учебные действия:

Самоконтроль:

— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;

— выбирать и при необходимости корректировать способы действий;

— находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.



Универсальные познавательные учебные действия:

Базовые логические действия:

— применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение.

Универсальные коммуникативные учебные действия:

— конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение;

— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ;

— комментировать процесс вычисления, построения, решения;

— объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;

— ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии.

Совместная деятельность:

— участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров); согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;

— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.