Файл: 6 тематическое планирование с определением основных видов учебнойдеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выполнение практической работы:
«Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».
1 Проанализируйте особенности примерной рабочей программы по предмету: структуру, содержание, требования к результатам освоения программы,тематическое планирование.
Структура рабочей программы по учебному предмету, курсу в
соответствии с ФГОС В соответствии с требованиями ФГОС ООО (пункт 18.2.2.):Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечиватьдостижение планируемых результатов освоения основной образовательнойпрограммы основного общего образования.Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются наоснове требований к результатам освоения основной образовательнойпрограммы с учётом основных направлений программ, включённых вструктуру основной образовательной программы.Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели
основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса на один учебный год;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебнойдеятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Структура рабочей программы (ФГОС ООО)
I. Пояснительная записка
-нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная ООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа);
-общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
-роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися
планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных,метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета,курса);
-обоснование выбора содержания части программы по учебному
предмету, формируемой участниками образовательного процесса.
II. Общая характеристика учебного предмета, курса.
В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию
соответствующего ФГОС), современных требований к выпускнику.
Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса вначальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи
обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами
современности.
III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В разделе указывается количество часов, выделенных на данный предметв соответствии с учебным планом.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а включать формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК или примерной ООП соответствующего уровня общего образования. В данном разделе отражаются:
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее
целями освоения рабочей программы.
V. Содержание учебного предмета, курса
В описании содержания указываются концептуальные разделы и темы изучения предмета, необходимые для реализации требований стандарта. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы. Содержание
учебного предмета, курса включает:
- наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,
- перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,
- направления проектной деятельности обучающихся,
- использование резерва учебного времени.
VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год) Вариант тематического планирования представлены в приложении. Форма тематического планирования может повторять авторскую с внесением необходимых корректировок учителем.
Тематическое планирование с определением основных видов
деятельности учащихся (на уровне учебных действий): разделы программы; темы, входящие в данный раздел; основное содержание по темам;характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы. Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на один учебный год
VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (на уровень обучения)
В разделе указываются:-средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал;
-список рекомендуемой учебно-методической литературы должен
содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника, учебные пособия для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;
- дополнительная литература для учителя и учащихся;
- перечень ЦОРов и ЭОРов;
-перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе;
(возможен табличный вариант.)
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (на уровень обучения) Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса В основной образовательной программе основного общего образования школы в пункте «Планируемые результаты освоения ООП» приводятся результаты на конец обучения, т. е. для основной школы это окончание 9-го класса. Все формулировки в этом пункте, как и в рабочей программе, прописываются по годам
-для базового уровня результатов «выпускник научится»,
-для повышенного уровня результатов «выпускник получит возможность научиться». Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.
Задание 1. Анализ содержания УМК на соответствие содержанию ПРП
УМК (предмет, класс) | Содержание учебного материала | |
Наличие элементов содержания согласно ПРП | Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП | |
УМК «Школа России» «Окружающий мир» 2 класс | Человек и общество Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дико- растущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Правила безопасной жизни Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | В ПРП по ФГОС за 2021г. в содержании выделены три раздела, а в УМК по ФГОС за 2009г.- 6 разделов (названия различны), а также изменен порядок изучения тем (как внутри класса, так и между классами). В УМК по ФГОС за 2009г отсутствуют следующие темы: - Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. - Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. (4 класс) - Заповедники, природные парки. Охрана природы. (4 класс) - Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. (частично в 1 классе) - Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. В УМК по ФГОС за 2009г частично соответствуют следующие темы: - Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. - Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. - Годовой ход изменений в жизни растений. - Годовой ход изменений в жизни животных. Все остальные темы ПРП имеют место в УМК по ФГОС за 2009г. |
Задание 2. Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов.
Математика, 2класс
УМК«Школа России»
Учебное задание | Метапредметные результаты |
| Универсальные познавательные учебные действия: Базовые логические действия: — устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие); — применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; — приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных задач; Базовые исследовательские действия: — понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; — применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов). Универсальные коммуникативные учебные действия: — конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение; — комментировать процесс вычисления, построения, решения; — объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии. Универсальные регулятивные учебные действия: Самоорганизация: — планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий. |
| Универсальные познавательные учебные действия: Базовые логические действия: — устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); — применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение. Работа с информацией: — находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды. Универсальные коммуникативные учебные действия: — конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение; — использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ; — в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения. Универсальные регулятивные учебные действия: Самоконтроль: — осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их; — выбирать и при необходимости корректировать способы действий; — находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок. |
| Универсальные познавательные учебные действия: Базовые логические действия: — применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение. Универсальные коммуникативные учебные действия: — конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение; — использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ; — комментировать процесс вычисления, построения, решения; — объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; — ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии. Совместная деятельность: — участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров); согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; — осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. |