Файл: Н. О. Лосский был настоящим, или, правильнее "чистым" философом, в отличие, например, от философствующих публициста Н. Бердяева или поэта В. Иванова. Его имя до революции было знакомо всем. Еще когда в СанктПете.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лосский Николай Орнуфьевич (1870-1965) – русский философ религиозного направления, входит в число основателей интуитивизма в философии.

Сам свою философ­скую систему называет интуитивизмом или «мистическим эмпириз­мом». Под интуитивизмом он понимает учение о том, что познанный объект, даже если он составляет часть внешнего мира, включается не­посредственно сознанием познающего субъекта в личность и поэтому понимается как существующий независимо от акта познания. «Чтобы познать предмет, — пишет Лосский, — нужно иметь его в сознании, т.е. достигнуть того, чтобы он вступил в кругозор сознания познающе­го субъекта, стал имманентным сознанию». Таким образом, Лосский провозглашает принцип своей философской концепции: «Все имма­нентно всему!» (от лат. ттапепз — пребывающий внутри).

Н. О. Лосский был настоящим, или, правильнее - "чистым" философом, в отличие, например, от философствующих публициста Н. Бердяева или поэта В. Иванова. Его имя до революции было знакомо всем. Еще когда в Санкт-Петербургском университете он учился на физико-математическом и историко-филологическом факультетах, то стал известен после исключения за пропаганду атеизма (поразительно, но уже после 1917 года, когда в советский период он станет преподавать в том же университете, то будет отстранен от работы за свои... христианские убеждения).

В 1922 году Н. О. Лосский был выслан из России в числе тех, кто не был согласен с марксистским мировоззрением. Затем, в течение двух десятилетий, он живет в Праге, где преподает философию в Русском университете, переезжает в Братиславу, позднее, в 1945 году - в Париж, а через год поселяется на долгое время в США у младшего сына Андрея.

Среди множества трудов Н. О. Лосского, а только книг у него почти два десятка, не считая сотен разных статей - таких как "Логика" (1924), "Основы интуиции" (1927), "Ценность и бытие" (1931), "Типы мировоззрений" (1931), "Диалектический материализм в СССР" (1934), "Бог и мировое зло" (1941), "Достоевский и его христианское миропонимание" (1953) - и уже упомянутой нами "Истории русской философии", книга с заинтриговывающим заголовком "Характер русского народа" - занимает особое место.


Н. О. Лосского интересует и религиозность русского народа и его способность к высшим формам опыта, он рассматривает такие категории, присущие человеку и нации, как чувство и воля, свободолюбие, народничество, доброта, даровитость, мессианизм и миссионизм, нигилизм, раскольничество и многие другие.


Какие они - авторские выводы? Каков же он - характер русского человека?

Книга Н. О. Лосского - это и вопрос и ответ одновременно. Размышляя, автор не убеждает и не утверждает. Ибо нет ничего более ошибочного по его мнению, как догматические аксиомы. Интуиция - вот его путеводный маяк. Вот почему заключительные строки труда, написанные более шестидесяти лет назад, адресованы прямо в день сегодняшний:

"Большевистская революция есть яркое подтверждение того, до каких крайностей могут дойти русские люди в своем смелом искании новых форм жизни и безжалостном истреблении ценностей прошлого. Поистине Россия есть страна неограниченных возможностей... К тому же русские люди, заметив какой-либо свой недостаток и осудив его, начинают энергично бороться с ним и благодаря силе своей воли, успешно преодолевают его"...

Теория интуиции гласит. Чувственные качества объекта (цвет, звук, тепло) принадлежат к реальным объектам внешнего мира, но все это богатство объекта связано с человеческим Я только подсознательно. Мы познаем всегда только малую часть объекта, те его стороны, ко­торые представляют для нас интерес. Наше познание всегда отрывоч­но, так как человеческие возможности ограниченны. Разные личнос­ти, осознавая объект, производят отбор различных сторон объекта, содержащихся в подсознании, и поэтому в сознании у них выводятся различные характеристики объекта.

Учение о субстанциональных деятелях. Всякие события в мире со­вершаются сверхвременными и сверхпространственными деятелями, каждый из которых является действительной либо потенциальной личностью, наделенной творческой силой и творящей те или иные события. Такие деятельные сущности обозначаются Лосским терми­ном «субстанциональный деятель».



Субстанциональные деятели творят все познавательные акты, все события и процессы, все реальное бытие. Любая личность является субстанциональным деятелем, но не любой субстанциональный дея­тель — человеческая личность. Даже электроны и протоны являются субстанциональными деятелями, они обладают личностными харак­теристиками. Так как по степени своего развития субстанциональные деятели глубоко отличаются друг от друга, то Лосский предлагает раз­личать «действительные личности» и «личности потенциальные».

Действительная личность — это существо, сознающее абсолют­ные ценности нравственного добра истины и красоты. Оно должно осуществлять их в своем поведении. Действительной личностью яв­ляется человек. Потенциальные личности — это все субстанциональ­ные деятели, стоящие ниже человека: животные, растения, вплоть до электронов и т.д., но через тот или иной промежуток времени они могут развиться до состояния действительной личности. Ступени развития личности субстанциональных деятелей представляют опре­деленную иерархию. Учение об этом получило в философии Лосского наименование иерархического персонализма.

Всякий деятель стремится сделать свою жизнь более совершен­ной, для чего он объединяется с другими деятелями. Человеческий организм — это некий союз многих субстанциональных деятелей, во главе которого стоит высокоразвитый деятель — человеческое Я. Мир также есть органическое объединение субстанциональных деяте­лей, каждый из которых живет жизнью целого мира.

Теодицея (богооправдание). Высшее сверхмировое начало — это Аб­солют или Бог. Он является творцом всего множества субстанциональ­ных деятелей. При этом задача каждого состоит в том, чтобы вырабо­тать свой тип жизни, так как они обладают свободой выбора. Одни из них выбирают путь к Богу, а другие — бытие вне Бога. Таким образом, за все, что происходит в мире, отвечают сами субстанциональные дея­тели. Бог не причастен к тому злу, которое они творят.