Файл: Авторское право ceeol 2020 Авторское право ceeol 2020.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Авторское право CEEOL 2020
Авторское право CEEOL 2020
В западных культурах переход от детства к зрелости занимает несколько лет, которые известны как подростковый возраст, один из самых стрессовых и трудных этапов развития человека (Adams &
Berzonsky, 2009; Crandell, Haines Crandell, & Vander Zanden, 2009;
Muntean, 2009; Papalia, Wendkos Olds, & Duskin Feldman, 2010; Sion,
2007). Подростковый возраст - это определенно этап перемен, и обзор множества работ, посвященных его проблемам, показывает, что ни один другой этап развития не характеризуется таким количеством атрибутов и метафор. Часто употребляется слово "кризис", и это вполне заслуженно
(Rayner, Joyce, Rose, Twyman, & Clulow, 2012).
Подростковый возраст приносит глубокие трансформации на биологическом психологическом и социальном уровне. Создание новой стабильной и зрелой идентичности, развитие новых социальных отношений, освоение социальной роли мужчины или женщины, принятие образа себя, обретение независимости в отношениях с родителями, подготовка к семейной жизни и профессиональной карьере, развитие личной системы ценностей, социально ответственное поведение - вот лишь немногие из вызовов, решение которых должен найти подросток.
1. Влияние биологических изменений в подростковом возрасте
Подростковый возраст - это высшая стадия физического развития. Телесные изменения признаются, моменты самоанализа возникают часто и по разным поводам, желание лучше узнать собственное тело свидетельствует о глубоком интересе к самосознанию
(Creţu, 2009).
Озабоченность и беспокойство по поводу своего тела и образа тела - довольно частое явление в подростковом возрасте, и некоторые исследования (McCabe, Ricciardelli, Sitaram, & Mikhail, 2006; Wertheim &
Paxton, 2011) показывают, что многие девочки и мальчики-подростки недовольны своим телом и хотели бы изменить свою внешность. Такая распространенность негативного образа тела, наряду с предрасполагающими и провоцирующими психологическими факторами, создает основу для развития расстройств пищевого поведения. Поскольку образ тела относится к эмоциональным установкам, убеждениям и восприятию, которые человек может иметь в отношении собственного тела (Grogan, 2006), важно признать тот факт, что он включает как эстетические аспекты внешности, так и давление со стороны общества (Thompson, Heinberg, Altabe, & Tantleff-Dunn, 1999).
В зависимости от личности, культурной среды и семейных убеждений, переживания подростков могут различаться. В некоторых
Подпишитесь на DeepL Pro для редактирования данного документа.
Дополнительную информацию можно найти на странице www.DeepL.com/pro
Авторское право CEEOL 2020
Постмодерн Апрель, 2020
Открытия Том 11, Выпуск 1, Супл. 1 159
Авторское право CEEOL 2020
исследованиях подчеркивается, что не все люди испытывают дистресс в связи с образом своего тела, поскольку некоторые из них выражают недовольство только некоторыми конкретными чертами (Cash, 2008).
Подростки могут испытывать восхищение, отвращение или ужас, и если у них нет надлежащих средств, чтобы справиться с этими эмоциями, может быть установлен кризис. Кэш (2008) подчеркивает, что есть некоторые подростки, которые испытывают целый ряд эмоциональных и поведенческих проблем, таких как депрессия, социальная тревожность или расстройства пищевого поведения, даже если они недовольны только одним физическим признаком. Некоторые девочки могут беспокоиться о своей привлекательности, и у них могут быть проблемы с признанием себя женщиной (Rayner et al., 2012). Недавние исследования показывают, что неудовлетворенность образом тела, по- видимому, возрастает по мере того, как люди чувствуют себя обязанными соответствовать стандартным идеалам (Calzo et al., 2015).
В последние годы интерес к образу тела растет в геометрической прогрессии, в связи с эскалацией и диверсификацией нездорового поведения по управлению образом тела, особенно среди подростков и молодежи. И это важный аспект для данного исследования, поскольку неудовлетворенность образом тела имеет некоторые нежелательные последствия: она приводит к определенным социальным и психическим последствиям, как среди молодежи, так и среди взрослых. Расстройство людей по поводу образа собственного тела может быть вызвано конкретной частью тела, или общей формой, или они могут чувствовать дискомфорт по поводу всего своего тела. Другими словами, людям не обязательно иметь избыточный или недостаточный вес, чтобы думать о себе плохо (Curtis & Loomans, 2014).
Поскольку люди постоянно склонны сравнивать себя с другими, тот факт, что современное западное общество пропагандирует идеал худой формы тела, является важным фактором дефектного поведения.
Уже в раннем возрасте девочки узнают, что их могут оценивать по внешности и даже оценивать в обществе определенным образом (Klein
& Schiffman, 2005). И это факт чрезвычайной важности, потому что спектр телесных проектов, которыми занимаются девочки в начале 21
st века, выходит далеко за рамки расстройств пищевого поведения. Они включают косметическую хирургию, боди-пирсинг и татуировки, эпиляцию и бритье лобка во все более раннем возрасте (Eckermann,
2009). Кроме того, мы отмечаем невероятное развитие целой индустрии
Авторское право CEEOL 2020
Риск расстройства пищевого поведения и факторы личности у девочек-подростков Ольга СОРОКА и др.
160
Авторское право CEEOL 2020
макияжа, которая распространила свою продукцию даже на детей дошкольного возраста. Все больше и больше девочек-подростков используют макияж в различных социальных ситуациях, пытаясь скрыть или подчеркнуть определенные аспекты своей внешности.
Вдобавок ко всему, менее чем за два десятилетия приемлемый размер женского тела уменьшился на одну треть, в результате чего большинство девушек и женщин не могут в него вписаться (Fallon,
Katzman, & Wooley, 1994).
Развитие образа тела находится на пересечении социального и индивидуального (Cash & Pruzinsky, 2002; Grogan, 2008). Особенно для подростков внешний вид считается важным образом их "я" (Harter, 1999) и ключевым компонентом для интеграции в социальную группу (Jones
& Crawford, 2006).
Помимо очевидных биологических функций, тело посредством внешнего вида передает сообщения о социальном статусе, принадлежности к группе, индивидуальных предпочтениях и даже личностных и моральных качествах (Langlois et al., 2000; Rumsey &
Harcourt, 2005). Одной из императивных директив, демонстрируемых культурой потребления, является идеальное тело, создаваемое средствами массовой информации. Тем не менее, размеры идеального тела, пропагандируемые СМИ, практически не встречаются среди населения. Это создает серьезное несоответствие, которое может иметь только негативные последствия для людей в целом и для подростков в частности.
2. Образ тела и расстройства пищевого поведения в подростковом
возрасте
Понятие образа тела является многомерным (Thompson et al.,
1999). Одно измерение связано с восприятием и мысленным представлением тела. Второе измерение - это оценка, которая представляет собой отношение к телу. Третье измерение - это влияние, которое предыдущие два измерения оказывают на поведение. Авторы упоминают две категории дезадаптивного поведения в отношении тела: избегание и навязчивые ритуалы сравнения собственного тела с телами других людей. Нам кажется важным подчеркнуть, что образ тела имеет динамический характер, обусловленный физическими изменениями, которые происходят на протяжении всей нашей жизни (Thompson et al.,
1999).
Авторское право CEEOL 2020
Постмодерн Апрель, 2020
Открытия Том 11, Выпуск 1, Супл. 1 161
Авторское право CEEOL 2020
Как мы уже говорили, одним из видов дезадаптивного поведения являются навязчивые ритуалы, и в этом контексте мы сталкиваемся с высоким риском возникновения расстройств пищевого поведения в подростковом возрасте. Расстройства пищевого поведения являются наиболее распространенными заболеваниями в подростковом возрасте, от 12 до 25 лет. На их возникновение могут влиять несколько типов факторов (Adams & Berzonsky, 2009):
биологические факторы
(например, генетика, нейротрансмиттеры или гормоны),
психологические факторы
(проблемы полового созревания, образ тела, диеты, вовлечение в деятельность, которая делает акцент на внешности и весе),
эмоциональные и личностные факторы (недовольство телом, тревожность, депрессия, беспокойство по поводу внешности, самокритичность, отсутствие сплоченности семьи, импульсивность, виновность, враждебность, отсутствие самоконтроля, ранимость, перфекционизм и т.д.),
семейные факторы (ценности, передаваемые от родителей к детям, отсутствие поддержки семьи, негативные модели реагирования, модели взаимодействия в семье, отсутствие независимости, конфликты и т.д.),
социокультурные факторы
(средства массовой информации, ролевые модели, этническая принадлежность, раса, социальные класс и т.д.).
3. Цель исследования и гипотезы
Основной целью исследования было изучить взаимосвязь между риском развития расстройств пищевого поведения и определенными психологическими чертами.
Целями исследования являются:
Цель 1 - Выявить наличие корреляций между риском развития расстройств пищевого поведения и составными шкалами опросника
Eating Disorder Inventory (неэффективность, межличностные проблемы, аффективные проблемы, чрезмерный контроль).
Для достижения этой цели мы рассмотрели следующие гипотезы:
Авторское право CEEOL 2020
Риск расстройства пищевого поведения и факторы личности у девочек-подростков Ольга СОРОКА и др.
162
Авторское право CEEOL 2020
Гипотеза 1 - Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском развития расстройств пищевого поведения и неэффективностью;
Гипотеза 2 - Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском развития расстройств пищевого поведения и межличностными проблемами;
Гипотеза 3 - Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском развития расстройств пищевого поведения и аффективными проблемами;
Гипотеза 4 - Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском развития расстройств пищевого поведения и чрезмерным контролем.
Цель 2 - Выявить наличие корреляций между риском развития расстройств пищевого поведения и нейротизмом-тревожностью.
Для достижения этой цели мы рассмотрели следующую гипотезу:
Гипотеза 5 - Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском развития расстройств пищевого поведения и нейротизмом-тревожностью.
Цель 3 - Выявить наличие корреляций между риском развития расстройств пищевого поведения и шкалами Body Esteem Scale for
Adolescents and Adults (оценка тела, интернализация идеального атлетического тела, давление, связанное с необходимостью иметь идеальную внешность, интернализация идеального идеального тела).
Для достижения этой цели мы рассмотрели следующие гипотезы:
Гипотеза 6 - Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском развития расстройств пищевого поведения и оценкой своего тела;
Гипотеза 7 - Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском развития расстройств пищевого поведения и интернализацией идеального атлетического тела;
Гипотеза 8 - Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском развития расстройств пищевого поведения и давлением, оказываемым на нас необходимостью иметь идеальную внешность;
Гипотеза 9 - Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском развития расстройств пищевого поведения и интернализацией совершенного идеального тела.
Авторское право CEEOL 2020
Постмодерн Апрель, 2020
Открытия Том 11, Выпуск 1, Супл. 1 163
Авторское право CEEOL 2020
4. Выборка и инструменты исследования
Выборка состояла из 185 девушек-подростков в возрасте от 18 до
21 года, проживающих в округе Констанца. Для данного исследования мы использовали выборку по принципу удобства (Sîntion & Călin, 2014), состоящую из испытуемых, которые согласились принять участие. Мы специально выбрали испытуемых с такими возрастными рамками, пытаясь учесть тот факт, что ранние подростки все еще проходят через процесс формирования своих идеалов и убеждений, уверенности в себе и самовосприятия.
Этичность исследования была обеспечена путем получения информированного согласия от всех участников.
Выборка была оценена с помощью четырех опросников, выбранных на основании релевантности, как нам казалось, их шкал теме исследования. Опросники были применены ко всем участникам, а данные были собраны с февраля по май 2019 года. Мы использовали следующие четыре опросника: (1) Eating Disorder Inventory - 3 (Garner,
2004) обеспечивает клиническую оценку симптоматики, связанной с расстройствами пищевого поведения; (2) Опросник личности
Цукермана-Кульмана (2002, доступен в Cognitrom Assessment System) представляет собой альтернативную пятифакторную модель, разработанную для измерения следующих параметров: невротизм- тревожность, активность, общительность, импульсивное стремление к ощущениям и агрессия-враждебность (Gomà-i-Ferixanet, Wismeijer, &
Valero, 2005); (3) Шкала оценки тела для подростков и взрослых
(Mendelson et al., 2001) с тремя субшкалами, измеряющими оценку тела - внешний вид, оценку тела - вес и оценку тела - атрибуция; и (4) социокультурная шкала отношения к внешности-3 (Thompson et al.,
2004), разработанная для измерения влияния общества на образ тела и нарушения пищевого поведения.
5. Выводы и результаты
Первая цель заключалась в выявлении наличия корреляций между риском развития расстройств пищевого поведения и составными шкалами опросника Eating Disorder Inventory (неэффективность, межличностные проблемы, аффективные проблемы, чрезмерный контроль). Мы получили следующие результаты:
H1: Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском развития расстройств пищевого поведения и
Авторское право CEEOL 2020
Риск расстройства пищевого поведения и факторы личности у девочек-подростков Ольга СОРОКА и др.
164
Авторское право CEEOL 2020
неэффективностью. Мы использовали коэффициент корреляции
Пирсона и получили положительную корреляцию (r=.870, p=.000).
Гипотеза была подтверждена. Это означает, что риск возникновения расстройства пищевого поведения возрастает по мере того, как девочки- подростки чувствуют себя неэффективными.
H2: Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском развития расстройств пищевого поведения и межличностными проблемами.
Мы получили значительную положительную корреляцию (r=.297, p=.021). Гипотеза подтвердилась, что означает, что риск возникновения расстройства пищевого поведения возрастает по мере усложнения межличностных отношений.
H3: Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском развития расстройств пищевого поведения и аффективными проблемами. Мы получили значимую положительную корреляцию (r=.685, p=.000). Гипотеза подтвердилась, а это значит, что риск расстройств пищевого поведения возрастает по мере того, как подростки испытывают эмоциональные проблемы.
H4: Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском развития расстройств пищевого поведения и чрезмерным контролем. Мы использовали коэффициент rho Спирмена и получили значительную положительную корреляцию (rho=.657, p=.000).
Гипотеза была подтверждена. Это означает, что риск возникновения расстройства пищевого поведения возрастает по мере того, как подростки проявляют постоянную потребность в достижении наивысших стандартов деятельности.
Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что цель достигнута.
Второй целью было выявить наличие корреляций между риском развития расстройств пищевого поведения и нейротизмом- тревожностью. Мы получили следующие результаты:
H5: Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском расстройств пищевого поведения и нейротизмом- тревожностью. Мы использовали коэффициент корреляции Пирсона и получили значительную положительную корреляцию (r=.350, p=.006).
Гипотеза подтвердилась, то есть чем выше тревожность и нейротизм, тем больше возрастает риск развития расстройств пищевого поведения.
Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что цель достигнута.
Авторское право CEEOL 2020
Постмодерн Апрель, 2020
Открытия Том 11, Выпуск 1, Супл. 1 165
Авторское право CEEOL 2020
Третьей целью было выявить наличие корреляций между риском развития расстройств пищевого поведения и шкалами Body Esteem Scale for Adolescents and Adults (body esteem, интернализация идеального атлетического тела, давление, связанное с необходимостью иметь идеальную внешность, интернализация идеального идеального тела).
Мы получили следующие результаты:
H6: Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском расстройств пищевого поведения и оценкой своего тела.
Мы получили общую значимую отрицательную корреляцию (r=-.693, p=.000), означающую, что риск расстройств пищевого поведения увеличивается по мере того, как снижается оценка тела. Мы провели корреляцию между риском расстройств пищевого поведения и всеми тремя подшкалами опросника BESAA и получили следующие результаты: внешний вид (rho=.-575, p=.000); атрибуция (rho=-.566, p=.000); вес (r=-.557, p=.000). Гипотеза была подтверждена.
H7: Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском расстройств пищевого поведения и интернализацией идеального атлетического тела. Мы получили положительную корреляцию (r=.352, p=.006), что означает, что риск расстройств пищевого поведения увеличивается по мере того, как идея идеального атлетического тела все больше интернализируется девочками- подростками. Гипотеза была подтверждена.
H8: Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском развития расстройств пищевого поведения и давлением, связанным с необходимостью иметь идеальную внешность. Мы получили положительную корреляцию
(rho=.273, p=.035), означающую, что чем выше давление в отношении идеального тела, тем больше риск расстройства пищевого поведения. Гипотеза была подтверждена.
H9: Мы предполагаем, что существует значительная корреляция между риском расстройств пищевого поведения и интернализацией совершенного идеального тела. Мы получили положительную корреляцию (r=.293, p=.023), что означает, что чем выше убежденность в идеальной физической красоте, тем выше риск расстройств пищевого поведения. Гипотеза была подтверждена.
Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что цель достигнута.