ВУЗ: Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
Категория: Рабочая программа
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 945
Скачиваний: 22
С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ |
|
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА |
КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ |
||
СИЛЛАБУС |
Силлабус
По патологической анатомии - РА 12209
для специальности - 051301 «Общая медицина»
кафедра - Патологической анатомии с курсом судебной медицины
Курс - 2 Семестр – 4
Всего________90_______ часов
Лекции______5_______ (часов)
Практические
(семинарские) занятия
_____________25________ ( часов)
Самостоятельнаяработа
студентов с преподавателем (СРСП)
_____________ 30_______ (часов)
Всего аудиторных __60___ (часов)
Внеаудиторная самостоятельная
работа студентов (СРС)
_____________ 30_______ (часов)
Форма контроля: экзамен
Алматы, 2013-14
Силлабус переработан к.м.н., доцентом Шумковой Э.Н., к.м.н., асс. Алшериевой У.А., на основании типовой программы по патологической анатомии для студентов мед ВУЗов, утвержденной Учебно-методической секцией при КазГМА по специальностям высшего и послевузовского образования. Внедрение кредитной системы обучения на 3 курсе ОМ согласно приказу МОН РК №152 от 20.04.2011г. На основании дополнения и изменения в рабочей программе (Форма 2), рассмотрено и одобрено на заседании кафедры патологической анатомии
Протокол № 1 от «26» августа 2013 г.
Наименование вуза Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
Кафедра патологической анатомии
Дисциплина«Патологическая анатомия», Ра 2208
Специальность: 051301 «Общая медицина»
Объем учебных часов (кредитов) - 90 часов, 2 кредита
Курс и семестр изучения - 2 курс, 4 семестр
Сведения о преподавателях:
№ |
ФИО |
Должность |
Степень |
1 |
Сапаргалиева Айгуль Дюсекешевна |
Профессор |
Д.м.н. |
2 |
Исмаилова Юлия Сиязбековна |
Профессор |
Д.м.н. |
3 |
Шумкова Эльмира Николаевна |
Доцент, завуч |
К.м.н. |
4 |
Нартаева Акжаркын Елибаевна |
Доцент |
К.м.н. |
5 |
АлшериеваУлдана Алшериева |
Ассистент |
К.м.н. |
6 |
Бастимиева Бахжамаш Ертаевна |
Ассистент |
- |
7 |
Искакова Эльзира Еликбаевна |
Ассистент |
К.м.н. |
8 |
Алтаева Айнаш Жолдыбаевна |
Ассистент |
К.м.н. |
9 |
Шингенеева Жанна Турсуновна |
Ассистент |
- |
Контактная информация: место нахождения кафедры
адрес ул. Толе-би, 88 анатомический корпус, 2 этаж
телефон: 8(3272)92-17-96 (222,221,223,224)
Политика дисциплины заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе
1. Обязательное, регулярное посещение лекций, практических занятий и СРСП.
2. Обязательное выполнение СРС.
3. Активное участие в учебном процессе на практическом занятии включает следующие видны работ. Знание теоретического материала (когнитивная компетенция) с проведением текущего тестирования по теме занятия. Самостоятельного выполнения практических навыков (операциональной компетенции) в виде описания микропрепаратов, описание макропрепаратов, оформление альбомов с контролем преподавателя в конце занятия с постановкой оценок которые учитывают два вида компетенции (когнитивную, операциональную). При недостаточной подготовке студента к практическому занятию или СРСП выставляется минимальное количество баллов. Пропуски занятии или СРСП не оцениваются.
4. Сдача рубежного контроля в конце каждого модуля устно по билетам, которые включают: два вопроса- когнитивный, один вопрос - операциональный, один - коммуникативный и один - по правовым компетенциям.
5. Сдача темы СРС в установленное время.
6. Студент должен иметь индивидуальный альбом с росписью преподавателя об отработке пройденного курса, который необходим для допуска ко второму этапу экзамена (практическим навыкам)
7. Первый этап – компьютерная тестирование оцениваются когнитивные (знания) и правовая компетенция.
8. Второй этап экзамена оценивается по операциональным навыкам и коммуникативным компетенциям. Практические навыки включает пошаговое описание макро- или микропрепаратов по иллюстративному материалу. При этом студент заполняет чек-лист. Оценка – ставится по 100 балльной системе, включает пять шагов операционального навыка, каждый из которых максимально оценивается 20-ю баллами. Один вопрос по коммуникативным компетенции.
9. Студент не должен опаздывать на занятия
10. Наличие чистого, выглаженного, белого халата
11. Уважительное отношение к ППС и студентам
12. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием завуча или зав. кафедрой.
2. Программа:
2.1. Введение
Патологическая анатомия изучает структурные (материальные) основы болезни, она служит как теории медицины, так и клинической практике, поэтому дисциплина является научно-прикладной. Объектами изучения служат аутопсийный и операционно-биопсийный материалы. Теоретическое и научное значение предмета наиболее полно раскрывается при изучении общих закономерностей развития общепатологических процессов, патологии клетки, онкологической патологии, что является содержанием общего курса патологической анатомии. Клиническое прикладное значение предмета состоит в изучении структурных основ болезней человека, специфики каждого заболевания. Этому разделу посвящен курс частной патологии. Клинико-анатомическое направление – отличительная черта патологической анатомии, где изучение основано на принципе единства и сопряженности структуры и функции. Прогресс предмета в современных условиях определяется достижениями современных инновационных технологий при изучении гистохимии, биохимии, нормальной физиологии, анатомии человека. Патологическая анатомия является фундаментом при изучении клинических дисциплин, так как без знания основ общепатологических процессов невозможно иметь представление о болезни, ее проявлениях, исходе и значении для жизнедеятельности целого организма.
2.2. Цель дисциплины: изучение фундаментальных представлений о морфологических основах общепатологических процессов и важнейших заболеваний человека
2.3. Задачи дисциплины:
-научить определять изменения структуры органов (тканей, клеток) на макро- и микроскопическом уровнях;
-научить определять структурную основу стереотипных общепатологических процессов;
-научить определять морфологическую картину важнейших заболеваний человека
-формировать навыки и умения в идентификации патологического процесса при различных заболеваниях человека.
2.4. Конечные результаты обучения. Студент должен владеть:
1.Когнитивными знаниями, которые предполагают освоение знаний по причинам, механизмам, структурным изменениям при общепатологических процессах, динамику их развития (морфогенез) исходы. А также основные морфологические дифференциальные признаки различных процессов при заболеваниях.
2.Операциональными навыками, которые предполагают эффективное использование полученых знаний в сфере будущей врачебной деятельности.
Умение: - диагностировать на основании макроскопических изменений в органах и тканях патологический процесс его стадии и формы:
- Описывать и правильно интерпретировать микроскопическую картину органов и тканей при общепатологических процессах и различных заболеваниях.
- Определять по совокупности патоморфологических изменений, которые развились в органах и тканях, характер возможных осложнений и исходов.
3.Аксиологическими коммуникативными навыками, которые предполагают умение сотрудничать с другими людьми, поведенческие умения в конкретных ситуациях (моральная, психологическая, адаптированность, навыки коммуникации с коллегами).
4. Правовым компонентом, который предусматривает знание нормативно-правовой базы проведения секционных исследований в РК.
5. Непрерывное обучение – это формирование навыков самостоятельного обучения, готовность и способность к саморазвитию и продолжению образования в течение трудовой деятельности.
2.5. Пререквизиты: экология, молекулярная биология и медицинская генетика, биохимия, анатомия, физиология, гистология
2.5. Постреквизиты:введение в клиническую медицину, пропедевтика вутренних болезней, общая хирургия.
2.6. краткое содержание
Патологическая анатомия является фундаментом при изучении клинических дисциплин, так как без знания основ общепатологических процессов невозможно иметь представление о болезни, ее проявлениях, исходе и значении для жизнедеятельности целого организма. Необходимо учитывать знания предмета в практической работе врача. При получении результатов биопсиино - операционного материала, врач должен правильно интерпретировать заключения для постановки диагнозов в клинике.
2.7. Тематический план лекций, 4 семестр – 5 часов
№ |
Наименование темы лекции |
Форма проведения |
Часы |
1. |
Дистрофии |
Обзорная лекция |
1 |
2. |
Нарушение кровообращения |
Обзорная лекция |
1 |
3. |
Воспаление. |
Обзорная лекция |
1 |
4. |
Процессы адаптации и приспособления |
Обзорная лекция |
1 |
5. |
Опухоли |
Обзорная лекция |
1 |
2.7.1. Тематический план практических занятий4 семестр – 25 часов
№ |
Темы практических занятии |
Часы |
1 |
Паренхиматозные дистрофии. Стромально - сосудистые дистрофии |
2 |
2 |
Смешанные дистрофии |
2 |
3 |
Минеральные дистрофии, Некроз |
2 |
4 |
Нарушение кровообращения I,II |
2 |
5 |
Воспаление |
2 |
6 |
Процессы адаптации и приспособления |
2 |
7 |
Общее учение об опухолях |
2 |
8 |
Органонеспецифические эпителиальные опухоли |
2 |
9 |
Органоспецифические опухоли |
|
10 |
Мезенхимальные опухоли (соединительной, жировой, костной, серозной тканей ) |
2 |
11 |
Опухоли меланин образующейи нервной ткани |
2 |
12 |
Опухолисистемы крови (Лейкозы) |
3 |
2.7. Тематический план самостоятельной работы студентов с преподавателем (СРСП)
4 семестр – 30 часов
№ |
Темы практических занятии |
Часы |
1 |
Решение ситуационных задач по теме: паренхиматозные и стромально-сосудистое дистрофии |
2 |
2 |
Решение ситуационных задач по теме: Смешанные дистрофии |
2 |
3 |
Научно-практическое конференция на тему: Некроз. Апоптоз |
2 |
4 |
Рубежный контроль-1 по теме: Дистрофии, нарушение кровообращения, некроз. |
2 |
5 |
Научно-практическое конференция на тему: Воспаление |
2 |
6 |
Рубежный контроль-2 по теме:Воспаление, ПАП |
2 |
7 |
Решение ситуационных задач по теме:Опухоли -1 |
2 |
8 |
Решение ситуационных задач по теме:Мезенхимальные опухоли |
2 |
9 |
Научно-практическое конференция на тему: Органоспецифические опухоли |
2 |
10 |
Решение ситуационных задач по теме: Опухоли меланинобразующейи нервной ткани |
2 |
11 |
Решение ситуационных задачпо теме:Опухолисистемы крови (Лейкозы) |
2 |
12 |
Рубежный контроль-3 по теме: Опухоли |
2 |
13 |
Научно-практическое конференция на тему: Регионарные лимфомы |
2 |
14 |
Аутопсия |
2 |
15 |
Итоговое занятие |
2 |
2.7. Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС) 4 семестр, 30 часов
№ |
Темы СРС |
Форма проведения |
Часы |
1. |
Смерть, посмертные изменения |
Презентация |
3 |
2. |
Патология клетки |
Презентация |
3 |
3. |
Наследственные дистрофии, связанные с нарушением обмена белков, жиров, углеводов |
Презентация |
3 |
4. |
Ожирение. Кахексия. |
Стенд -таблица |
3 |
5. |
Нарушения обмена меди. Болезнь Вильсона-Коновалова. |
Презентация |
3 |
6. |
Нарушения обмена фосфора: рахит, нефрогеннаяостеопатия, гипервитаминоз Д. |
Стенд -таблица |
3 |
7. |
Анемии. |
Презентация |
3 |
8. |
Гранулематозное воспаление |
Презентация |
3 |
9. |
Иммунопатологические процессы |
Презентация |
3 |
10. |
Органоспецифические эпителиальные опухоли |
Стенд -таблица |
3 |
|
Всего часов: |
30 |
Время консультаций - понедельник, среда, пятница с 16.00.- до17.00
Время рубежного контроля – по окончании каждого модуля
Время итогового контроля – в конце семестра по расписанию ОПиКУП
2.9. Основная литература:
1. Струков А.М. Серов В.В. Патологическая анатомия. Учебник М.Медицина, 1995г. – 688 с.
2. Серов В.В., Пальцев М.А., Патологическая анатомия. Учебник М.Медицина, 2010г. – 800 с.
Дополнительная литература:
1. Патологическая анатомия. Курс лекций. Учебное пособие (Под ред. В.В.Серова, М.А.Пальцева). М.Медицина, 1998 – 640 с
2. Руководство к практческим занятиям по патологической анатомии: Учебное пособие (В.В.Серов, М.А.Пальцев, Т.Н.Ганзен) – М., Медицина, 1998г – 544 с.
3. Серов В.В., Ярыгин Н.Е., пауков В.С. Патологическая анатомия: Атлас. – М., Медицина, 1986
2.10. Методы обучения: формы проведения лекций, практических занятий, СРСП, СРС.
-
Чтение обзорных и проблемных лекций.
-
Проведение практических занятий:
обсуждение теоретического материала, макро- и микропрепаратов по теме занятия, описать микропрепаратов в альбом, описание макропрепаратов, подведение общих итогов.
Формы организации СРСП:
консультации по теме, семинары, дискуссии, самостоятельное выполнение практических занятий, решение тестовых заданий, работа с интерактивными обучающими программами, работа в малых группах, работа с таблицами, учебниками, рубежный контроль.
-
Формы организации СРС:
работа с литературой по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения; составление тестов, подготовка презентаций, подготовка таблиц - схем, стендов, демонстрационного материала
2.11. Критерии и правила оценки знаний и навыков обучающихся
Текущий контроль: осуществляется во время практического занятия и СРСП.
Цель – систематическая проверка усвоения теоретического материала, умения использовать теоретические знания на практике.
Баллы студент зарабатывает при наличии альбомов практических работ, правильном решении тестов, активном участии в учебном процессе, защите тем СРС.
Система оценки знаний студентов
Каждая компетенция оценивается по 100-бальной шкале
Текущий
контроль t
–
оценка уровня сформированности
компетенций
t= (Z+N+K+P+S)/n
где
n – количество заданий по всем компетенциям
Z: z1+z2+…+zn - Оценки за знания
N: n1+n2+…+nn- Оценки за навыки
K: k1+k2+…+kn - Оценки за коммуникативные
компетенций
P: p1+p2+…+pn- Оценки за правовые
компетенций
S: s1+ s2+…+sn - Оценки за СРС
Рейтинг допуска
Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет не менее 60 %, определяется по формуле
Rд= (t+r1+r2)/3 × 0,6
где t– текущий контроль
r1 - первый рубежный контроль,
r2– второй рубежный контроль
Рейтинг экзамена
E= Е1 × 0,25 +Е2 0,15
где Е1 - баллы за I этап экзамена,
Е2 – баллы за II этап экзамена.
Перечень практических навыков
Студент должен приобрести практические навыки: