Файл: Анализ техники и методика обучения верхней прямой подаче.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реферат

на тему:

Анализ техники и методика обучения верхней прямой подаче

Содержание:

  1. Введение;

Глава I. Литературный обзор;

I.1 Анализ подачи;

I.2 Психологический настрой перед подачей;

I.3 Методика обучения подачам;

I.4 Техника выполнения подач;

I.5 Тактика выполнения подач;

Глава II. Задачи, методы и организация исследования;

II.1 Задачи исследования;

II.2 Методы исследования;

II.3 Организация исследования;

Глава III. Рекомендации и комплекс упражнений;

III.1 Рекомендации;

III.2 Комплекс упражнений;

Заключение;

Список использованной литературы;


  1. Введение:

Современное состояние спортивного обучения игре волейбол характеризуется многообразием программного материала и широты применяемых средств. Однако на сегодняшний день не разработано ни одной оптимально эффективной методики обучения основам техники игры в волейбол на начальном этапе обучения, в стенах школы. Применяемые программы отличаются нереальностью выполнения учащимися поставленных задач и их узкой направленности в сторону изучения отдельным элементам, не давая возможности комплексного применения навыков в игровых комбинациях.

Основной задачей совершенствование подач волейболистов является стабилизация навыков подач в различные зоны (устойчивость против сбивающих факторов), достижение вариативности основного навыка при чередовании двигательных задач, совершенствование подач в игровых условиях.

Цель данной работы: повышение и совершенствование техники и тактики подач, а также методики их обучения. Технические приемы волейбола относятся к сложнокоординационным движениям и поэтому требуют от педагога-тренера тщательной предварительной подготовки. Большинство тренеров в практической работе с юными волейболистами опираются на собственный опыт, рекомендации ведущих педагогов и тренеров, анализ литературных источников, публикаций во всемирной сети Интернет и др. Перед тренером-педагогом возникает задача правильного выбора и принятия решения, которое бы способствовало росту спортивного мастерства его учеников.

Как отмечал Д.Д. Донской, сейчас уже нельзя искать общие стандарты техники, средства и методы технической подготовки в стремлении достичь высоких результатов. Поэтому необходима творческая работа тренера над индивидуальными особенностями игроков. При этом следует учитывать, что индивидуальные особенности развития каждого из обучаемых редко вполне соответствуют типовым характеристикам, о которых написано в руководствах. В связи с этим следует говорить о необходимости учитывать индивидуальные особенности развития и подготовленности обучаемых.


В литературе по волейболу рассматривается техника выполнения приемов и методика обучения им. При этом выделяют следующие этапы: а) создание предпосылок для изучения, ознакомления с разучиваемым приемом, б) разучивание приема в упрощенных условиях, в) разучивание приема в усложненных условиях, г) закрепление приема в игре. Более подробную структуру становления навыков игры приводит Ю.Д. Железняк. При этом для первоначальной стабилизации навыков следует использовать метод стандартно-повторного упражнения, а для совершенствования действий вариативного типа - метод повторно переменного упражнения.

Процесс игры, без которого нельзя строить урок, предполагает необходимость наличия умений в технике простейшей подачи (нижней боковой) и приема мяча (прием снизу двумя руками). Поэтому и начальное обучение связано с освоением этих двух способов техники. Несколько позднее начинают осваивать технику верхней передачи и нападающего удара. Одновременно с разучиванием нападающего удара (по принципу положительного переноса) осваивается верхняя прямая подача, в технике выполнения которой много общего с техникой ударного движения нападающего удара. Последней начинает осваиваться техника блокирования. Далее процесс обучения идет по пути разучивания различных способов выполнения каждого из приемов.

Совершенствование техники происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Это необходимо, во-первых, для максимального использования положительных индивидуальных особенностей спортсмена и, во-вторых, для определения игровой функции волейболиста.

Предметом исследования является установление закономерности выполнения подач в различных игровых вариантах на играх и тренировочных занятиях. После определения игровой функции технику совершенствуют уже с учетом этой функции. При этом основным методом совершенствования техники квалифицированных спортсменов является использование целостного метода выполнения упражнения. Биомеханический анализ спортивных упражнений показывает, что в каждом из них используется в большей или меньшей мере баллистический характер работы мышц. В особенности надо видеть это в ведущих движениях, определяющих успех спортсмена, и соответственно улучшать баллистические возможности мышечных групп и их волевого использования. Для этого применяются такие упражнения, в которых главным является: волевое акцентирование упругих движений, использование инерции. Подобный эффект может достигаться сопротивлением амортизатора, пружины. Эти рекомендации особенно полезны для обучения и совершенствования ударных движений. Следует учитывать и следующие положения, характерные для ударных движений.



Известно, что существует отрицательный и положительный перенос между отдельными физическими качествами, между двигательными навыками и между качествами и навыками. Так, например, в антагонистических отношениях находятся точностные движения, требующие тонкой дифференцировки, с силовыми упражнениями, гипертрофирующими мышцы спортсмена. А упражнения на выносливость отрицательно сказываются на скоростно-силовых проявлениях качеств.

Однако, несмотря на широкую изученность вопросов обучения технике игры в волейбол недостаточно полно разработана методика использования тренажеров на занятиях физической культурой в школе при формировании игровых навыков волейболиста.
Глава I. Литературный обзор
I.1 Анализ подачи
Подача - технический приём, с помощью которого мяч вводят в игру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Первое время значение подач сводилось к введению мяча в игру. По мнению многих авторов, постепенно они превратились в немаловажный нападающий приём, используемый командой, и значительно влияют на исход состязания. Подачи являются как бы первым звеном в цепи игровых действий. Чем эффективней подачи, тем положительней это сказывается в ходе игры для команды, перехватившей право подачи и тем самым инициативу. С подачи начинаются наступательные действия. При встрече двух равноценных команд от подачи может зависеть победа или поражение. Выполняя подачу, игрок должен стремиться, прежде всего: получить прямой выигрыш очков и достигнуть тактического эффекта при нецеленаправленном приёме мяча и вынужденной импровизации нападения. Выполнение подач, умелое, четкое, может затруднить противнику их прием, нарушить организацию его нападающих действий. Иногда подача приносит команде сразу очко. Это достигается точностью, силой и разнообразием подач.

Подачи, как и нападающие удары, не должны быть стандартными, так как противник быстро приспосабливается к их приему. Игрок может угрожать противнику и оказывать на него психологическое давление сменой способа подачи: может нарушать стройную систему защиты разнообразными подачами на точность, сильными, тихими, обманными.

Таким образом, подающий игрок должен владеть искусством разнообразной обработки мяча, хотя бы двумя способами, из которых один силовой, другой на точность. Команда, в целом выступая как единый игрок, может использовать любые подачи - длинные и короткие, закрученные и планирующие с изменяющейся траекторией мяча, создавая тем самым достаточно шансов для выигрыша победных очков.


Подачи на силу - это подачи в прыжке, верхняя прямая и верхняя боковая подачи. Которую из них изберёт игрок, зависит от его индивидуальных особенностей.

Подача производится в соответствии с требованиями, указанными в правилах, а именно: подающий игрок становится за площадкой, позади лицевой линии, подбрасывает мяч и ударом одной руки по мячу переправляет его на сторону противника.

Выполняя любую подачу игроку следует:

1. принять устойчивое положение;

2. плавно подбросить мяч;

3. следить, чтобы работа рук, ног и туловища была согласована;

4. внимательно наблюдать за мячом и стараться точно ударить мяч.

Ударять надо по той части мяча, которая расположена с противоположной стороны желаемого направления полёта мяча.

При подаче любым способом удар совершают ладонью руки, кисть при этом напряжена в лучезапястном суставе. Рука в момент удара по мячу выпрямлена. После удара рука свободно продолжает движение вперёд в том же направлении, как и желаемое направление мяча. Подбрасывание мяча вверх чаще производится одной рукой.

При подбрасывании мяча одной рукой, ударяющая рука может заранее занять положение замаха, тогда подача будет более точная, но не такая сильная. Значительно выгоднее и потому чаще используется случай, когда ударяющая рука не занимает заранее положение замаха, а перемещается вверх одновременно с полетом мяча наращивать скорость движения.

Подбрасывание мяча производится вертикально вверх. Высота полета мяча вверх и расстояние его от тела игрока зависят от способа подачи

По словам А.Г. Фурмонова (1983г.) разновидностью верхней прямой поддачи является подача нацеленная, планирующая, в прыжке. Разновидностью верхней боковой подачи являются планирующая и силовая подачи.

Команды старших разрядов, нижнюю прямую подачу почти не применяют, так как при таком способе нельзя выполнить подачу ни на силу, ни на точность в том, что игрок в момент подачи не видит площадку, и, кроме того, сравнительно большая амплитуда движения затрудняет расчет.

Подачи снизу, являясь наиболее легкими по технике выполнения, не являются трудными для приема их ввиду малой скорости и большой траектории полета мяча. Усложнённые варианты этих подач применяются иногда для эффективного использования метеорологических условий.

Как считают многие авторы
, этот способ подачи даёт возможность выполнять её с наибольшей точностью. Она имеет широкие возможности для использования скорости полёта мяча.

I.2 Психологический настрой перед подачей
Многие авторы считают, что выполнение подачи требует наивысшей концентрации внимания. Игрок должен спокойно направиться к месту подачи и за время, пока перемещается, принять решение, как и куда послать мяч. На месте подачи, прежде чем осуществить движение, он ещё раз окидывает взглядом противоположную половину игровой площадки, ориентируется в расстановке игроков противника, ищет игрока, слабо владеющего приёмом подачи или в разрез между зонами 1-6-5 и фиксирует свою цель.

Итак, звучит свисток судьи, открывающий встречу. В этот момент все игроки, даже много лет отдавшие волейболу, чувствуют непроизвольное волнение и напрягаются. Но напряжённее всех в этот момент чувствует себя подающий игрок, который становится главным противником для команды соперников.

По мнению С. Оинумы, в этих случаях можно применять метод аутотренинга под названием «фиксация объекта взглядом», то есть, чтобы отвлечься, выбрать для фиксации взгляда неподвижный объект.

После того, как преодолено ощущение скованности, следующей задачей становится нанесение точного удара при подаче. Ошибка особенно недопустима для первого подающего. Здесь надо проявить всё, что было освоено на тренировках. После свистка судьи подающий игрок, конечно, напрягается, но не менее напряженно чувствует себя игрок, который должен принять подачу. Когда в такой ситуации происходит ошибка при подаче, у соперников моментально срабатывает рефлекс «везения», пропадает скованность и они тут же оказываются на волне эмоционального подъёма. Волейбол - это состязание, в котором очень важно какая сторона первой «ухватит» ритм игры и сможет выдержать его от самого начала до самого конца.

Таким образом, по словам различных авторов, подача является тем элементом игры, который сочетает в себе решимость, необходимую для выступления в «театре одного актёра», и тщательность, дающую возможность всего-навсего одним мячом изменить ход игры. На первый взгляд всё кажется очень простым, но надо всегда помнить, что на самом деле подача-это очень сложный элемент игры.
I.3. Методика обучения подаче:
1. Рассказ, показ;

2. Исходное положение;

3. Подбрасывание мяча (у каждой подачи на определённую высоту);

4. Сочетание подбрасывания, замаха, удара и ловли мяча;

5. Подача в парах по ширине зала;