ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18.Тема:Прецедентный текст
Цели:
1.Развивать ассоциативное мышление учащихся, закреплять научные понятия.
2.Отрабатыватьформальные признаки частей речи, расставлять знаки препинания, аргументируя свой выбор
3. Показать выразительные возможности намеренного отклонения от обыденной речи и литературных норм, показать нетрадиционные методы обучения речевому творчеству.
4. Научить «переводить» высказывание с языка одного функционального стиля на другой.
«Все есть лекарство - и все есть яд. Тем и другим
делает только доза». Гиппократ
Ход урока:
1.Слово учителя.
-Вспомните, на одном из уроков русского языка я вас очень рассмешила, прочитав вам текст Л. Петрушевской « Пуськи бятые»:
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
( Вариант перевода)
Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:
- Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка!
Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились.
А курица говорит:
- Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная!
Цыплята божью коровку выплюнули.
Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.
А курица говорит цыплятам:
- Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок давятся.
А божья коровка говорит за опушкой:
- Цыплята подавились! Очень невкусные! Обманутые птенцы!
И известное вам предложение, составленное русским лингвистом Л.В.Щербой: «Глокая куздра…» по началу у вас вызывало недоумение.
На международной конференции учителей средних школ и преподавателей различных университетов, которая называлась “Люди, языки и культуры в третьем тысячелетии”. Выступающие профессора не боялись надевать клоунские колпаки во время выступлений, именно это привлекало и удивляло, помогло утвердиться в мысли о том, что на веселом материале можно и нужно учить серьезному.
2. Ребята, сегодня мы будем переводить с русского на русский, Например, нужно найти причастие и деепричастие, аргументировать свой выбор в тексте: “Отплякиваясь от сурых пляк, пять гамсиков шмырнули на глын десять гнусиков. Сколько гамсиков, отплякивающих от сурых пляк, шмырнули на глын гнусиков?”
А теперь поработайте над средствами выразительности звучащей речи, задание: прочитайте и сыграйте с разной интонацией (торжественно, радостно, грустно, трагически, комически ) стихотворение Л. Керолла:
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкали зелюки,
Как мюмзики в мове…
Историческая справка
(Поэты –песенники выработали когда-то своеобразный прием, позволяющий писать тексты на готовую мелодию, не зная нот и не обладая музыкальным слухом, позволяющим ее быстро запомнить, говоря современным языком, создали технологию построения текста.
Вместе с композитором они сначала составляли “рыбу”: записывали вместо слов будущей песни названия всяких рыб, подбирая их так, чтобы можно было спеть на нужный мотив. (Например, песня “Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…” могла первоначально выглядеть так:
Толстолобик, семга и навага,
Толстолобик, корюшка, треска…
Таким образом, на веселом материале можно отработать такие понятия, как ритм, рифма.)
А теперь попробуем свои силы в жанре пародии
3.Задание: ( на распечатке)
Определите связь деепричастий и глаголов, место причастного оборота и определяемого слова
, как согласуются слова.
Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов –
Проклинывая все на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша:
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.
Но , выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная зеленовая тварь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Орфографический словарь.
(А. Матюшкин – Герке).
4.Практикум
Игра: «На свете всё на всё похоже!».
♦ Подумайте, с чем можно сравнить снег, дорогу, зиму. Превратите сравнения в эпитеты и метафоры.
♦ С чем можно сравнить старый дуб? Придумайте героя, от лица которого вы будете подбирать сравнение: одинокий старик, пятилетний мальчик, юный гусар, наследница английского престола... Представьте себе душевное состояние этого человека, некий момент его биографии, в который он и взглянул на этот дуб, - все это поможет вам найти точные слова.
♦ Посмотрите в окно своей квартиры и найдите не менее трех символов. (Например: каждый вечер загорается старый, покосившийся, с выбитым стеклом фонарь - символ долга; выброшенная на свалку старая кукла - символ неблагодарности или ушедшей любви...).
2. подберите символ к одному из трёх:
а) мужество, непреклонность; б) любовь, нежность; в) верность, преданность.
5.Внимание - лимерики! Игра «Сочиняем! Пробуем писать лимерики».
мы пока не будем пытаться написать серьезное, настоящее стихотворение. Потренируемся в составлении веселой чепухи, чтобы научиться подбирать рифму и соблюдать ритм. Такой жанр в поэзии есть. Он называется лимерики - от названия ирландского города Лимерик, откуда и берет свое начало. Там жили когда-то большие фантазеры. Они придумывали стишки - потешки в четыре строчки - лимерики. В каждом стишке случается что-то смешное, глупое, нелепое. Давайте не переписывать или переводить с английского ирландские небылицы, а сочинять свои. Поводов для этого достаточно. Но условий будем придерживаться ирландских.
Правила лимерика.
• Стишок состоит ровно из четырех строчек.
• Порядок рифм такой: аа(вв)а, то есть в третьей строке обязательна внутренняя рифма.
• В первой строке надо непременно указать, с кем мы имеем дело: кто наш герой и откуда он или где происходит событие.
Адрес может быть и настоящий, и вымышленный.
• А дальше - произвольно. Скажем, во второй строке что-то говорится о герое, в третьей он совершает свой «героический» поступок, а последняя строчка часто повторяет первую слово в слово. Но может и не повторять. Это наше дело.
Поясним правила на примере.
Кто? Откуда? Один ученик из Калуги
Чем отличился? имел боевые заслуги:
Какие? в калошу папаше налил простокваши
Кто? Откуда? один ученик из Калуги.
Лимерики - прекрасный способ запомнить место ударения в слове и другие особенности произношения. Запоминаемое слово надо зарифмовать с хорошо знакомым.
Зарифмуем, например, слова осетр и острога- колющее рыболовное орудие с несколькими (от 2 до 12) зубцами.
6.Подведение итогов
На сегодняшнем уроке мы рассмотрели возможности отклонения от языковых норм, но возвращаюсь к тому , с чего начала наш урок – эпиграфу. Перечитаем и сделаем выводы.