Файл: Мой город в истории Донбасса. Символы моего города.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Селявкина Дарья Дмитриевна,

учитель начальных классов

МОУ «Шахтёрская СШ №22»

Урок гражданственности. 4 класс.

Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край»

Микросфера «Я – житель Донбасса»

Тема урока: Мой город в истории Донбасса. Символы моего города.

Содержательная цель:

- расширение знаний о своём родном городе, памятных местах;

- воспитание патриотизма, гражданственности, интереса к истории города;

-развитие наблюдательности и умения выступать с устным рассказом, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Деятельностная цель:

- формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия, способности к оцениванию результатов собственного труда и труда своих одноклассников.

Планируемые результаты урока:

Предметные:познакомить с историей возникновения города Шахтерска; уточнить знания о символах города, их обозначениях; расширить представление о памятных местах родного города; использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни; осмысливать взаимосвязь человека и места, в котором он родился и живёт.

Метапредметные:

Регулятивные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; понимать причины возникновения затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации; контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные: задавать проблемные вопросы во время путешествия по местам города Шахтёрска (виртуальная презентационная экскурсия) и отвечать на них; развивать умение анализировать полученную информацию, сравнивать, сопоставлять и обобщать; знать, как выглядят герб и флаг Шахтёрска.

Коммуникативные: контролировать свою позицию и мнение в коллективном обсуждении проблемы; умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: воспитание чувства гордости за свой родной город; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.


Тип урока: открытие новых знаний

Форма проведения: виртуальная экскурсия

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, ИЗО

Необходимое оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран.

Сценарий урока

І. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

1.1. Прием «Рифмованное начало урока»

Добрый день, ребята!

Встали тихо, замолчали,

Все, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нем иначе нету проку.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно.

1.2. Эпиграф к уроку

- Ребята, давайте вместе с вами прочитаем эпиграф к нашему уроку.

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы,

Там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее.

Николай Языков

- Как вы понимаете эти слова?

ІІ. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Прием «Проблемный вопрос»

- Я знаю, что вы  все большие фантазеры. Сегодня я хочу пригласить вас на  виртуальную экскурсию. Но экскурсия эта не совсем обычная. Во-первых, она будет виртуальная. А ещё некоторые ученики заранее подготовились и будут выступать в роли наших экскурсоводов. Послушайте стихотворение и скажите мне, к памятным местам какого города мы отправимся в начале нашего путешествия с вами?

На этой большой планете
В огромной такой стране, 
Есть город один на свете, 
Который так дорог мне.


Он маленький, но чудесный. 
В тенистой дали копров 
Шахтерск наш родной, как невеста, 
В цветущих садах весной.


Ответы детей (О Шахтёрске)

- Правильно. Именно о родном городе Шахтёрске и пойдет сегодня речь на уроке. Во время путешествия мы сделаем три остановки на станциях «Историческая», «Символическая» и «Памятные места». Мы познакомимся с историей возникновения родного города, символами и известными памятниками.

ІІІ. Этап выявления места и причины затруднения



Прием «Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)»

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали и что нам осталось узнать











- Ребята, перед тем как мы отправимся с вами на экскурсию, мы должны заполнить таблицу «Знаю – Хочу знать – Узнал». Давайте с вами попробуем заполнить первую колонку таблицы, определим, что мы уже знаем по теме урока, т.е. о нашем городе Шахтёрске?

- Знаешь ли ты, почему наш город называется Шахтёрском?

- Как раньше назывался город Шахтёрск? (Раньше город Шахтёрск назывался Катык)

- Как и все города, наш Шахтёрск имеет свою символику. Какие главные символы города? (Флаг, герб)

- Где работают ваши родители? (В основном на шахтах)

- Зачем нужен уголь и где его добывают?

- Какие вы знаете шахты нашего города? (Самая крупная шахта в нашем городе «Шахтёрская-Глубокая»). Первую колонку заполнили.

- Во вторую колонку напишите, что бы вы хотели узнать еще о нашем городе? Чему сегодня на уроке хотели бы научиться?

- А третью колонку вы заполните в конце урока. Итак, наше путешествие начинается.

ІV. Реализация сценария урока. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации

4.1. Станция «Историческая»

Учитель: - Первая остановка – Станция «Историческая». Существует большое количество разных городов. Но для человека, город, в котором он родился, живет самый родной, лучший и самый любимый. Если слово «город» прочитать наоборот, то получим «дорог». Действительно, родной город для человека – это дом, в котором всегда уютно и тепло. У каждого города есть свое прошлое. И сейчас мы с вами попробуем заглянуть вглубь истории нашего родного города Шахтёрска.

Экскурсовод (учащийся 1) - В 1764 году на месте нынешнего Шахтёрска возникла слобода Алексеево-Орловка. Богатый помещик, полковник Орлов перевез сюда из своего имения крепостных крестьян. Поселились здесь и беглые крестьяне. Основным занятием жителей было земледелие, часть из них занимались ремеслом. В конце XVІІІ в. началось освоение недр вблизи Алексеево-Орловки и Ольховчика. Добыча угля в то время производилась кустарным способом. Помещики на своих землях закладывали угольные шахты, где работали крепостные. Сначала построили две шахты, которые представляли собой небольшие колодцы, стены которых крепились щитами из обыкновенной лозы. Добывали уголь при свете лучины либо смоляного факела, а поднимали его на поверхность бадьей или кожаным мешком при помощи коловорота (добыча угля осуществлялась вручную).
После окончания строительства железной дороги на юге начало бурно развиваться металлургическое производство, требовавшее значительного увеличения добычи угля. В начале XX в. сооружаются рудники на окраинах Алексеево-Орловки. Первой из них — в 1900 году — вступила в строй шахта, принадлежавшая местному помещику Орлову. Одновременно вблизи Ольховчика строилась шахта московского купца Катыка, вокруг которой к 1905 году сформировался посёлок Катык. Позже он открыл шахту «Анна», шахты № 15 и «Виктория». Шахту помещика Орлова с 1914 года арендовал Давыдов, и она получила название «Давыдовка-1». В 1915 году этот же предприниматель построил шахты «Давыдовка-8» и «Давыдовка-9». Возле этих шахт вырос небольшой поселок Давыдовка, состоявший из пяти домов, двух казарм и нескольких землянок. На месте старого Катыка вырос поселок городского типа. Население крупнейшего посёлка на территории нынешнего Шахтёрска — Катыка достигло 9 769 чел. (1940 год). Тут работали 9 школ, 4 клуба, 4 киноустановки, 4 библиотеки, поликлиника, детские дошкольные учреждения.

Прием «Ассоциативный куст»

Учитель: - Ребята, вы услышали историю нашего родного города. Перед вами на доске название города – слово «Шахтёрск». Давайте вместе с вами подберем ассоциации, которые у вас возникают с Шахтёрском. (Ответы детей. Учитель пишет на доске)

- А мы, ребята, отправляемся с вами дальше.

4 .2. Станция «Символическая»

Учитель: - Перед нами станция «Символическая». Мы уже знаем, что у нашего города есть символы – флаг и герб. Наши экскурсоводы ознакомят нас с ними и расшифруют их значение.

Экскурсовод (учащийся 2) – Обратите внимание на герб нашего города. Каким цветом изображён щит? (лазурным)

- Что изображено внутри щита? (шахтные копры, два чёрных террикона, из-за которых восходит солнце)

- Как вы думаете, почему терриконы и копры изображены черным цветом? (Потому что каменный уголь - черного цвета).

- Чем обрамлен щит? (по бокам венком из дубовых листьев и колосьев, а посередине золотая лента с надписью "Шахтёрск", сверху серебряная каменная корона)


Э кскурсовод (учащийся 3) Перед вами флаг города. Какого цвета полотнище? (терракотового).

- В левой верхней части терракотового прямоугольного полотнища с отношением сторон 23 находятся две равные полоски стального синего и чёрного цветов, на которых расположено золотое восходящее солнце, отражающее 5 золотых бликов — флаг Донбасса.

- Наша экскурсия продолжается и следующая остановка – станция «Памятные места»

4.2.1. Дидактическая игра «Дорисуй герб города»

Учитель: - Дети, у вас на партах цветные карандаши и карточки с изображением щита, внутри которого два террикона. Наши экскурсоводы ознакомили вас с гербом города. Посмотрите, чего не хватает в щите? Дорисуйте недостающие элементы и раскрасьте герб.

4.3. Физкультминутка

Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель. (Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями, махи руками.)
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил (Поглаживание рук, ног.)
Мы спросили журавля
“Где же лучшая земля?” (Руки вытянуты перед собой, вопросительная мимика.)
Отвечал он, пролетая:
“Лучше нет родного края!” (Лёгкий бег на носочках на месте, кружатся.)

4.3. Станция «Памятные места»

Пройдись по историческим местам

И возле памятника в тишине постой,

История здесь оживает, чтобы нам

О жизни рассказать былой.

Чтоб лишний раз напомнить о великом

Иль от беды порой предостеречь,

В день памятников мир весь призывают

Наследие истории беречь.

Экскурсовод (учащийся 4) - 18 апреля – день памятников и исторических мест. Предлагаю вам посетить значимые места нашего города. Итак, начинаем нашу экскурсию с Памятника основателям поселения на месте современного Шахтерска.