ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако в соответствии с законодательством внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан загрязнением окружающей среды. Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, учреждения, организации, российские и иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, то есть имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду.
81. Экологическое страхование.
Экологическое страхование – это деятельность специализированных предприятий и компаний, направленная на обеспечение материальной безопасности в случае причинения вреда экологической обстановке и третьим лицам.
Необходимость в данной услуге появляется при организации работы промышленных и химических предприятий, осуществляющих производство и использование различной продукции с последующим выбросом вредных паров и продуктов переработки в окружающую природную среду. Объектом экологического страхования являются риски, связанные с предъявлением материальных претензий о возмещении ущерба за порчу или загрязнение природных угодий, водных источников и воздуха на территории действия полиса.
82. Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды. В общем виде направления экономического стимулирования охраны окружающей среды определены в ст. 24 Закона «Об охране окружающей природной среды». Они включают:
• установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов
, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;
• освобождение экологических фондов от налогообложения;
• передачу части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
• установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;
• применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
• введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;
• применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.
83. Государственный мониторинг окружающей среды.
Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:
-
государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; -
государственного мониторинга атмосферного воздуха; -
государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации; -
государственного мониторинга земель; -
государственного мониторинга объектов животного мира; -
государственного лесопатологического мониторинга; -
государственного мониторинга воспроизводства лесов; (абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 27-ФЗ) -
государственного мониторинга состояния недр; -
государственного мониторинга водных объектов; -
государственного мониторинга водных биологических ресурсов; -
государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации; -
государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации; -
государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации; -
государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал; -
государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.
84. Государственный экологический надзор: понятие, задачи. Органы государственной власти, осуществляющие государственный экологический надзор.
Органы государственной власти, осуществляющие государственный экологический надзор. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды"
Статья 65. Государственный экологический надзор
1. Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. 4. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по федеральному государственному экологическому надзору могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
85. Производственный экологический контроль.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды"
Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. 3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
-
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; -
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; -
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; -
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; -
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; -
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
86. Общественный экологический контроль.
Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
2. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
3. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
87. Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения.
Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований. Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:
• стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;
• компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;
• превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;
• карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.
Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.