Файл: 5О5146Кафобщиметоди6 федра уий ку.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5
О
5146
Каф
ОБЩИ
Методи
6
федра «У
ИЙ КУ
ические ук для обуч
Под
Управлени
УРС
казания к ающихся движной с заочной
1 ие эксплу
ЖЕЛ
к выполне я по специ состав же й формы о
Самара
2021 атационн
ЛЕЗНЫ
ению конт иальности елезных д обучения ной работо
ЫХ Д
трольной и 23.05.03
орог
Состави ой»
ДОРО
й работы
3 ители: Я.В
С
С
ОГ
В. Акимен
.Н. Халае
.А. Леоно нко ева ова

2
УДК 656.2
Общий курс железных дорог:методические указания квыполнению контрольной работы для обучающихся по специальности 23.05.03 Подвижной состав железных дорог заочной формы обучения / cоставители: Я.В. Акименко, С.Н. Халаева, С.А. Леонова –
Самара: СамГУПС, 2021. – 18 с.
В методических указаниях рассматривается порядок определения наиболее важных показателей работы железнодорожного транспорта, влияние на них используемых тех- нических средств и технологий работы, а также поддержания на требуемом уровне безо- пасности объектов инфраструктуры железных дорог.
Утверждены на заседании кафедры УЭР 19.01.2021 г., протокол № 5.
Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета.
Составители: Акименко Яна Валерьевна
Халаева Светлана Николаевна
Леонова Светлана Александровна
Рецензенты: канд. техн. наук, доцент кафедры «Вагоны» С.В. Коркина; канд. техн. наук, доцент кафедры «Технологии грузовой и коммерче- ской работы, станции и узлы» А.В. Варламов
Под редакцией О.В. Москвичева
Компьютерная верстка: Н.Н. Чурсина
Подписано в печать 18.05.2021. Формат 60х90 1/16.
Усл. печ. л. 1,1. Заказ 65.
© Самарский государственный университет путей сообщения, 2021

3
ВВЕДЕНИЕ
Получение обучающимися по специальности 23.05.03 Подвижной состав железных дорог основ общетранспортной подготовки базируется на дисциплине «Общий курс же- лезных дорог», которая должна помочь в подготовке к первой производственной практи- ке и последующему изучению специальных дисциплин.
Целями освоения дисциплины является формирование у обучающихся способно- сти принимать решения в области профессиональной деятельности, применяя норматив- ную правовую базу, теоретические основы и опыт производства и эксплуатации транс- порта.
Целью контрольной работы является закрепление знаний, полученных обучающи- мися при самостоятельном освоении учебного материала.
Выполнив контрольную работу, обучающийся должен обладать следующими ком- петенциями:
ОПК-3: Способен принимать решения в области профессиональной деятель-
ности, применяя нормативную правовую базу, теоретические основы и опыт произ-
водства и эксплуатации транспорта
Знать:
– основные понятия о железнодорожном транспорте, транспортных системах; ос- новные характеристики железнодорожного транспорта, технику и технологии, организа- цию работы, системы энергоснабжения, инженерные сооружения, системы управления; стратегию развития железнодорожного транспорта; инфраструктуру железных дорог и систему организации движения поездов; техническую документацию, материально- техническое обеспечение, систему организации производственной деятельности струк- турных подразделений.
Уметь:
– определять влияние технических средств и инфраструктуры на общие результаты работы железных дорог, на обеспечение безопасности и выполнение графика движения поездов; производить расчет количественных и качественных показателей работы желез- нодорожного транспорта для принятия решений в области профессиональной деятель- ности.
Владеть:
– навыками решения типовых задач используя теоретические основы, применяя нормативно-правовую базу и опыт производства для принятия решений в области экс- плуатации железнодорожного транспорта.


4
Требования к оформлению и защите контрольной работы
Контрольная работа включает один теоретический вопрос и четыре задачи.
Контрольная работа оформляется на листах стандартной бумаги А4, с полями: ле- вое – 30 мм, правое – 15 мм, нижнее и верхнее – 20 мм. Шрифт Times New Roman
14 кегль, интервал 1,5, выравнивание по ширине. Текст излагается на одной стороне лис- та. Ссылки на соответствующие источники в списке литературы заключаются в квадрат- ные скобки с указанием номера по списку. Графики, таблицы, схемы нумеруются и должны иметь заголовок. Оформление контрольной работы производится согласно
ГОСТа.
Контрольная работа, выполненная в полном объеме, сдается преподавателю. При наличии замечаний они подлежат устранению в письменной форме. Допущенные к за- щите контрольные работы с внесенными уточнениями предъявляются преподавателю на защите. Обучающийся должен быть готов дать во время защиты контрольной работы по- яснения по решению выполненных задач.
Контрольная работа, выполненная по варианту, не соответствующему учебному шифру обучающегося, рецензированию не подлежит.
Вопросы теоретического курса
1. Значение транспорта для государства, населения и обороноспособности страны.
Основные показатели его работы.
2. Виды транспорта и их особенности. Роль железных дорог в единой транспортной системе страны. Технико-экономическая характеристика видов транспорта.
3. Технические средства обеспечения перевозочного процесса и безопасности дви- жения на железнодорожном транспорте.
4. Основные железнодорожные устройства и хозяйства. Структура управления же- лезнодорожным транспортом.
5. Сооружения и устройства железнодорожного транспорта.
6. Габариты на железных дорогах.
7. Основные руководящие документы по обеспечению четкой работы железных дорог и безопасности движения поездов.
8. Основные экономические показатели работы железных дорог.
9. Основные сведения о категориях железнодорожных линий, их трассе, плане и продольном профиле.
10. Общие принципы и стадии проектирования железных дорог. Экономические и технические изыскания. Основы технико-экономического сравнения вариантов.
11. Организация строительных работ железнодорожных линий и краткие сведения об их механизации.
12. Общие сведения о железнодорожном пути.
13. Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные сооружения.


5 14. Искусственные сооружения, их виды и назначение. Трубы, тоннели, подпорные стены, регуляционные сооружения и др.
15. Назначение, составные элементы и типы верхнего строения пути. Балластный слой, шпалы, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны. Бесстыковой путь и его пре- имущества.
16. Устройство рельсовой колеи. Общие сведения. Особенность устройства пути в кривых, на мостах и в тоннелях, на электрифицированных линиях.
17. Стрелочные переводы, назначение, типы, устройство.
18. Съезды, глухие пересечения, стрелочные улицы, конечные соединения.
19. Задачи путевого хозяйства и его структура. Защита пути от снега, песчаных за- носов и паводков.
20. Сооружения и устройства электроснабжения. Схема электроснабжения желез- ных дорог. Системы тока и напряжение в контактной сети.
21. Общие сведения о тяговом подвижном составе. Сравнение различных видов тя- ги. Классификация тягового подвижного состава.
22. Электрический подвижной состав. Общие сведения. Механическая часть элек- тровоза.
23. Электрическое оборудование электровозов постоянного и переменного тока.
Электропоезда.
24. Тепловозы. Принципиальная схема тепловоза (описание).
25. Понятие об электрической, механической и гидравлической передачах теплово- за и его вспомогательное электрическое оборудование.
26. Дизельные поезда, автомотрисы, мотовозы, газотурбовозы. Принцип работы паровоза.
27. Тяговые расчеты и их назначение. Силы, действующие на поезд. Расчет массы состава и скорости движения поезда.
28. Основные понятия о взаимодействии пути и локомотива.
29. Локомотивное хозяйство. Общие сведения. Обслуживание локомотивов и орга- низация их работы.
30. Экипировка, ремонт локомотивов. Восстановительные и пожарные поезда.
31. Классификация и основные типы вагонов. Перевозка грузов в контейнерах и их эффективность.
32. Технико-экономическая характеристика вагонов. Понятие о силах, действую- щих на вагон.
33. Виды ремонта вагонов. Сооружения и устройства вагонного хозяйства. Теку- щее содержание вагонов.
34. Устройство светофоров. Места установки и сигнальные показания входных и выходных светофоров. Общие сведения о переносных, ручных, маневровых и поездных сигналах.
35. Назначение устройств автоматики и телемеханики. Классификация сигналов.
36. Системы интервального регулирования движения поездов. Автоматическая блокировка.

6 37. Автоматическая локомотивная сигнализация. Устройства диспетчерского кон- троля за движением поездов.
38. Автоматическая переездная сигнализация. Релейная полуавтоматическая бло- кировка.
39. Устройства автоматики и телемеханики. Общие сведения. Электрическая цен- трализация стрелок и сигналов.
40. Диспетчерская централизация. Горочная автоматическая централизация.
41. Связь на железнодорожном транспорте. Проводная связь.
42. Радиосвязь. Линии сигнализации и связи, их обслуживание.
43. Назначение и классификация раздельных пунктов. Основные устройства на же- лезнодорожных станциях. Станционные пути и их назначение, план и профиль путей.
44. Маневровая работа на станциях. Технологический процесс работы станции и техническо-распорядительный акт.
45. Понятие о разъездах, обгонных пунктах и промежуточных станциях.
46. Участковые станции. Назначение, устройство, организация работы.
47. Сортировочные станции. Назначение, устройство, организация работы.
48. Пассажирские станции. Назначение, устройство, организация работы.
49. Грузовые станции. Назначение, устройство, организация работы.
50. Железнодорожные узлы. Виды узлов. Организация работы.
51. Материально-техническое снабжение железных дорог. Органы снабжения. Ма- териальные и топливные склады.
52. Планирование и организация перевозок. Общие сведения. Планирование грузо- вых перевозок.
53. Организация грузовой и коммерческой работы. Комплексная механизация по- грузочно-разгрузочных работ.
54. Основы планирования и организации пассажирских перевозок. Пассажирское хозяйство.
55. Организация вагонопотоков. План формирования поездов. Порядок формиро- вания поездов.
56. График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация графиков. Элементы графика.
57. Порядок разработки графика движения поездов.
58. Пропускная и провозная способность железных дорог.
59. Значение ЭВМ для автоматизации управления перевозочным процессом. Авто- матизированная система управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ).
60. Системы управления движением поездов. Основные показатели эксплуатаци- онной работы.
Номер вопроса обучающийся определяет по табл. 1 в соответствии с учебным шифром.


7
Таблица 1
№ вопроса
Две последние цифры шифра
№ вопроса
Две последние цифры шифра
№ вопроса
Две последние цифры шифра
1 00 46 92 17 16 62 33 32 78 2
01 47 93 18 17 63 34 33 79 3
02 48 94 19 18 64 35 34 80 4
03 49 95 20 19 65 36 35 81 5
04 50 96 21 20 66 37 36 82 6
05 51 97 22 21 67 38 37 83 7
06 52 98 23 22 68 39 38 84 8
07 53 99 24 23 69 40 39 85 9
08 54 25 24 70 41 40 86 10 09 55 26 25 71 42 41 87 11 10 56 27 26 72 43 42 88 12 11 57 28 27 73 44 43 89 13 12 58 29 28 74 45 44 90 14 13 59 30 29 75 46 45 91 15 14 60 31 30 76


16 15 61 32 31 77


Задача 1. Определение производительности локомотивов
и эффективности ме-
роприятий по ее увеличению
Исходные данные, характеризующие объем выполненной на полигоне железной дороги работы и показатели использования локомотивов, приведены в таблицах 1.1 и 1.2.
Требуется:
1. Определить производительность локомотива до и после реализации мероприя- тий по ее увеличению.
2. Определить потребный парк локомотивов для полигона железной дороги.
3. Определить сокращение потребного парка локомотивов на дороге в результате увеличения производительности локомотива.
4. Определить годовую экономию эксплуатационных расходов от сокращения по- требного парка локомотивов.
5. Назвать конкретные мероприятия, позволяющие увеличить производительность локомотивов.

8
Таблица 1.1 – Исходные данные для определения производительности локомотива
Наименование показателя
Последняя цифра шифра зачетной книжки
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Средний вес состава грузового поез- да, т брутто
3740 3840 3500 3800 3900 3700 3600 3800 3900 3500 3650 3800 3800 3850 3600
Среднесуточный пробег локомотива, км
600 580 590 600 575 590 580 590 610 600 580 600 600 650 660 коэффициент вспомогательного пробега
0,12 0,14 0,1 0,17 0,15 0,16 0,13 0,11 0,16 0,14
Примечание. Дробью показано изменение показателя:числитель–
до реализации мероприятий по увеличению массы поезда или среднесуточного пробега локомотивов; знаменатель – после их реали- зации
Таблица 1.2 – Исходные данные для определения потребного парка локомотивов
Наименование показателя
Предпоследняя цифра шифра зачетной книжки
0 1
2 3
4 5
6 7
8 9
Грузооборот, млрд т-км в год
162,5 122,5 175 194 150,6 130,3 140,5 130,8 180,5 185
Коэффициент, учитывающий все виды
1,2 1,15 1,25 1,17 1,30 1,27 1,34 1,1 1,35 1,49
резерва локомотивного парка
Доля неисправных локомотивов в общем
0,042 0,039 0,033 0,05 0,049 0,058 0,06 0,045 0,035 0,039
парке
Эксплуатационные расходы на содержание
7000 7412 6390 6455 7500 6385 6400 7390 6460 6495
локомотива, руб./сут.
Методические указания к решению задачи
Перед выполнением расчетов необходимо дать определение понятий «производи- тельность локомотива» и «рабочийпарк локомотивов».
Решение задачи заключается в следующем.
По исходным данным табл. 1.1 определяется производительность локомотива до и после реализации мероприятий, направленных на ее увеличение.
Зависимость производительности локомотива W
л
от его среднесуточного пробега и от средней массы поезда брутто выражается формулой:
(1.1) где Q – средняя масса грузового поезда, т;
l – среднесуточный пробег локомотива, км;
β
всп
– коэффициент вспомогательного пробега.
Закончив расчеты, следует привести конкретные мероприятия, позволяющие уве- личить массу поезда или среднесуточный пробег локомотивов.
,
β
1
Ql
W
всп
л



9
Определение рабочего парка локомотивов до и после реализации мероприятий по повышению его производительности. Потребный парк локомотивов для обслуживания поездной работы можно рассчитать по формуле:
,
α
1
365W
pl
k
М
л
л
бр
р


(1.2) где Σpl
бр
– грузооборот на полигоне железной дороги, млрд. т·км брутто/год;
k
р
– коэффициент, учитывающий все виды резерва локомотивного парка;
α
л
доля неисправных локомотивов.
Рассчитанные величины М округляются до целых в большую сторону.
Определение экономии эксплуатационных затрат на содержание локомотивного парка. Рассчитав величину локомотивного парка до и после реализации мероприятий, увеличивающих производительность локомотивов (соответственно М
1
и М
2
), определяют возможное сокращение парка локомотивов при реализации мероприятий:
(1.3)
Годовая экономия эксплуатационных расходов на данном полигоне определяется по формуле: тыс. руб./год, (1.4) где С
л
– эксплуатационные расходы на содержание одного поездного локомотива, руб./сут.
В заключение привести конкретные мероприятия, позволяющие увеличить произ- водительность локомотива, и раскрыть их содержание.
Задача 2. Определение норм массы и длины состава грузового поезда
Исходные данные для решения данной задачи представлены в таблицах 2.1 и 2.2.
Требуется:
1. Определить массу и длину состава грузового поезда.
2. Определить необходимую длину приемоотправочных путей.
3. На основе сравнения расчетной (необходимой) длины приемоотправочных путей станции с заданной проанализировать возможность увеличения (необходимость умень- шения) длины и массы поезда.
4. Определить экономию (дополнительные затраты) эксплуатационных средств при увеличении (уменьшении) средней массы грузовых поездов на дороге.
.
М
-
М
ΔМ
2
1
,
МС
365
ΔЭ
3
л

'
10

10
Таблица 2.1

Исходные данные для определения массы поезда
Наименование исходных данных
Предпоследняя цифра шифра зачетной книжки
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Серия локомотива
2ТЭ10Л 2ТЭ10В 3ТЭ10М ТЭ3 2М62 ВЛ80К ВЛ60К ВЛ10 ВЛ6 ВЛ23
Масса локомотива, т 258 276 414 254 240 184 138 184 184 138
Длина локомотива, м 34 34 51 34 36 33 21 33 28 17
Расчётная сила тяги, кгс 50600 50600 75900 40400 40000 49000 36800 46000 46500 34900
Сила тяги при трогании с места, кгс
76500 81300 96000 58200 71400 66200 49680 62600 60700 45500
Основное удельное сопро- тивление локомотива, кгс/т
2,29 2,29 2,29 2,23 2,22 2,92 2,9 3,02 2,89 2,89
Основное удельное сопро- тивление вагонов, кгс/т
1,5 1,6 1,5 1,7 1,6 1,5 1,7 1,7 1,6 1,5
Руководящий уклон участка,

10 5 11 6 12 7 11 8
10 9
Наибольший уклон путей раздельного пункта,

2,5 0
2 1
1,5 1,5 1
2 0
2,5
Удельное сопротивление по- езда при трогании с места, кгс/т
4 5,8 4,2 5,6 4,4 5,4 4,6 5,2 4,8 5
Таблица 2.2 – Исходные данные для определения длины состава грузового поезда
Наименование исходных данных
Последняя цифра шифра зачетной книжки
Средняя длина вагона, м
Масса брутто грузового вагона, т
Длина станционных приемоотправочных путей, м
1050 1050 1050 850 850 1050 850 1050 850 850
Экономия эксплуатационных расходов на дороге при увеличении массы грузовых составов на 1 т, млн руб./год
0,48 1,27 1,06 0,88 0,57 1,12 0,78 1,38 0,92 0,65
Методические указания к решению задачи
Масса состава грузового поезда брутто определяется исходя из условия движения его с установившейся скоростью по руководящему уклону. Расчетная формула имеет следующий вид:
(2.1) где F
к
–сила тяги локомотива при расчетной скорости, кгс;
Р – масса локомотива, т;
,
i
w
i
w
P
F
Q
р
''
0
р
'
0
к