Файл: Практическая работа 2 Подходы к планированию, структурированию и содержанию деятельности из опыта работы региональных методических служб.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 2
Подходы к планированию, структурированию и содержанию деятельности: из опыта работы региональных методических служб.
Разработать региональную модель научно-методического сопровождения педагогов.
Система сопровождения адресного непрерывного профессионального развития осуществляется:
- на уровне образовательной организации,
- на муниципальном уровне (муниципальными методическими службами);
- на региональном и федеральном уровнях, а также в деятельности методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников и управленческих кадров.
В развитии системы сопровождения профессионального развития решаются задачи по обновлению подходов, механизмов на основе интеграции формального, неформального и информального образования, взаимодействия всех организаций, обеспечивающих развитие кадрового потенциала системы образования.
В системе сопровождения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров осуществляется:
-
Совершенствование предметных компетенций педагогических работников. -
Построение индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников на основе выявления профессиональных дефицитов педагогических работников. -
Развитие цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников. -
Вовлечение педагогов в экспертную деятельность. -
Формирование методического актива. -
Поддержка молодых педагогов, реализация программ наставничества педагогических работников. -
Организация сетевого взаимодействия педагогов (методических объединений, профессиональных сообществ педагогов) на региональном уровне. -
Поддержка методических объединений и(или) профессиональных сообществ педагогов на основе системного анализа состояния и результатов их деятельности.
Методологической основой создания модели научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров являются следующие подходы:
-
системный подход, отражающий связи между структурными элементами и функциональными компонентами системы; -
личностно ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогического работника, а также управленческих кадров как субъектов непрерывного профессионального образования; -
ресурсный подход, обосновывающий целенаправленное распределение потенциальных возможностей всех организаций, обеспечивающих развитие кадрового потенциала системы образования для персонализированного профессионального развития педагога и управленческих кадров.
Основаниями для разработки региональной модели научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров выступают:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
– Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
– стратегические цели государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы; – стратегические цели национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
– основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р;
– Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Министерства просвещения Российской Федерации от 06 августа 2020 г. № Р-76;
Целью научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров является создание условий, обеспечивающих непрерывное развитие профессиональных компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций путем модернизации способов методической работы за счет разработки и внедрения правовых, организационных и финансовых механизмов для осуществления адресной методической поддержки педагогических работников и коллективов образовательных организаций.
Региональная модель научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров включает:
– разработку и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов на основе диагностики профессиональных дефицитов, изучения индивидуальных запросов и потребностей педагогических работников и управленческих кадров в профессиональном развитии;
– организацию обучения педагогов и управленческих кадров по дополнительным профессиональным программам на основе сетевого взаимодействия и с поступательным переходом к модульно-накопительной системе;
– обеспечение педагогов и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами, в том числе
сформированными в цифровой образовательной среде;
– организацию тьюторского сопровождения педагогических работников при реализации индивидуальных образовательных маршрутов развития профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
– информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования, образовательных событиях как возможности включения педагогов и управленческих кадров в формальное, неформальное, информальное образование;
– привлечение в образовательные организации выпускников образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, организацию профессиональных стажировок, поддержку педагогического наставничества и менторства в региональной образовательной системе;
– руководство деятельностью инновационных и экспериментальных площадок, выполняющих исследовательские задачи по обеспечению региональной системы образования передовыми педагогическими технологиями;
– организацию взаимодействия с методическими службами, методическими объединениями и профессиональными сообществами педагогов.
Научно-методическое сопровождение системно реализуется на разных уровнях и обеспечивается единством целей и задач, а также реализацией организациями-партнерами взаимодополняющих направлений деятельности:
– аналитическое;
– информационное;
– образовательное;
– организационно-методическое;
– консультационное.
Механизмы реализации модели научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: нормативно-правовые:
– положение о структуре, составе региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
– положение о ЦНППМ, структурных подразделениях (рабочих группах и др.) организаций-партнеров, осуществляющих научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
– программа взаимодействия между Департаментом образования области, образовательными организациями высшего образования, профессиональными образовательными организациями, осуществляющими подготовку педагогических кадров, государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» и другими образовательными организациями для
достижения национальных целей развития России, создания единого образовательного пространства за счет интеграции профессиональных образовательных структур на 2021–2025 годы – согласованные планы региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций и других событий;
– регламент сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций;
– определение стратегических направлений формирования дополнительных профессиональных программ и образовательных мероприятий для развития профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников на основе стратегических документов федерального и регионального уровней по приоритетным для региона компетенциям;
– разработка и апробация модели проектирования индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников на основе диагностики их профессиональных компетенций;
– аналитическое обоснование, проектирование и апробация диагностических материалов для выявления профессиональных потребностей и дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
– формирование подходов к разработке гибких персонифицированных программ дополнительного профессионального образования для включения в индивидуальные образовательные маршруты педагогических работников;
– научно-методическое обоснование и разработка программ дополнительного профессионального образования в форме стажировки для педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающих диссеминацию лучших педагогических практик; организационно-управленческие:
– создание и поддержание функционирования регионального информационного портала дополнительного профессионального образования на основе интеграции ресурсов организаций-партнеров, осуществляющих научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
– разработка и распространение рекомендаций по применению механизмов участия муниципальных органов управления образованием в обновлении программ дополнительного профессионального образования;
– создание и пополнение реестров лучших педагогических практик как ресурса развития профессионального мастерства педагогических работников;
– создание и методическое сопровождение деятельности стажировочных площадок для развития предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и других профессиональных компетенций педагогических работников;
– сопровождение образовательных организаций при внедрении целевой модели наставничества в форме «учитель – учитель» с учетом ресурсов педагогических коллективов образовательных организаций, муниципальных методических служб, профессиональных сообществ;
– адресная методическая и иная ресурсная поддержка деятельности профессиональных сообществ, методических объединений;
– включение ресурсов муниципальных методических служб в сетевое взаимодействие организаций-партнеров, реализующих программы дополнительного профессионального образования с участием менторов, тьютора.
Для достижения устойчивого результата повышения профессиональной компетентности педагогических работников и управленческих кадров необходимо последовательно реализовать их обучение по дополнительным профессиональным программ на основе требований профессиональных стандартов и с учетом результатов профессиональной диагностики.
Создание единого регионального пространства научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров позволит:
– сформировать систему методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием персонифицированных образовательных маршрутов на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
– облегчить перенос приобретенных профессиональных компетенций в ежедневную педагогическую (управленческую) практику;
– выявить и продолжить распространение новых рациональных и эффективных педагогических (управленческих) практик;