Файл: Роль М. Вебера в становлении и развитии политической социологии.pptx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Роль М. Вебера в становлении и развитии политической социологии.
Содержание
Политическая социология изучает политические институты и процессы в их социальном контексте. Она исследует то, каким образом политические феномены влияют на другие аспекты общества и какому влиянию со стороны последних подвергается сама. В рамках политической социологии исследуются политическое поведение больших и малых социальных групп, их политические ценности и политические ориентации, роль общественного мнения в политике. Она позволяет выявить социальные факторы- как способствующие политическому согласию, политической стабильности. В развитии социологического подхода к политике наука во многом обязана К. Марксу и М. Веберу1.
1. Елисеев, С. М. Политическая социология : учебник и практикум для вузов / С. М. Елисеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 412 с.
Макс Вебер
Оказал огромное влияние на социологию, экономическую теорию и политическую науку. Он происходил из состоятельной семьи и еще в ранней юности почувствовал вкус к политике. По своей политической ориентации Вебер был буржуазным либералом, и его взгляды имели характерный для немецкого либерализма XIX в. научно-политический оттенок.
1. К. Ясперс. Речь памяти Макса Вебера // М. Вебер. Избранное. Образ общества. М.,1994. С. 561
М. Вебер был первым, кто стал анализировать в социологическом исследовании политические институты как самостоятельные факторы социальных изменений.
М. Вебер показал, что культура, идеи, представления, ценности людей влияют на характер их социального поведения. Вебер был убежден, что процессы рационализации и бюрократизации являются неизбежными для общества. Социология политики М. Вебера основывается на проведении различий между сущностью экономики и сущностью политики, которые по его мнению, обусловлены субъективным смыслом человеческого поведения.
Вебер М. Основные социологические понятия. С.602
Артемов Г.П. Политическая социология. СПб.,2000. с. 15-16
Социология политики М. Вебера
Политика- особая сфера человеческого поведения, связанная с отношениями насилия и господства. Насилие в разные периоды развития политики принимало либо форму простого физического насилия, либо легитимного физического насилия, либо символического насилия. «Государство,- отмечал Вебер,- равно как и политические союзы , есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство»1 Идеальным механизмом власти он считал бюрократию- специально созданный аппарат управления. Бюрократия, по его мнению, определяется несколькими структурными признаками.
Вебер М. Основные социологические понятия. С.646
В анализе способов легитимации господства содержится основной вклад Вебера в социологию политических отношений.
Три типа господства
Легальный
Традиционный
Харизматичный
Легальный тип господства
Легальное господство — это господство права в том смысле, что как само существование власти, так и сферы ее действия зависят от установленных людьми политических прав. Данный принцип правового рационализма лежит в основе систем, которые Вебер определял общим термином "легальное господство". Сущность веберовской концепции легального господства состоит в следующем:
а) при этом типе господства любая норма может быть введена как право, и предполагается, что с ней будут считаться все, кто подчинен власти;
б) право является носителем абстрактных законов, а его действие заключается в применении абстрактных законов к конкретным случаям;
в) люди, стоящие у власти, являются не самостоятельными правителями, а вышестоящими исполнителями определенных правом обязанностей в четко определенный период;
г) управляемые есть свободные граждане, обязанные подчиняться праву, а не подданные, обязанные подчиняться правителю, который использует это право.
Традиционный тип господства
Традиционное господство опирается на веру подданных в то, что власть является законной, поскольку она существовала всегда. Правители в отношениях с подданными находятся в положении и обладают правами господ над слугами. Их власть, однако, ограничена освященными традицией нормами, на которые в то же время опирается и само их господство. Исходя из этого, по мысли Вебера, если правитель будет беспрепятственно нарушать традиции, то он неизбежно подвергнет опасности законность собственной власти, опирающейся на силу традиций.
Типологии традиционного господства
Расширенный "дом" правителя, в котором отдельные службы отвечают за различные сферы жизни. Такой разросшийся до больших размеров "дом" правителя Вебер называет "патримонализмом", приводя в качестве примера Древний Египет. Наряду с этим Вебер сконструировал также другой вид традиционного господства, который назвал "султанизмом"; его особенность — освобождение правителя от традиционных ограничений и, следовательно, полный, неуправляемый деспотизм. Султанизм возможен тогда, когда традиционный правитель путем завоеваний расширяет границы своей власти, которая в итоге может опираться больше на вынужденное послушание подвластных, чем на их веру в законность власти. Для этого нужна сильная армия 1) армии, состоящей из невольников, подданных, которых правитель наделяет землей и имуществом за определенные услуги, в том числе военные; 2) армии, состоящей из невольников, предназначенных только для военной службы; 3) наемной армии; 4) армии, состоящей из лиц, которые получили землю только в обмен на обязательство военной службы; 5) армии, набранной из подданных и руководимой обычно представителями привилегированных классов. Харизматичный тип господства
Греческий термин "харизма" означает у Вебера какое-то необыкновенное качество, дар, которым обладают люди. Харизматический вождь есть, таким образом, некто, чье господство над другими зиждется на их вере в его необыкновенные, магические свойства. Харизматический вождь призван выполнять какую-то необыкновенную, предназначенную ему миссию и во имя этого имеет право на послушание подданных. Как и в традиционном господстве, власть опирается здесь на качества правителя, а не на безличные права, но в отличие от традиционного господства она есть не следствие того, что так было всегда, а результат убеждения, что харизматический вождь вноси! нечто новое. Таковыми, подчеркивал Вебер, являются революционный вождь, дальновидный государственный деятель и религиозный пророк.
.
Проблемы харизматичного господства
Главной проблемой харизматического господства, как утверждал Вебер, является проблема наследования, т.е. проблема, которой при традиционном господстве в принципе не существует, за исключением случаев, когда законное наследование трона нечетко определено или же кто-то претендует на трон, оспаривая права другого наследника. Харизма, по существу, качество личное и не может передаваться так легко, как традиционный титул власти.
Вебер выделяет три способа передачи власти в системе харизматического господства.
Бюрократию как форму осуществления власти, согласно Веберу, характеризуют следующие особенности:
1. Руководство официальными делами происходит неизменными методами.
2. Решение вопросов опирается на некий комплекс установившихся норм и принципов, которые определяют обязанности каждого функционера, связанные с его положением, сферой власти, а также находящимися в его распоряжении средствами принуждения.
3. Власть и ответственность каждого функционера составляют лишь часть всей иерархии власти и являются производными от этой иерархии. Функционер обладает властью не в силу своих индивидуальных качеств, а благодаря месту, занимаемому им в иерархии власти.
4. Средства, служащие для исполнения власти, составляют собственность организации, а не личную собственность отдельных функционеров; последние обязаны отчитываться за способы применения средств, которыми они располагаю! для осуществления власти.
5. Служебные места и должности не являются личной собственностью тех, кто их занимает, следовательно, они не могуч быть проданы, подарены или переданы по наследству.
6. Весь процесс функционирования бюрократической организации построен на обороте документов.
Тип бюрократического функционера в рамках системы легального господства
Таковым является:
В заключение скажем несколько слов о политических принципах М. Вебера. Он не скрывал своей приверженности буржуазному началу и был убежден в вечности и разумности частной собственности. В докладе "О социализме" (1918) он отождествлял это понятие с государственно-бюрократическим капитализмом, с диктатурой бюрократии.
Полностью же смысл политической программы М. Вебера раскрывался в его докладе "Национальное государство и экономическая политика", с которым он выступил в 1895 г. во Фрайбургском университете. В нем он утверждал, что, с одной стороны, политическое руководство страной не должно быть в руках буржуазии. Опасно, если экономически умирающий класс удерживает господство в своих руках. Однако, с другой стороны, еще более опасно, если класс, к которому переходит экономическая власть, а вместе с ней и право на политическое руководство, оказывается политически незрелым для управления государством. Обе тенденции угрожали Германии в начале XX в. Сегодня эти же тенденции свойственны России.
Список литературы
Содержание
- Введение
- Классический этап развития политической социологии
- Социология политики М. Вебера
- Теории господства и легитимности власти М. Вебера
- Заключение
- Список литературы
Политическая социология изучает политические институты и процессы в их социальном контексте. Она исследует то, каким образом политические феномены влияют на другие аспекты общества и какому влиянию со стороны последних подвергается сама. В рамках политической социологии исследуются политическое поведение больших и малых социальных групп, их политические ценности и политические ориентации, роль общественного мнения в политике. Она позволяет выявить социальные факторы- как способствующие политическому согласию, политической стабильности. В развитии социологического подхода к политике наука во многом обязана К. Марксу и М. Веберу1.
1. Елисеев, С. М. Политическая социология : учебник и практикум для вузов / С. М. Елисеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 412 с.
Макс Вебер
Оказал огромное влияние на социологию, экономическую теорию и политическую науку. Он происходил из состоятельной семьи и еще в ранней юности почувствовал вкус к политике. По своей политической ориентации Вебер был буржуазным либералом, и его взгляды имели характерный для немецкого либерализма XIX в. научно-политический оттенок.
1. К. Ясперс. Речь памяти Макса Вебера // М. Вебер. Избранное. Образ общества. М.,1994. С. 561
М. Вебер был первым, кто стал анализировать в социологическом исследовании политические институты как самостоятельные факторы социальных изменений.
М. Вебер показал, что культура, идеи, представления, ценности людей влияют на характер их социального поведения. Вебер был убежден, что процессы рационализации и бюрократизации являются неизбежными для общества. Социология политики М. Вебера основывается на проведении различий между сущностью экономики и сущностью политики, которые по его мнению, обусловлены субъективным смыслом человеческого поведения.
Вебер М. Основные социологические понятия. С.602
Артемов Г.П. Политическая социология. СПб.,2000. с. 15-16
Социология политики М. Вебера
Политика- особая сфера человеческого поведения, связанная с отношениями насилия и господства. Насилие в разные периоды развития политики принимало либо форму простого физического насилия, либо легитимного физического насилия, либо символического насилия. «Государство,- отмечал Вебер,- равно как и политические союзы , есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство»1 Идеальным механизмом власти он считал бюрократию- специально созданный аппарат управления. Бюрократия, по его мнению, определяется несколькими структурными признаками.
Вебер М. Основные социологические понятия. С.646
В анализе способов легитимации господства содержится основной вклад Вебера в социологию политических отношений.
Три типа господства
Легальный
Традиционный
Харизматичный
Легальный тип господства
Легальное господство — это господство права в том смысле, что как само существование власти, так и сферы ее действия зависят от установленных людьми политических прав. Данный принцип правового рационализма лежит в основе систем, которые Вебер определял общим термином "легальное господство". Сущность веберовской концепции легального господства состоит в следующем:
а) при этом типе господства любая норма может быть введена как право, и предполагается, что с ней будут считаться все, кто подчинен власти;
б) право является носителем абстрактных законов, а его действие заключается в применении абстрактных законов к конкретным случаям;
в) люди, стоящие у власти, являются не самостоятельными правителями, а вышестоящими исполнителями определенных правом обязанностей в четко определенный период;
г) управляемые есть свободные граждане, обязанные подчиняться праву, а не подданные, обязанные подчиняться правителю, который использует это право.
Традиционный тип господства
Традиционное господство опирается на веру подданных в то, что власть является законной, поскольку она существовала всегда. Правители в отношениях с подданными находятся в положении и обладают правами господ над слугами. Их власть, однако, ограничена освященными традицией нормами, на которые в то же время опирается и само их господство. Исходя из этого, по мысли Вебера, если правитель будет беспрепятственно нарушать традиции, то он неизбежно подвергнет опасности законность собственной власти, опирающейся на силу традиций.
Типологии традиционного господства
Расширенный "дом" правителя, в котором отдельные службы отвечают за различные сферы жизни. Такой разросшийся до больших размеров "дом" правителя Вебер называет "патримонализмом", приводя в качестве примера Древний Египет. Наряду с этим Вебер сконструировал также другой вид традиционного господства, который назвал "султанизмом"; его особенность — освобождение правителя от традиционных ограничений и, следовательно, полный, неуправляемый деспотизм. Султанизм возможен тогда, когда традиционный правитель путем завоеваний расширяет границы своей власти, которая в итоге может опираться больше на вынужденное послушание подвластных, чем на их веру в законность власти. Для этого нужна сильная армия 1) армии, состоящей из невольников, подданных, которых правитель наделяет землей и имуществом за определенные услуги, в том числе военные; 2) армии, состоящей из невольников, предназначенных только для военной службы; 3) наемной армии; 4) армии, состоящей из лиц, которые получили землю только в обмен на обязательство военной службы; 5) армии, набранной из подданных и руководимой обычно представителями привилегированных классов. Харизматичный тип господства
Греческий термин "харизма" означает у Вебера какое-то необыкновенное качество, дар, которым обладают люди. Харизматический вождь есть, таким образом, некто, чье господство над другими зиждется на их вере в его необыкновенные, магические свойства. Харизматический вождь призван выполнять какую-то необыкновенную, предназначенную ему миссию и во имя этого имеет право на послушание подданных. Как и в традиционном господстве, власть опирается здесь на качества правителя, а не на безличные права, но в отличие от традиционного господства она есть не следствие того, что так было всегда, а результат убеждения, что харизматический вождь вноси! нечто новое. Таковыми, подчеркивал Вебер, являются революционный вождь, дальновидный государственный деятель и религиозный пророк.
.
Проблемы харизматичного господства
Главной проблемой харизматического господства, как утверждал Вебер, является проблема наследования, т.е. проблема, которой при традиционном господстве в принципе не существует, за исключением случаев, когда законное наследование трона нечетко определено или же кто-то претендует на трон, оспаривая права другого наследника. Харизма, по существу, качество личное и не может передаваться так легко, как традиционный титул власти.
Вебер выделяет три способа передачи власти в системе харизматического господства.
- В первом случае существуют определенные критерии, которым должен соответствовать наследник, чтобы стать новым харизматическим вождем;
- во втором — предыдущий харизматический вождь назначает своего наследника, тем самым как бы передавая ему собственные харизматические качества.
- В третьем, наиболее распространенном случае, поскольку первые два носят скорее исключительный характер, преданные ученики или последователи харизматического вождя назначают наследника, который тем самым становится носителем харизмы
Бюрократию как форму осуществления власти, согласно Веберу, характеризуют следующие особенности:
1. Руководство официальными делами происходит неизменными методами.
2. Решение вопросов опирается на некий комплекс установившихся норм и принципов, которые определяют обязанности каждого функционера, связанные с его положением, сферой власти, а также находящимися в его распоряжении средствами принуждения.
3. Власть и ответственность каждого функционера составляют лишь часть всей иерархии власти и являются производными от этой иерархии. Функционер обладает властью не в силу своих индивидуальных качеств, а благодаря месту, занимаемому им в иерархии власти.
4. Средства, служащие для исполнения власти, составляют собственность организации, а не личную собственность отдельных функционеров; последние обязаны отчитываться за способы применения средств, которыми они располагаю! для осуществления власти.
5. Служебные места и должности не являются личной собственностью тех, кто их занимает, следовательно, они не могуч быть проданы, подарены или переданы по наследству.
6. Весь процесс функционирования бюрократической организации построен на обороте документов.
Тип бюрократического функционера в рамках системы легального господства
Таковым является:
- человек, лично свободный и назначенный на должность на основании соглашения;
- человек, осуществляющий власть на основании формальных законов, лояльность которого определяется четким выполнением официальных обязанностей;
- человек, назначаемый на должность в соответствии с его квалификацией;
- человек, работающий на своем посту постоянно, а не от случая к случаю;
- функционер, регулярно получающий плату, обладающий перспективой профессиональной карьеры, гарантированной формальными правами.
Отношение Вебера к бюрократии было довольно сложным, В нем можно выделить три момента:
1) анализ бюрократии как технически совершенного аппарата осуществления власти;
2) критика бюрократии в связи с естественной для нее тенденцией к выходу за рамки присущей ей функции;
3) интересный анализ бюрократии как отражения классовой структуры.
В заключение скажем несколько слов о политических принципах М. Вебера. Он не скрывал своей приверженности буржуазному началу и был убежден в вечности и разумности частной собственности. В докладе "О социализме" (1918) он отождествлял это понятие с государственно-бюрократическим капитализмом, с диктатурой бюрократии.
Полностью же смысл политической программы М. Вебера раскрывался в его докладе "Национальное государство и экономическая политика", с которым он выступил в 1895 г. во Фрайбургском университете. В нем он утверждал, что, с одной стороны, политическое руководство страной не должно быть в руках буржуазии. Опасно, если экономически умирающий класс удерживает господство в своих руках. Однако, с другой стороны, еще более опасно, если класс, к которому переходит экономическая власть, а вместе с ней и право на политическое руководство, оказывается политически незрелым для управления государством. Обе тенденции угрожали Германии в начале XX в. Сегодня эти же тенденции свойственны России.
Список литературы
- Елисеев, С. М. Политическая социология : учебник и практикум для вузов / С. М. Елисеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 412 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01227-9. — URL : https://urait.ru/bcode/489166
- Куканова, Е. В. Политология и социология : учебник для вузов / Е. В. Куканова, П. Д. Павленок. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 248 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06298-4. — URL : https://urait.ru/bcode/491580
- Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования.1988. № 5; М. Вебер Хозяйственная этика мировых религий. С. 69—70.
- Гаджиев, К. С. Политическая социология : учебное пособие для вузов / К. С. Гаджиев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 208 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9786-6. — URL : https://urait.ru/bcode/490042
- Дмитриев, В. В. Политология и социология : учебное пособие для вузов / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 221 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06958-7. — URL : https://urait.ru/bcode/493839
- Дмитриев, В. В. Основы социологии и политологии : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 221 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06183-3. — URL : https://urait.ru/bcode/491176