Файл: Основы нефтедобычи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 303

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕФТИ, ПРИРОДНОГО ГАЗА, УГЛЕВОДОРОДНОГО КОНДЕНСАТА И ПЛАСТОВЫХ ВОД

1.1. ГАЗЫ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ И ИХ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

1.2.ФИЗИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАЗОВ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

1.3.ВЛАГОСОДЕРЖАНИЕ И ГИДРАТЫ ПРИРОДНЫХ ГАЗОВ СОСТАВ ГИДРАТОВ ПРИРОДНЫХ ГАЗОВ

1.4.СОСТАВ И НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА ВОД НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О НЕФТЯНЫХ, ГАЗОВЫХ И ГАЗОКОНДЕНСАТНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЯХ

2.1.ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКИЙ (МЕХАНИЧЕСКИЙ) СОСТАВ ПОРОД

2.2. ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ СКВАЖИН

2.3.ТЕМПЕРАТУРА И ДАВЛЕНИЕ В ГОРНЫХ ПОРОДАХ И СКВАЖИНАХ

3.УСЛОВИЯ ПРИТОКА ЖИДКОСТИ И ГАЗА В СКВАЖИНЫ

3.1. ФОНТАННАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕФТЯНЫХ СКВАЖИН

3.1.1. Роль фонтанных труб

3.1.2. Оборудование фонтанных скважин

3.1.3. Оборудование для придусмотрения открытых фонтанов

3.1.4. Освоение и пуск в работу фонтанных скважин

3.1.5. Борьба с отложением парафина в подъемных трубах

3.2. ГАЗЛИФТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕФТЯНЫХ СКВАЖИН

3.2.1. Область применения газлифта

3.2.2. Оборудование устья компрессорных скважин

3.2.3. Периодический газлифт

3.3. НАСОСНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СКВАЖИН

3.3.1. Штанговые скважинные насосные установки (ШСНУ)

3.3.2. Штанговые скважинные насосы

3.4. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СКВАЖИН ПОГРУЖНЫМИ ЭЛЕКТРОЦЕНТРОБЕЖНЫМИ НАСОСАМИ

3.5. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЛУБИННО-НАСОСНЫХ СКВАЖИН И ДИНАМОМЕТРИРОВАНИЕ СКВАЖИННЫХ НАСОСНЫХ УСТАНОВОК

3.5.1. Динамометрирование установок

3.6. ПОНЯТИЕ О РАЗРАБОТКЕ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН

3.6.1. Сетка размещения скважин

3.6.2. Стадии разработки месторождений

3.6.3. Размещение эксплуатационных и нагнетательных скважин на месторождении

4. ПРОМЫСЛОВЫЙ СБОР И ПОДГОТОВКА НЕФТИ, ГАЗА И ВОДЫ

5. ПОНЯТИЕ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОВЫХ СКВАЖИН

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПОДЗЕМНОМ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ СКВАЖИН

8. ДАЛЬНИЙ ТРАНСПОРТ НЕФТИ И ГАЗА

ЛИТЕРАТУРА



Достоинства трубопроводного транспорта:

  • наиболее низкая себестоимость перекачки;

  • небольшие удельные капитальные вложения на единицу транспортируемого груза и быстрая окупаемость затрат при строительстве трубопроводов;

  • бесперебойная поставка в течение года, практически не зависящая от климатических условий;

  • высокая производительность труда;

  • незначительные потери нефтей и нефтепродуктов при перекачке;

  • сравнительно короткие сроки строительства;

  • возможность перекачки нескольких сортов нефти и нефтепродуктов по одному трубопроводу;

  • возможность наращивания пропускной способности трубопровода за счет строительства дополнительных насосных станций и прокладки параллельных участков (лупингов).

Недостатки трубопроводного транспорта:

  • крупные единовременные капитальные вложения в строительство (необходимо проложить весь трубопровод);

  • потребность в крупных материальных затратах на заполнение всего трубопровода нефтью или нефтепродуктом при вводе в эксплуатацию. Особенно велики эти затраты для магистральных нефтепродуктоводов: большая металлоемкость, необходимость устойчивого грузопотока на длительное время, небольшая скорость движения нефти и нефтепродуктов (5  10 км/ч).

Автомобильный транспорт – основной вид транспорта для доставки нефтепродуктов с распределительных нефтебаз и наливных пунктов непосредственно к местам потребления (на АЗС, заводы, фабрики, автобазы и тд.). Для перевозки нефти автотранспорт практически не используют. Перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом осуществляют, в основном, в пределах нескольких десятков километров. При больших расстояниях автотранспорт неэкономичен по сравнению с железнодорожным, и его применяют лишь там, где отсутствует сеть других видов транспорта (например, на Севере и т.д.). Массовые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, мазут, некоторые масла) перевозят в специализированных автомобильных цистернах и автоприцепах, мелкие партии нефтепродуктов – в таре на бортовых машинах.

К достоинствам автотранспорта следует отнести:

  • доставку небольших партий нефтепродуктов на различные расстояния с большой скоростью;

  • большую маневренность и высокую проходимость;

  • высокую оперативность.


Недостатки:

  • высокие затраты на эксплуатацию, в 10  20 раз стоимость перевозок автотранспортом выше, чем по железной дороге;

  • сравнительно небольшая грузоподъемность автоцистерн, неполная загрузка подвижных средств из-за порожних пробегов цистерн;

  • зависимость от наличия и технического состояния дорог.

Воздушный транспорт нефтепродуктов из-за значительной стоимости применяют лишь для снабжения отдельных пунктов на Крайнем Севере, дрейфующих станций и зимовок в Арктике. Доставку нефтепродуктов воздушным транспортом осуществляют, как правило, в бочках.

  1. ПОНЯТИЕ О ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В НЕФТЕГАЗОДОБЫЧЕ



Информационные системы существовали с момента появления общества, поскольку на любой стадии развития общество требует для своего управления систематизированной, предварительно подготовленной информации.

Особенно это касается производственных процессов, связанных с производством материальных и нематериальных благ, так как они жизненно важны для развития общества. Производственные процессы совершенствуются наиболее динамично. По мере их развития усложняется и управление ими, что, в свою очередь, стимулирует совершенствование и развитие информационных систем.

Потребность в управлении возникает в том случае, когда необходима координация действий членов некоторого коллектива, объединенных для достижения общих целей. Такими целями могут быть: обеспечение устойчивости функционирования или выживания объекта в конкурентной борьбе, получение максимальной прибыли и т.д. Цели сначала носят обобщенный характер, а затем в процессе уточнения они формируются управленческим аппаратом в виде целевых функций.

В соответствии с кибернетическим подходом «система управления» представляет собой совокупность объекта управления, например предприятия (нефтегазодобывающее управление - НГДУ) и субъекта управления – управленческого аппарата (рис. 9.1).


Рис. 9.1. Структура системы управления
Последний объединяет в себе специалистов

, формирующих цели, разрабатывающих планы, вырабатывающих требования к принимаемым решениям, а также контролирующих их выполнение. В задачу объекта управления входит выполнение планов, выработанных управленческим аппаратом, т.е. реализация той деятельности, для которой создавалась система управления.

Оба компонента системы управления связаны прямой (П) и обратной (О) связями. Прямая связь выражается потоком директивной информации, направляемой от управленческого аппарата к объекту управления, а обратная представляет поток отчетной информации о выполнении принятых решений, направляемых в обратном направлении. Внешняя среда (нарушение подачи энергии, погодные условия и т.д.) влияет также и на решения управленческого аппарата.

Взаимосвязь информационных потоков (П и О), средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, и составляет информационную систему управляемого объекта.

Информационная технология – система методов и способов сбора, накопления, хранения и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники.

Возрастание объемов информации в контуре управления, усложнение ее обработки повлекло за собой сначала внедрение компьютеров на отдельных операциях, а затем расширение их применения. Традиционная информационная система стала качественно меняться. В управленческом аппарате появилось структурное подразделение, единственной функцией которого стало обеспечение процесса управления достоверной информацией на основе применения средств вычислительной техники. В связи с этим в контуре управления появились новые информационные потоки, а старые потоки частично изменили свое направление. Часть традиционной системы стала постепенно, но неуклонно трансформироваться в направлении все большей автоматизации обработки информации.

С учетом сферы применения выделяются:

  1. технические информационные системы;

  2. экономические информационные системы;

  3. информационные системы в гуманитарных областях и т.д.

Объектами информационных технологий в нефтегазодобыче являются различные предприятия (ОАО, НГДУ, НИПИ и др.) и их подразделения (цеха, отделы, лаборатории и т.д.). Цеха добычи нефти являются важнейшими. С помощью компьютерных технологий оперативно и грамотно принимаются производственные решения. Это большое количество частных и общих задач: управление и контроль за разработкой месторождений, управление работой насосных установок на добывающих нефтяных скважинах, контроль за работой нагнетательных скважин, контроль технического состояния нефтесборных и нагнетательных трубопроводов, контроль процесса энергообеспечения.


Создание и внедрение информационных технологий в нефтегазодобыче повышает эффективность принимаемых решений, что, в конечном счете, снижает себестоимость производства, повышает ее культуру и экологическую безопасность.

ЛИТЕРАТУРА





  1. Алькушин А.И. Эксплуатация нефтяных и газовых скважин. М.: Недра, 1989. 360 с.

  2. Бобрицкий Н.В., Юфин В.А. Основы нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра, 1988. 200 с.

  3. Васильевский В.Н., Петров А.И. Оператор по исследованию скважин. М.: Недра, 1983. 310 с.

  4. Гиматудинов Ш.К., Дунюшкин И.И. и др. Разработка и эксплуатация нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений. М.: Недра, 1988. 322 с.

  5. Информационные системы в экономике/ Под ред. В.В. Дика, 1996.

  6. Крец В.Г., Лене Г.В. Основы нефтегазодобычи: Учебное пособие/ Под ред. канд. геол.-минер. наук Г.М. Волощука. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 220 с.

  7. Нефтепромысловое оборудование: комплект каталогов/ Под общей ред. В.Г. Крец, Томск.: Изд-во в ТГУ, 1999. 900с.

  8. Подгорнов Ю.М. Эксплуатационное и разведочное бурение на нефть и газ. М.: Недра, 1988. 325 с.

  9. Сулейманов А.Б., Карапетов К.А., Яшин А.С. Техника и технология капитального ремонта скважин. М.: Недра, 1987. 316 с.