Файл: Отчет по практике студента 5 курса группы ozsгос52 Абдрахманова Райля Ралифовна Специальность (направление подготовки) 40. 03. 01 Юриспруденция.doc
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1029
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
5) специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;
6) приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;
7) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;
8) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;
9) отряды полиции особого назначения;
10) подразделения:
а) полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;
б) дознания;
в) патрульно-постовой службы полиции;
г) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
д) по делам несовершеннолетних;
е) органов внутренних дел на воздушном транспорте по досмотру.
Полиция является важной, составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Полиция предназначена для защиты здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Задачами полиции являются:
- обеспечение безопасности личности;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление и раскрытие преступлений;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 года.
Также в первый день учебной практики я изучала нормативные акты, регулирующих деятельность органов полиции (федеральные законы, инструкции, приказы МВД и др.).
Правовую основу деятельности отдела полиции составляют:
-
Конституция РФ; -
общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; -
Уголовно-процессуальный кодекс РФ; -
Уголовный кодекс РФ; -
Кодекс об административных правонарушениях в РФ; -
Федеральный закон от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции»; -
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; -
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; -
Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции»; -
Приказ МВД РФ от 01 февраля 2018 №50 «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел РФ», -
Приказ МВД РФ от 05 июня 2017 № 355 «Об утверждении типового положения о территориальном органу МВД РФ на уровне района»; - другие нормативные правовые акты.
Я проанализировала правовой статус начальника отела дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя.
Согласно п. 17 ч. 1 ст. 5 Уголовного процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) под начальником органа дознания следует понимать должностное лицо, которое возглавляет соответствующий орган дознания, и его заместитель.
Начальник органа дознания обладает ведомственными контрольными полномочиями за предварительным расследованием, которое проводится в форме дознания. Начальник органа дознания не обладает полномочиями начальника подразделения дознания, причем такое положение распространяется только в отношении уполномоченных законом дознавателей, так как в силу ч. 2 ст. 40.2 УПК РФ начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными ст. 40.1 УПК РФ.
Начальник органа дознания вправе проверить материалы уголовного дела, оценить производство дознания с позиций соблюдения законности и обоснованности деятельности дознавателя и принять соответствующее процессуальное решение, полномочен рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение и другие полномочия. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ начальник органа дознания уполномочен лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке.
Дознавателем признается должностное лицо органа дознания, обладающее законным правом, или наделенное полномочиями начальником органа дознания проводить предварительное расследование в форме дознания, заниматься предварительной проверкой сообщений о готовящихся или уже совершенных преступлениях. Кроме того, дознаватель должен выполнять распоряжения (поручения) прокурора, руководителя следственного отдела, следователя, начальника следственной группы или органа дознания.
В ч. 1 ст. 41 УПК РФ данная норма детализируется ссылкой на то, что полномочия органа дознания, регламентированные в п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ делегируются дознавателю начальником органа дознания (либо его заместителем) однако процедура указанного процессуального действия в законодательстве не закреплена.
Полномочия дознавателя вправе реализовывать как «штатный» дознаватель, так и другое лицо органа дознания, получившее соответствующее распоряжение от начальника органа дознания (либо его заместителя). Так, согласно п. 37.5 Приказа МВД России № 1166 в качестве подобного должностного лица выступает участковый уполномоченный полиции. Таким образом, можно констатировать, что дознавателем
имеет право выступать должностное лицо, напрямую назначенное на эту должность, а также, выполняющее письменное поручение начальника подразделения либо органа дознания по осуществлению дознания относительно определенного уголовного дела. Полномочия дознавателя по производству дознания на конкретный срок также могут возлагаться на должностное лицо начальником органа дознания.
К полномочиям дознавателя относятся:
- единолично осуществлять следственные и другие процессуальные действия, выносить процессуальные решения, кроме случаев, когда необходимо дождаться согласия прокурора, начальника органа дознания либо судебного решения;
- давать в письменном виде поручения органам дознания об осуществлении конкретных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, об исполнении распоряжений о задержании, применений меры пресечения, кроме того, получать помощь при производстве указанных процессуальных действий;
- подавать жалобу с согласия начальника органа дознания на прокурорские решения о возвращении уголовного дела для осуществления повторного дознания или составления нового обвинительного акта либо постановления, о передаче дознавателю уголовного дела в целях осуществления предварительного расследования посредством дознания в общем порядке;
- реализовывать другие полномочия, регламентированные УПК РФ.
Деятельность дознавателей по уголовным делам осуществляется по двум группам дел:
- по делам, по которым обязательно предварительное следствие, проводятся неотложные следственные действия;
- по уголовным делам, не требующим предварительного следствия, расследование производится в полном объеме в форме дознания.
Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ), форма предварительного расследования, заключающегося в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя при наличии прокурорского надзора и ограниченного судебного контроля по производству неотложных следственных действий с целями:
а) выявления и закрепления следов преступления;
б) установления фактических обстоятельств совершения преступления
«по горячим следам»;
в) установления лица, совершившего преступление, или лиц, совершивших преступление.
Органы дознания производят неотложные следственные действия по делам, указанным в пунктах 1 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, - по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 - 6 ч.2 настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.4 УК РФ.
Дознаватель обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).
Дознаватель вправе поручать другому дознавателю или органу дознания, в случае необходимости проведения следственных или розыскных действий в отдаленной местности. Законодателем в Уголовно-процессуальном кодексе РФ закреплено право дознавателя на содействие при исполнении письменного поручения. Однако в УПК РФ не закреплено, что именно считается содействием в их исполнении. Можно предположить, что дознаватель, исполняющий письменное поручение другого дознавателя, вправе перепоручать органу дознания его частичное либо полное исполнение, при отсутствии возможности исполнения самостоятельно, в силу независящих от него обстоятельств.
В соответствии со ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке ст. 146 УПК РФ возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.
После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан направить уголовное дело руководителю соответствующего следственного органа. Этот срок продлению не подлежит.
После направления уголовного дела руководителю следственного органа уголовного дела орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.
Если в ходе неотложных следственных действий лицо, совершившее преступление, не обнаружено (не установлено, не выявлено), то орган дознания обязан по собственной инициативе принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для его установления, уведомляя следователя об их результатах.
Таким образом, на этапе досудебного производства дознаватель выполняет несколько видов уголовно-процессуальных функций, в том числе разрешение уголовного дела. Однако, исходя из вышеизложенного, стоит утверждать, что основной функцией дознавателя является функция обвинения (уголовного преследования). Сущность данной функции отражает деятельность дознавателя как участника уголовного процесса, поддерживающего сторону обвинения, нацеленную на уточнение событий преступления, установление личности, совершившей общественно-опасное деяние, признание ее в качестве подозреваемого.
В начале производственной практики я ознакомилась с деятельностью дежурной части, с обязанностями дежурного смены, с порядком регистрации, учета и движения входящей и исходящей корреспонденции, заявлений о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии.
Прием заявлений и сообщений осуществляется круглосуточно оперативным дежурным дежурной части. Прием заявлений и сообщений осуществляется, как при поступлении в письменной форме, так и в электронной форме, направляемых посредством сайта МВД РФ. Заявления и сообщения могут приниматься в ходе личного приема, проводимого начальником или заместителем начальника ОМВД.
Полученные заявления и сообщения подлежат регистрации в книге учета сообщений и преступлений (КУСП). В случае, если сотрудник ОМВД принял заявление или сообщение о преступлении, то данное заявление незамедлительно подлежит передаче в дежурную часть для регистрации в КУСП. На принятом заявлении о преступлении, сотрудник ОМВД в обязательном порядке указывает дату и время его получения, свои должность, инициалы, фамилию и заверяет эти сведения своей подписью.
Сообщения об административных правонарушениях, поступившие по «телефону доверии» регистрируются в журнале учета сообщений, поступивших по «телефону доверия», оформляются рапортом, который регистрируется в КУСП.