Файл: Трудовое воспитание детей в детском саду. (Из опыта работы).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Трудовое воспитание детей в детском саду.
(Из опыта работы)
Положительное отношение к порученному делу является важнейшим фактором психологической подготовки детей к трудовой деятельности.
Трудовое воспитание самых маленьких начинается с самообслуживания, с формирования потребности быть чистым, опрятным, готовности сделать для этого все необходимое. Воспитатели должны не только ставить перед ребенком конкретные цели, но и должны стараться сделать так, чтобы результат, который он достигает в самообслуживании, был нагляден и понятен.
«Дети, умывайтесь аккуратно, не толкайте друг друга. Подождите пока освободится место у вешалки с полотенцами, - иначе вы забрызгаете друг друга, намочите пол – придется помощнику воспитателя убирать».
По окончании умывания воспитатель отмечает даже самые незначительные успехи детей, например: « Посмотрите, как аккуратно вытерлась Алина», или: «Рома сегодня молодец у него сухая рубашка и даже рукава не замочены; совсем как большой».
Формируя навыки самообслуживания у младших дошкольников, воспитатель должен учитывать их стремление к самостоятельности. Однако в этом возрасте ребенку еще не обойтись без помощи взрослого. Поэтому педагог должен помочь своим воспитанникам, причем делать это незаметно, осторожно, чтобы дети не потеряли интереса к делу, поверили в свои силы и в то же время правильно выполнили работу.
Положительный результат труда помогает воспитателю формировать серьезное, ответственное отношение к порученному делу. Например, педагог говорит на занятии: «Посмотрите, как выросли комнатные растения – пушистые, зеленые. Сколько цветов расцвело! Это потому, что мы бережно ухаживали за ними, поливали, рыхлили землю, подкармливали». Опытный педагог знает, что в процессе формирования у детей правильного отношения к труду нельзя проходить мимо каждого случая нерадивого отношения к порученному делу. Педагог обращает внимание ребят на завядший цветок и говорит: «За этим цветком было поручено ухаживать Али. Он забыл его полить, и цветок завял».
Уже младших дошкольников знакомят с трудом окружающих их людей и приучают выполнять простые поручения. Однако дети трех – четырех лет еще слишком малы, чтобы их отношение к чему – либо было достаточно четким и стойким. Поэтому на прогулке педагог обращает внимание детей на здание детского сада, на высокий, красивый, светлый соседний дом – все это построили строители, говорит о том, как похорошела улица после того, как жители города озеленили ее: посадили много деревьев.
У детей пятого и шестого года жизни возможно и необходимо воспитывать положительное отношение к тем, кто работает хорошо, быстро, к тем, кто помогает другим и учится у других, кто всегда критически оценивает свою работу и стремится выполнить ее еще лучше, еще быстрее.
Воспитывая у старших детей уважение и интерес к труду взрослых, педагог должен поощрять их желание и стремление познакомиться с трудом помощника воспитателя, повара, медсестры, дворника и т.д. При этом педагог разъясняет детям смысл каждого вида труда, говорит о его значимости и необходимости людям, тем самым воспитывая в детях, стремление подражать взрослым, ответственно относиться к порученному делу.
В ходе беседы «Как выращивают хлеб», дети узнали, как трудоемок и сложен этот процесс: сначала колхозники пашут землю, сеют, убирают урожай, затем зерно везут на элеватор, а оттуда на мельницу и т.д.
Педагог также проводит беседы на темы: «О труде взрослых в детском саду», «О строительстве», рассматривает с детьми картины «Уборка урожая», «На ферме», «Школа» и др. все это способствует формированию у дошкольников интереса и уважения к труду взрослых.
Перед тем как делать ребятам поручение полить, взрыхлить землю, убрать сухие листочки, педагог объясняет значимость предстоящей работы: если не поливать регулярно цветы, то они завянут.
Интерес детей к труду повышается, если его польза для окружающих очевидна. Например: воспитатель дает всем поручения: протереть стульчики, полки в игровом шкафу, вымыть игрушки и красиво расставить их, привести в порядок стройматериал. Когда работа закончена, педагог говорит: «Как хорошо все потрудились, в группе стало чисто и красиво».
Коллективный
труд сплачивает детей, воспитывает у них чувство товарищества, трудолюбие. Они работают с большим подъемом и испытывают подлинное чувство гордости и радости от совместного полезного труда.
Работа по изготовлению игрушек-самоделок в старших группах не только формирует определенные навыки, но и вырабатывает усидчивость, смекалку, умение доводить начатое до конца. Лучшие поделки используются как образцы на занятиях или дарят малышам. Это является большим стимулом в работе: на следующих занятиях ребята трудятся еще лучше.
Если даже выполненная поделка (закладка для книг, игольница) несовершенна, воспитатель вместе с родителями старается так ее использовать в быту, чтобы ребенок видел результат своего труда, испытывал желание делать еще лучше.