ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Научный закон характеризуется с двух сторон. Укажите их.
1. Интернализм и экстернализм. 2. Фактуальная и гипотетическая. 3. Контекстуальная и дискурсивная. 4. Объективная (онтологическая) и операционально-методологическая. 5. Субъективная и интерсубъективная.
Укажите две основные функции научного закона.
1. Мировоззренческая и воспитательная. 2. Объяснение и предсказание. 3. Объективная и субъективная. 4. Имплицитная и эксплицитная. 5. Мировидение и мировосприятие.
Укажите научные законы, в формулировках которых используются только термины наблюдения (т. е. термины, относящиеся к объектам, которые принципиально наблюдаемы).
1. Статистические. 2. Вероятностные. 3. Теоретические. 4. Логические. 5. Эмпирические.
Укажите формулировку физического закона.
1. Всякое высказывание имеет одно из n значений истинности, где n больше двух и может быть как конечным, так и бесконечным. 2. Всякое существование имеет основание для своего существования. 3. Всякое высказывание является либо истинным, либо ложным. 4. В инерциальной системе отсчета ускорение, которое получает материальная точка с постоянной массой, прямо пропорционально равнодействующей всех приложенных к ней сил и обратно пропорционально ее массе. 5. Два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, одно из них – необходимо ложно.
Укажите научные законы, которые не дают однозначных характеристик природы, оперируя вероятностными терминами. 1. Логические. 2. Детерминистские. 3. Динамические. 4. Статистические. 5. Законы мышления.
Укажите синоним к понятию «динамический закон». 1. Закон термодинамики. 2. Статистический закон. 3. Вероятностный закон. 4. Детерминистский закон. 5. Закон расширения газов.
Тема 8. Формы научного познания: логико-методологический аспект
Укажите форму научного познания, характерными чертами которой являются содержательная целостность, концептуальная связность, относительная стабильность.
1. Факт. 2. Теория. 3. Проблема. 4. Абстракция. 5. Гипотеза.
Укажите понятие, с помощью которого в философии науки фиксируется реальное положение дел, чувственный образ или особого рода предложение, репрезентирующее эмпирическое знание.
1. Редукция. 2. Факт. 3. Опыт. 4. Теория. 5. Протокольное предложение.
Укажите форму научного познания, к которой предъявляются следующие требования: однозначная фиксация во времени и пространстве, инвариантность.
1. Гипотеза. 2. Факт. 3. Проблема. 4. Теория. 5. Парадигма.
Укажите процесс (форму) научного познания, заключающийся в выдвижении предположения, его неполном обосновании и последующем доказательстве или опровержении.
1. Проблемная ситуация. 2. Теория. 3. Гипотеза. 4. Проблема. 5. Научно исследовательская программа.
Первичные допущения являются исходной теоретической основой рассуждений. Они определяют общий ход мысли, задают проблему, направления ее разрешения и состоят из нескольких элементов. Как именуется словесное отображение объекта (явления, процесса), который необходимо пояснить?
1. Экспозе. 2. Экспланандум. 3. Экспланас. 4. Экспликанд. 5. Экспликат.
Дано первичное допущение: «Артур Комптон в 1923 г. обнаружил эффект, названный его именем: если на графитовую пластину направить пучок рентгеновских лучей и измерять «вторичное излучение», то окажется, что длина рассеянных рентгеновских лучей больше длины волны «первичных лучей». Это настолько же странно, как если бы осветив металлическую пластину лучом красного света, мы обнаружили, что отраженный свет – голубой. В рамках волновой теории объяснить результаты эксперимента проблематично. Поэтому Комптон обратился к квантам света Эйнштейна, предположив, что квант излуxения отскакивает от электрона, как один бильярдный шар от другого». Как именуется часть допущения, представленная последним предложением?
1. Постулат. 2. Экспликат. 3. Экспланас. 4. Экспозе. 5. Экспланандум.
Укажите правильное определение научной проблемы.
1. Форма научного знания, фиксирующая достоверные данные, установленные в процессе научного познания. 2. Состояние научного знания, которое характеризуется наличием эмпирически осознанного вопроса; при этом нет известных технологий и измерительных приборов, необходимых для его разрешения. 3. Состояние научного знания, которое характеризуется наличием эмпирически осознанного вопроса, причем решение данного вопроса должно дать практический результат. 4. Состояние научного знания, выраженное в системе суждений
, которая содержит в себе теоретически осознанный вопрос, и при этом нет известного алгоритма его разрешения, а решение данного вопроса должно дать научную новизну. 5. Форма научного знания, представляющая собой концептуально организованную, содержательно целостную, стабильную систему научных представлений.
Укажите завершающий этап постановки научной проблемы.
1. Анализ структуры проблемы. 2. Оценка проблемы. 3. Предварительная постановка проблемы. 4. Локализация проблемы. 5. Проектирование исследования.
Укажите требование, которое принципиально не может быть предъявлено к научной проблеме.
1. Конкретизация. 2. Разграничение известного и неизвестного. 3. Несовместимость с имеющимся знанием. 4. Лимитативность. 5. Разрешимость.
Укажите группу признаков, характеризующих псевдопроблему.
1. Демаркация известного и неизвестного, конкретизация, корректность формулировки. 2. Предметность, конкретизация, разрешимость. 3. Наличие нерешенного вопроса, лимитативность, адекватность наличному знанию.4. Синтез известного и неизвестного, отсутствие пресуппозиции, неопределенность области поиска. 5. Потенциальная научная новизна, отсутствие алгоритма решения, смысловая законченность.
Укажите правильную линейную последовательность работы над гипотезой.
1. Выдвижение гипотезы, обнаружение гипотезы, разработка гипотезы, проверка гипотезы. 2. Формулировка гипотезы, проверка гипотезы (ведущая к ее принятию или отвержению), формулировка новой гипотезы. 3. Обнаружение проблемы, разработка гипотезы, выдвижение гипотезы, проверка проблемы. 4. Обнаружение гипотезы, выдвижение гипотезы, разработка гипотезы. 5. Обнаружение проблемы, выдвижение гипотезы, разработка гипотезы, проверка гипотезы (ведущая к ее принятию или отвержению).
Укажите описание систематизирующей гипотезы.
1. Отвечает на вопрос «что это?» и дает интерпретацию изучаемому объекту. 2. Вносит упорядоченность в структуру изучаемых данных. 3. Отвечает на вопрос «почему это так?», представляет собой попытку дать объяснение тем или иным фактам. 4. Отвечает на вопрос «в какой степени — это может иметь место для другого объекта», способствует переносу знаний. 5. Отвечает на вопрос «как это лучше изучать»; направлена не на изучаемый объект, а на познавательные способы, процедуры, операции.
Укажите синоним к понятию «проверка гипотезы».
1. Принятие гипотезы. 2. Верификация гипотезы. 3. Выдвижение гипотезы.4. Разработка теории. 5. Рефлексия.
Какое из требований, предъявляемых к гипотезе, квалифицируют как логическое?
1. Принципиальная проверяемость. 2. Общность применения. 3. Непротиворечивость. 4. Наличие фундаментальной идеи. 5. Преемственность (согласованность гипотезы с исходным знанием).
Укажите научное предположение, выдвигаемое в кризисных ситуациях («для данного случая»), не отвечающее общепризнанным критериям научности и, в конечном счете, оказывающееся ошибочным решением проблемы.
1. Математическая гипотеза. 2. Псевдопроблема. 3. Проблемная ситуация.4. Гипотеза ad hoc. 5. Общая гипотеза.
Укажите предъявляемое к гипотезе требование, которое квалифицируют как эвристическое.
1. Общность применения. 2. Принципиальная проверяемость. 3. Непротиворечивость. 4. Содержательная связность. 5. Гипотеза должна быть независимой и не являться дедуктивным следствием ранее выдвинутых положений.
Укажите рассуждение, которое нельзя рассматривать в качестве научной
гипотезы.
1. Было замечено, что с углублением в кору Земли через каждые 30–33 метра температура повышается на один градус. На основании этого факта и некоторых других известных явлений (наличие потоков горячей лавы при извержении вулканов, существование подземных вод и др.) было высказано предположение о том, что внутри земного шара температура достигает многих тысяч градусов. 2. Если бы в 1941 г. Гитлер вторгся на Ближний и Средний Восток, завоевание этого региона не заняло бы много времени. Тогда вместо лобового удара СССР был бы взят в «клещи». Кроме того, Германия получила бы доступ к неиссякаемым месторождениям нефти. Разгром Англии стал бы делом времени. 3. В труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871) Ч. Дарвин дал естественнонаучное объяснение происхождения человека от животных предков. Гипотеза нашла множество сторонников в научной среде. 4. Л. Н. Гумилев предлагает трактовать этнос как энергетический феномен, связанный с биохимической энергией вещества. Формирование этноса происходит благодаря пассионарности как особого эффекта избытка биохимической энергии, проявляющейся в повышенной тяге людей к действию. Пассионарный толчок образует начальную стадию этногенеза. 5. Теория преобразований Поля Дирака была нацелена на то, чтобы доказать, что волновая механика Э. Шредингера и матричная механика В. Гейзенберга – это специальные случаи более общей формулировки квантовой механики.