Файл: Реферат по Основам инженерноэкологических изысканий.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.9 Необходимость выполнения отдельных видов работ и исследований в составе ИЭИ, условия их комплексирования и взаимозаменяемости следует устанавливать в программе ИЭИ с учетом задания Заказчика, стадии инженерных изысканий, вида и назначения объектов капитального строительства, особенностей природных условий и степени их изученности.
6.10 Образец типового задания на проведение ИЭИ для подготовки проектной документации нового строительства (реконструкции) на стадии проектная документация приведен в Приложении А.
6.11 Для подготовки задания на проведение ИЭИ на разработку рабочей документации капитального ремонта автомобильной дороги общего пользования следует использовать типовое задание на ИЭИ для подготовки проектной документации реконструкции объекта (Приложение А).
7 Требования к программе ИЭИ
7.1 Программу ИЭИ составляет Исполнитель на основании и в соответствии с заданием на проведение ИЭИ Заказчика. Программа ИЭИ утверждается Исполнителем и согласуется Заказчиком.
7.2 Программа ИЭИ должна содержать сведения, необходимые и достаточные для выполнения работ, и включать следующие основные разделы:
- краткую характеристику проектируемого объекта;
- цели и задачи проведения ИЭИ;
- краткую характеристику природных и техногенных условий района изысканий;
- сведения об экологической изученности района изысканий;
- обоснование предполагаемых границ зоны сверхнормативного воздействия проектируемого объекта на окружающую среду на стадии его строительства;
- обоснование предполагаемых границ зоны сверхнормативного воздействия проектируемого объекта на окружающую среду при его эксплуатации;
- обоснование границ исследуемой территории при выполнении ИЭИ;
- состав, объемы, методы и технологии выполнения ИЭИ, обоснование мест (пунктов) проведения отдельных видов работ (исследований);
- требования к метрологическому обеспечению и контролю качества;
- сведения о представляемых отчетных материалах.
7.3 К программе ИЭИ должны прилагаться: копия задания на проведение ИЭИ, а также текстовые и графические приложения, необходимые для выполнения ИЭИ, в том числе, обосновывающие объемы работ.
7.4 Назначение и необходимость отдельных видов работ и исследований, условия их взаимозаменяемости и сочетания с другими видами изысканий устанавливаются в программе экологических изысканий в зависимости от вида строительства, особенностей природно-техногенной обстановки, степени экологической изученности территории и стадии проектно-изыскательских работ.
8 Обоснование границ территории изысканий
8.1 Сверхнормативное воздействие за пределами территории строительства автомобильной дороги может наблюдаться при строительстве и/или эксплуатации дороги по загрязнению атмосферного воздуха и по уровням шума. При проведении ИЭИ надо на территории, прилегающей к территории строительства дороги, выявить объекты, для которых будут превышены ПДК по загрязнению атмосферного воздуха и ПДУ шума.
8.2 Для обоснования предполагаемых границ зоны сверхнормативного воздействия проектируемого объекта на окружающую среду на стадии его строительства следует:
- разделить трассу строительства на отдельные участки в зависимости от прилегающей к ней территории (рельефа местности, подстилающей поверхности, имеющихся препятствий и т.п.);
- провести оценку максимального и эквивалентного уровней звука при работе технологического звена, включающего в себя работу одновременно нескольких механизмов (машин), то есть наихудшей ситуации с точки зрения шумового воздействия;
- выполнить ориентировочные расчеты по загрязнению атмосферного воздуха при выполнении дорожно-строительных работ, связанных с высоким выбросом в атмосферу загрязняющих веществ;
- по результатам оценочных расчетов нанести на карту границы сверхнормативного воздействия по уровням шума и по уровням загрязнения атмосферного воздуха при строительстве объекта.
8.3 При отсутствии данных, необходимых для расчетов, допускается использовать для ориентировочных расчетов данные по объектам-аналогам.
8.4 Необходимые для оценочных расчетов предельно допустимые уровни шума приведены в Приложении Б, предельно допустимые концентрации основных загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу при строительстве и при эксплуатации автомобильной дороги приведены в Приложении В.
8.5 Для обоснования предполагаемых границ зоны сверхнормативного воздействия проектируемого объекта на окружающую среду на стадии его эксплуатации следует:
- для оценки акустического воздействия и оценки загрязнения атмосферы загрязняющими веществами выделить расчетные участки с различной интенсивностью и составом транспортного потока;
- провести оценку эквивалентного и максимального уровней шума без учета естественных шумозащитных преград (лесные массивы, складки рельефа местности и др.) и шумозащитных сооружений для дневного (с 7-00 до 23-00 час) и ночного (с 23-00 до 7-00 час) времени;
- проанализировать полученные результаты расчета шума для ночного и дневного времени и определить какой шум (дневной или ночной) является основным для дальнейших расчетов;
- для выбранного выше времени суток выполнить упрощенные расчеты эквивалентного и максимального уровней шума для территорий, приведенных в Приложении Б, с учетом естественной шумозащиты и возможного применения шумозащитных мероприятий (шумозащитные экраны, стеклопакеты и т.д.);
- выполнить ориентировочные расчеты по загрязнению атмосферного воздуха для выбранных выше участков с учетом шумозащитных мероприятий и без их учета для территорий населенных пунктов, садоводческих товариществ, мест массового отдыха населения;
- по результатам оценочных расчетов нанести на карту границы сверхнормативного воздействия по уровням шума и по уровням загрязнения атмосферного воздуха при эксплуатации объекта.
8.6 Для обоснования границ изучаемой территории при выполнении ИЭИ провести анализ полученных зон сверхнормативного воздействия при строительстве и при эксплуатации объекта (пункты 8.2 и 8.5 ОДМ) и обосновать границы проведения ИЭИ. При обосновании границ следует также учесть размеры СЗЗ планируемых очистных сооружений, ДЭУ, МЭУ, бензозаправок, площадок для складирования снега, близкое расположение к трассе дороги ООПТ, высокие фоновые уровни по шуму и по загрязнению атмосферного воздуха и другие факторы, которые можно установить из имеющихся данных о природных условиях и современном состоянии окружающей среды.
8.7 Границы предполагаемых зон сверхнормативного воздействия на поверхностные и подземные воды, земельные ресурсы, растительность при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) и эксплуатации автомобильной дороги не выходят, как правило, за границы земельного отвода (постоянного и временного).
8.8 Границы проведения ИЭИ для оценки воздействия на животный мир определяются с учетом ожидаемых уровней шума при строительстве и эксплуатации автомобильной дороги.
9 Особенности проведения ИЭИ на стадии предпроектной документации (выбор площадки или трассы строительства)
9.1 ИЭИ на стадии разработки предпроектной документации (выбор площадки или трассы строительства) проводятся по заданию Заказчика при отсутствии окончательных решений о местоположении намечаемого строительства (реконструкции) автомобильной дороги общего пользования (далее по тексту объект).
9.2 Целью выполнения ИЭИ на стадии разработки предпроектной документации нового строительства (реконструкции) является получение необходимых материалов для обоснования выбора оптимального по экологическим показателям варианта строительства (реконструкции) объекта.
9.3 Основными задачами ИЭИ на стадии разработки предпроектной документации нового строительства (реконструкции) являются получение для разных вариантов строительства объекта данных:
- о природных и техногенных условиях площадок (трасс);
- о хозяйственном использовании территорий;
- о состоянии компонентов окружающей среды (атмосферного воздуха, почв, грунтов, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира);
- о социально-экономических условиях;
- об экологических ограничениях.
9.4 ИЭИ на стадии разработки предпроектной документации нового строительства (реконструкции) выполняют с учетом документов территориального планирования.
9.5 Задание на проведение ИЭИ на стадии разработки предпроектной документации нового строительства (реконструкции) дополнительно к пунктам 6.4 и 6.5 настоящих методических указаний должно содержать:
- сведения о конкурентных вариантах размещения объекта (или расположении выбранной площадки);
- площади изъятия различного вида земель для каждого варианта.
9.6 В составе ИЭИ, выполняемых на объекте реконструкции, дополнительно к пункту 6.6 настоящих методических указаний должны быть предусмотрены следующие работы:
- сбор и анализ предшествующих инженерных изысканий, выполненных для обоснования проектной документации действующего объекта;
- сбор и анализ данных ПЭМ, проводимого на объекте;
- сбор и анализ данных о нарушениях условий эксплуатации действующего объекта; предусмотренных проектной документацией;
- сбор данных о неблагоприятных воздействиях, оказываемых действующим объектом на окружающую среду.
9.7 Программа ИЭИ на стадии разработки предпроектной документации дополнительно к пункту 7.3 настоящих методических указаний должна содержать обобщение результатов, ранее выполненных ИЭИ, ПЭМ и исследований (социально-экономических, санитарно-эпидемиологических, медико-биологических и др.).
9.8 Полевые исследования на стадии разработки предпроектной документации проводятся в минимальном объеме, только для получения предварительной оценки исходных (начальных) параметров окружающей среды для различных вариантов строительства (реконструкции).
9.9 Технический отчет по результатам ИЭИ на стадии разработки предпроектной документации должен соответствовать пункту 14.1 настоящих методических указаний, с учетом состава и объемов выполненных работ, и содержать:
- характеристику инженерно-экологических условий конкурентных вариантов размещения площадок (трасс) строительства (реконструкции) объекта;
- характеристику зон с особым режимом природопользования (экологические ограничения);
- сопоставительную оценку вариантов размещения площадок (трасс) по степени благоприятности для строительного освоения с учетом прогноза изменения экологической среды в процессе строительства (реконструкции) и эксплуатации объекта;
- обоснование выбора оптимального по инженерно-экологическим условиям варианта размещения площадки (трассы) строительства (реконструкции) объекта.
10 Особенности проведения ИЭИ на стадии проектной документации
10.1 Целью выполнения ИЭИ на стадии разработки проектной документации строительства (реконструкции) автомобильной дороги общего пользования (далее по тексту объект) является получение достоверной и достаточной информации для разработки раздела МООС в составе проектной документации.
10.2 Основными задачами ИЭИ на стадии разработки проектной документации строительства (реконструкции) объекта являются:
- определение существующих экологических и санитарно-гигиенических ограничений, влияющих на проектные решения и принципиальную возможность строительства (реконструкции) объекта;
- определение исходных (начальных) параметров окружающей среды, необходимых для прогнозных оценок ее изменения, а также для проверок таких прогнозов в будущем;
- получение материалов, обеспечивающих разработку МООС.
10.3 В составе ИЭИ, выполняемых на объекте реконструкции, дополнительно к пункту 6.6 настоящих методических указаний должны быть предусмотрены следующие работы:
- сбор и анализ предшествующих инженерных изысканий, выполненных для обоснования проектной документации действующего объекта;
- сбор и анализ данных ПЭМ, проводимого на объекте;
- сбор и анализ данных о нарушениях условий эксплуатации действующего объекта; предусмотренных проектной документацией;
- сбор данных о неблагоприятных воздействиях, оказываемых действующим объектом на окружающую среду.
10.4 Полевые исследования на стадии разработки проектной документации строительства (реконструкции) объекта проводятся в полном объеме в соответствии с требованиями нормативно-технических документов Российской Федерации и программой ИЭИ, согласованной Заказчиком.