Файл: Тема Организационно правовое регулирование учета на малых предприятиях.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. Организационно - правовое регулирование учета
на малых предприятиях
Основные вопросы
1.1 Понятие малого предпринимательства в отечественной и международной практике.
1.2. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям.
1.3. Нормативное регулирование учета на малых предприятиях.
-
Понятие малого предпринимательства и его нормативное регулирование в РФ
В настоящее время тема поддержки малого бизнеса приобретает особую популярность в средствах массовой информации. В последние годы постоянно говорится о неудовлетворительных темпах развития малого предпринимательства, необходимости реформирования систем налогообложения, снижения бюрократических препонов. В чем кроется причина такого повышенного внимания к субъектам малого предпринимательства?
В сфере экономики малые предприятия функционируют наряду со средними и крупными организациями. Обладая скромными размерами (как по объемам продаж, так и по числу занятых работников), за счет своего большого количества малые предприятия играют важную роль в национальной экономике любой промышленно-развитой страны. Малое предпринимательство предоставляет до 70% рабочих мест, а доля его участия в ВВП колеблется от 30 до 50%.
Мировой опыт показывает, что мерки средних и крупных организаций неприменимы к субъектам малого предпринимательства. Поэтому необходимо определить те особенности функционирования, которые оказывают существенное влияние на всю их деятельность. Здесь важно выявить те факторы, которые непосредственно отражаются на организации бухгалтерского учета.
Отличительными аспектами деятельности субъектов малого предпринимательства являются следующие факторы (табл.1.1):
Таблица 1.1
Факторы деятельности субъектов малого бизнеса
Факторы, характерные для организации малого бизнеса | Преимущества малого бизнеса | Недостатки малого бизнеса |
|
|
|
Рассмотрим каждый из этих факторов более подробно.
Скромные финансовые возможности по привлечению высококвалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету.Грамотная постановка учета, четкое определение и распределение функций бухгалтерского персонала в значительной мере определяют правильность ведения бухгалтерского учета и расчета налоговых обязательств. Первичная постановка учета – такое же необходимое условие при создании организации, как составление ее утвердительных документов. Согласно пункту 5 ПБУ 1/2008 в течение 90 дней со дня государственной регистрации организация должна утвердить учетную политику. А до подачи первой налоговой декларации по НДС, налогу на прибыль, единому налогу необходимо представить учетную политику для целей налогообложения.
Для грамотного формирования выше указанных документов, требуются хорошие знания нормативных актов по бухгалтерскому учету и налогообложению. Очевидно, что низкоквалифицированному специалисту или начинающему бухгалтеру справиться с поставленной задачей чрезвычайно сложно. В связи с тем, что в названных документах закрепляются базовые правила бухгалтерского учета и расчета налоговых обязательств, ошибки, допущенные при формировании, зачастую не представляется возможным исправить. В результате хозяйствующий субъект сам себе отсекает пути эффективной организации бухгалтерского учета и налогообложения.
Потребность во всесторонних знаниях законодательства для осуществления своей деятельности.Для организации даже небольшого бизнеса необходимы всесторонние знания существующей законодательной базы: гражданского права, налогового законодательства и других отраслей. Отсутствие соответствующих знаний часто используется противоположной стороной в своих интересах.
Должность главного бухгалтера по определению требует не только экономических, но и обширных юридических знаний. В любой организации есть работники, следовательно, бухгалтер должен знать трудовое законодательство. Взаимоотношения между организациями и внешними конкурентами регулируются гражданским законодательством. При наличии внешнеэкономической деятельности важно соблюдать валютное и таможенное законодательство. Ну и, разумеется, обязанностью бухгалтера является исчисление налогов, то есть необходимо знание налогового законодательства. Нехватка правового образования и отсутствие знаний об организации документооборота являются сейчас одними из наиболее актуальных проблем бухгалтерской профессии.
Небольшая численность работающих.Физически всю деятельность малого предприятия иногда может обслуживать всего один человек. Однако отсутствие специальных знаний в отдельных областях, необходимых для осуществления бизнеса, заставляет набирать дополнительный персонал. Так как объемы деятельности не позволяют занять все рабочее время работника выполнением исключительно его специальных обязанностей, его просят выполнять также другие работы, в том числе те, которые требуют знаний из других отраслей, специалистов по которым организации еще нет. Таким образом, малые предприятия в большей степени нуждаются в универсальных работниках. Кроме того, практически в каждом субъекте малого предпринимательства есть работник, который единолично выполняет свои обязанности. Если по каким-то причинам он не выходит на работу (уволился, заболел и т.д.), в организации возникает авральная ситуация. Поэтому возможность взаимозаменяемости работников на малых предприятиях ценится очень высоко. В этой ситуации целесообразно рассмотреть вопрос о передаче отдельных функций специализированным хозяйствующим субъектам (так называемый аутсорсинг).
Ограниченные возможности по защите своих интересов во взаимоотношениях с проверяющими органами.Отсутствие возможности содержать квалифицированных специалистов и несовершенство существующей судебной системы приводят к тому, что проверяющие органы безнаказанно могут чинить произвол, вынуждая незаконно переплачивать налоги, давать взятки и совершать иные действия, унижающие персонал и ущемляющие финансовые интересы субъектов малого предпринимательства.
Недостаточное знание руководством задач бухгалтерского учета.В системе управления организацией бухгалтерский учет выполняет функцию обратной связи, то сеть предоставляет информацию руководителю о том, что он управляет и к каким результатам это приводит. С начала своего зарождения и до конца XIX века бухгалтерский учет велся исключительно для управленческих целей и только в небольшом числе случаев – для выкачивания денег из акционеров. Таким образом, около 400 лет из 500 бухгалтерский учет развивался исключительно в русле предоставления информации о финансово-хозяйственной деятельности организации. Многие руководители и учредители даже не догадываются, что бухгалтерский учет ведется для них, а не для налогового инспектора.
Двумя наиболее значимыми задачами бухгалтерского учета является обеспечение сохранности имущества и определение результатов деятельности. Незнание этих задач руководящим персоналом приводит к достаточно комичным ситуациям: в одном кабинете сидит бухгалтер, полностью поглощенный ведение бухгалтерского учета для налогообложения, в другом – руководитель в раздумьях о том, как организовать учет движения товаров на складе. Очевидно, что в подобной ситуации руководитель изобретает велосипед – в бухгалтерском учете все уже давно придумано.
Названные факторы обуславливают наличие ряда особенностей ведения бухгалтерского учета у субъектов малого предпринимательства, которые не свойственны средним и крупным организациям.
Незначительное либо полное отсутствие разделения труда в бухгалтерской службе. Бухгалтерский учет ведется зачастую одним бухгалтером, который отвечает за все участки работы. Если бухгалтерия состоит из двух-трех работников, то каждый их них отвечает за ведение бухгалтерского учета сразу на нескольких участках. Главный бухгалтер, как правило, должен знать бухгалтерский учет всего спектра операций, совершаемых в организации. При этом ему необходимо в равной степени хорошо знать весь бухгалтерский процесс: от грамотного отражения операций в первичных учетных документах до составления баланса организации. Здесь кроется одна из основных проблем бухгалтерского аппарата малых предприятий: с одной стороны грамотный бухгалтер, владеющий бухгалтерским учетом на всех участках, дорого стоит и не любит возиться с бумажками (первичными документами); с другой – недорогой бухгалтер готов возиться с первичными документами, но оказывается, не способен правильно составить отчетность, и рассчитать налоги. Одним из возможных выходов из такого положения является привлечение сторонних высококвалифицированных специалистов для составления бухгалтерской и налоговой отчетности. Первоначально специалист привлекается для первичной постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Если ему установить свободный график работы, то стоимость услуг окажется вполне приемлемой. Данная схема обладает следующими преимуществами:
- для руководителя организации:
-
стоимость услуг привлеченного специалиста оказывается невысокой ввиду свободного графика его работы и неполной занятости, так как весь рутинный комплекс работ выполняется работником организации; -
качество организации и ведения бухгалтерского учета оказывается на гораздо более высоком уровне; -
возможность грамотно оптимизировать налогообложение, используя опыт и профессиональные знания привлеченного специалиста; -
возможность постоянно получать высококвалифицированную помощь (консультации) по вопросам бухгалтерского учета; -
возможность поднять профессиональный уровень своего бухгалтера за счет помощи специалиста, что позволит в дальнейшем если и не отказаться, то, по меньшей мере, снизить стоимость его услуг по причине меньшего количества обращений к нему.
- для бухгалтера организации:
-
отсутствует конкуренция со стороны более профессионального работника на предмет «подсиживания»; -
появляется возможность непрерывно повышать свои профессиональные знания за счет консультаций у привлеченного специалиста; -
появляется возможность повышения заработной платы в связи с повышением профессиональных знаний и увеличения занятости за счет снижения ее у привлеченного специалиста; -
отсутствие ответственности за правильность составления бухгалтерской отчетности и достоверность расчета налоговых обязательств организации.
Выполнение бухгалтерским персоналом смежных функций, которые в крупных и средних организациях выполняются отдельными подразделениями. Чаще всего на малых предприятиях на бухгалтера возлагается обязанность по ведению кадрового учета организации. Не менее часто бухгалтеру приходится отвечать на юридические вопросы.
Очень сильное влияние налогового законодательства на организацию бухгалтерского учета. Отсутствие финансовых возможностей для организации одновременно налогового, управленческого, финансового учета заставляет малые предприятия отдать предпочтение одному из них. В силу незыблемой веры руководства в то, что бухгалтерский учет ведется ради исчисления налогов, этому направлению и отдается предпочтение. Однако любому руководителю необходимо помнить, что организация создается не ради уплаты налогов, а ради получения прибыли. Следовательно, бухгалтерский учет должен быть организован так, чтобы он максимально способствовал этому.
Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие в РФ малого предпринимательства:
-
сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: высокая инфляция, медленное налаживание хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей; -
низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так и в государственном секторе; -
неотработанность организационных и правовых основ регулирования малого бизнеса на региональном уровне; -
слабость действия механизма государственной поддержки малого бизнеса.
Основными видами деятельности субъектов малого предпринимательства являются (табл. 1.2):