Файл: Тема Организационно правовое регулирование учета на малых предприятиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1.2


Торговля

Посредничество

Сфера услуг

Розничная торговля Оптовая торговля

Договор поручительства

Договор комиссии

Агентский договор

Общественное питание

Бытовые услуги

Услуги в сфере рекламы


Основным видом деятельности торговых организаций является оптовая и розничная торговля товарами. В настоящее время торговые организации могут вести учет товаров по покупным ценам (при оптовой торговле) и по продажным ценам (в розничной торговле и в общественном питании). Поэтому организация учета товаров на предприятиях розничной и оптовой торговли несколько различается. Предприятия торговли в соответствии с Планом счетов результат от реализации товаров определяют на счете 90 «Продажи» как разницу между ценой товара и издержками обращения.

Посредничество как сфера деятельности организаций широко развито в России. Субъ­екты крупного и среднего бизнеса передают посредникам отдельные функции по продвижению товаров на рынок, что позволяет им вынести специфические вопросы отдельных рынков за рамки своей организации.

Наиболее острые проблемы, возникающие у крупных и средних предприятий при взаимоотношениях с посредниками - это, во-первых, взаимовыгодный выбор партнеров и видов договоров и, во-вторых, правильное отражение в бухгалтерском учете операций с участием посредника, а в налоговом учете - дохода от продажи товаров. Следует заметить, что посредник либо участвует в расчетах и полностью отражает в бухгалтерском учете все опе­рации по продвижению товара, либо не участвует и отражает только передачу товара и комиссионное вознаграждение. Определение дохода от реализации зависит от выбранного метода: кассового или метода начисления.

Взаимоотношения сторон при продаже товаров с участием посредника регулируется договорами одного из трех видов: договор комиссии, договор поручения и агентский договор.

Первый вид договора заключается при продаже товаров, полученных на комиссию (ст. 990-991 ГК РФ). Участниками данного договора являются комитент - владелец товара, и комиссионер - посредник. В зависимости от условий договора комиссионер должен будет продавать товар либо по той цене, которая указана в накладной, либо по цене, превышающей указанную в накладной. Во втором случае между партнерами должен быть подписан прото­кол или акт, фиксирующий фактическую цену продажи.


В договоре поручения участвуют поверенный и доверитель (ст. 971-972 ГК РФ). Поверенный от имени доверителя и за его счет заключает договор на продажу товаров. При таком варианте отношений с доверителем посредник-поверенный обычно не производит оплату и не получает товар доверителя. Последний выполняет указанные операции самостоятельно. Посредник здесь получает только вознаграждение за заключение сделки.

Агентский договор является разновидностью договоров об оказании услуг (ст. 1005- 1006 ГК РФ). В отличие от договоров комиссии и поручения он включает в себя оказание услуг не только юридического, но и фактического характера. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала. В первом случае принципал предоставляет агенту генеральную доверенность, на основании которой агент совершает юридические действия. Во втором случае принципал должен присутствовать при совершении таких действий лично.
1.2 Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым

и средним предприятиям в РФ

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона (ФЗ) от 24 июня 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон №209) для признания субъектом малого предпринимательства лицо должно удовлетворять всем следующим условиям:

1.Субъективный состав. Субъектом малого предпринимательства могут быть признаны:

  • коммерческие организации;

  • потребительские кооперативы;

  • индивидуальные предприниматели;

  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Некоммерческие организации, государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства.

2.Официальная регистрация деятельности. Лицо должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке:

  • коммерческая организация и потребительский кооператив должны быть внесены в Единый государственный реестр юридических лиц;

  • индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства должны быть внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом №209-ФЗ для получения статуса малого предпринимательства нет необходимости дополнительной регистрации в каком-либо реестре.



3.Состав участников (учредителей). Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде):

  • Российской Федерации;

  • Субъектов РФ;

  • Муниципальных образований;

  • Иностранных юридических лиц;

  • Общественных и религиозных организаций (объединений);

  • Благотворительных и иных фондов, не должна превышать 25%.

Указанное правило не распространяется на хозяйствующие субъекты, созданные в форме акционерных и паевых инвестиционных фондов.

Кроме того, суммарная доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся объектами малого и среднего предпринимательства, также не должна превышать 49%.

4.Экономические показатели. До 1 января 2010 года существовал только один экономический показатель – это средняя численность работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать значений, указанных в табл.1.3.
Таблица 1.3

Ограничение численности работников малых и средних предприятий

Категории предприятия

Средняя численность работников

за предшествующий календарный год

Среднее предприятие

от 101 до 250 человек включительно

Малое предприятие

до 100 человек включительно

Микропредприятие (в составе малых)

до 15 человек


Средняя численность определяется с учетом всех работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений хозяйствующего субъекта. Порядок определения средней численности работников установлен Постановлением Росстата от 9 октября 2006 года №56.

С 1 января 2010 года добавились еще два показателя:

1.Выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ). С 03.08.2018 года данный критерий доходов в законе № 313-ФЗ изменен на «доходы за период».

2.Остаточная стоимость основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.


Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК.

Предельные значения доходов и остаточной стоимости ОС и НМА установлены Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого(среднего) предпринимательства.

В таблице 1.4 приведены предельные значения выручки (доходов) в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»( с изм. и доп.)


Таблица 1.4

Ограничения суммы выручки от реализации товаров(доходов )

(работ, услуг) малых и средних предприятий

Категория предприятия

Доходы за предшествующий год без учета НДС, млн. руб.

Среднее предприятие

2000

Малое предприятие

800

Микропредприятие

120


Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. Предельные значения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов в настоящее время не установлены. Значит, для отнесения субъектов предпринимательства к малым предприятиям следует руководствоваться предельными значениями доходов.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения численности работников и доходов (или стоимости основных средств и нематериальных активов) выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

В разных странах в настоящий момент используют различные критерии при отнесении организаций к предприятиям малого предпринимательства. В Четвертой директиве Совета Европы выделены 4 следующих критерия для признания организаций в качестве малых предприятий:

1. Котирование акций на бирже. Акции малого предприятия не могут котироваться на бирже. В противном случае такое предприятие относится к крупным вне зависимости от того, удовлетворяет ли критериям приведенным ниже.


2.Валюта баланса - не более 2,5 млн. евро;

3.Выручка от реализации – не более 5 млн. евро;

4.Среднее число занятых – не более 50 человек.

Для отнесения организации к субъектам малого предпринимательства она в течение двух следующих друг за другом отчетных периодов должна удовлетворять в обязательном порядке первому критерию и любым из трех последних критериев.

Большинство стран Европейского союза (ЕС) уже приняло соответствующие законы, которыми распространило действие Четвертой директивы на свои территории (хотя специфика есть у многих стран, отклонения от этих показателей несущественны).

Те же самые критерии установлены в Великобритании и Австралии. Исключение составляют только Канада (где определение малого предприятия отсутствует) и США. В последних критерием отнесения к малым предприятиям следующие:

1.Выручка от реализации – менее 25 млн. долларов США;

2.Зарегистрировано в США или Канаде;

3.Не является инвестиционной компанией;

4.Дочернее предприятие, большая часть капитала которого принадлежит материнской компании.
1.3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета

на предприятиях малого бизнеса

При ведении бухгалтерского учета на малом предприятии следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства. В то же время специфика деятельности малых предприятий (прежде всего, объемы производственных или торговых операций), обусловливает наличие определенных особенностей ведения ими бухгалтерского учета.

Основой существования и функционирования любого правового государства, которым в настоящее время стремится стать наша страна, является конституция. Согласно пункту «р» статьи 71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении РФ. Такое на первый взгляд, мимолетное упоминание в Конституции РФ бухгалтерского учета имеет крайне важное значение для его регулирования:

1.Нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету вправе издавать только федеральные органы законодательной и исполнительной власти. Ни один губернатор, ни один представительный орган субъекта федерации не вправе издавать нормативно-правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет.

2.Правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляется только федеральными законами и федеральными подзаконными нормативно-правовыми актами. Следовательно, бухгалтерский учет не может регулироваться законами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирской области, Краснодарского края и т.д.