Файл: Тема Организационно правовое регулирование учета на малых предприятиях.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 1.2
Торговля | Посредничество | Сфера услуг |
Розничная торговля Оптовая торговля | Договор поручительства Договор комиссии Агентский договор | Общественное питание Бытовые услуги Услуги в сфере рекламы |
Основным видом деятельности торговых организаций является оптовая и розничная торговля товарами. В настоящее время торговые организации могут вести учет товаров по покупным ценам (при оптовой торговле) и по продажным ценам (в розничной торговле и в общественном питании). Поэтому организация учета товаров на предприятиях розничной и оптовой торговли несколько различается. Предприятия торговли в соответствии с Планом счетов результат от реализации товаров определяют на счете 90 «Продажи» как разницу между ценой товара и издержками обращения.
Посредничество как сфера деятельности организаций широко развито в России. Субъекты крупного и среднего бизнеса передают посредникам отдельные функции по продвижению товаров на рынок, что позволяет им вынести специфические вопросы отдельных рынков за рамки своей организации.
Наиболее острые проблемы, возникающие у крупных и средних предприятий при взаимоотношениях с посредниками - это, во-первых, взаимовыгодный выбор партнеров и видов договоров и, во-вторых, правильное отражение в бухгалтерском учете операций с участием посредника, а в налоговом учете - дохода от продажи товаров. Следует заметить, что посредник либо участвует в расчетах и полностью отражает в бухгалтерском учете все операции по продвижению товара, либо не участвует и отражает только передачу товара и комиссионное вознаграждение. Определение дохода от реализации зависит от выбранного метода: кассового или метода начисления.
Взаимоотношения сторон при продаже товаров с участием посредника регулируется договорами одного из трех видов: договор комиссии, договор поручения и агентский договор.
Первый вид договора заключается при продаже товаров, полученных на комиссию (ст. 990-991 ГК РФ). Участниками данного договора являются комитент - владелец товара, и комиссионер - посредник. В зависимости от условий договора комиссионер должен будет продавать товар либо по той цене, которая указана в накладной, либо по цене, превышающей указанную в накладной. Во втором случае между партнерами должен быть подписан протокол или акт, фиксирующий фактическую цену продажи.
В договоре поручения участвуют поверенный и доверитель (ст. 971-972 ГК РФ). Поверенный от имени доверителя и за его счет заключает договор на продажу товаров. При таком варианте отношений с доверителем посредник-поверенный обычно не производит оплату и не получает товар доверителя. Последний выполняет указанные операции самостоятельно. Посредник здесь получает только вознаграждение за заключение сделки.
Агентский договор является разновидностью договоров об оказании услуг (ст. 1005- 1006 ГК РФ). В отличие от договоров комиссии и поручения он включает в себя оказание услуг не только юридического, но и фактического характера. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала. В первом случае принципал предоставляет агенту генеральную доверенность, на основании которой агент совершает юридические действия. Во втором случае принципал должен присутствовать при совершении таких действий лично.
1.2 Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым
и средним предприятиям в РФ
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона (ФЗ) от 24 июня 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон №209) для признания субъектом малого предпринимательства лицо должно удовлетворять всем следующим условиям:
1.Субъективный состав. Субъектом малого предпринимательства могут быть признаны:
-
коммерческие организации; -
потребительские кооперативы; -
индивидуальные предприниматели; -
крестьянские (фермерские) хозяйства.
Некоммерческие организации, государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства.
2.Официальная регистрация деятельности. Лицо должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке:
-
коммерческая организация и потребительский кооператив должны быть внесены в Единый государственный реестр юридических лиц; -
индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства должны быть внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Необходимо отметить, что в соответствии с Законом №209-ФЗ для получения статуса малого предпринимательства нет необходимости дополнительной регистрации в каком-либо реестре.
3.Состав участников (учредителей). Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде):
-
Российской Федерации; -
Субъектов РФ; -
Муниципальных образований; -
Иностранных юридических лиц; -
Общественных и религиозных организаций (объединений); -
Благотворительных и иных фондов, не должна превышать 25%.
Указанное правило не распространяется на хозяйствующие субъекты, созданные в форме акционерных и паевых инвестиционных фондов.
Кроме того, суммарная доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся объектами малого и среднего предпринимательства, также не должна превышать 49%.
4.Экономические показатели. До 1 января 2010 года существовал только один экономический показатель – это средняя численность работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать значений, указанных в табл.1.3.
Таблица 1.3
Ограничение численности работников малых и средних предприятий
Категории предприятия | Средняя численность работников за предшествующий календарный год |
Среднее предприятие | от 101 до 250 человек включительно |
Малое предприятие | до 100 человек включительно |
Микропредприятие (в составе малых) | до 15 человек |
Средняя численность определяется с учетом всех работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений хозяйствующего субъекта. Порядок определения средней численности работников установлен Постановлением Росстата от 9 октября 2006 года №56.
С 1 января 2010 года добавились еще два показателя:
1.Выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ). С 03.08.2018 года данный критерий доходов в законе № 313-ФЗ изменен на «доходы за период».
2.Остаточная стоимость основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК.
Предельные значения доходов и остаточной стоимости ОС и НМА установлены Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого(среднего) предпринимательства.
В таблице 1.4 приведены предельные значения выручки (доходов) в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»( с изм. и доп.)
Таблица 1.4
Ограничения суммы выручки от реализации товаров(доходов )
(работ, услуг) малых и средних предприятий
Категория предприятия | Доходы за предшествующий год без учета НДС, млн. руб. |
Среднее предприятие | 2000 |
Малое предприятие | 800 |
Микропредприятие | 120 |
Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. Предельные значения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов в настоящее время не установлены. Значит, для отнесения субъектов предпринимательства к малым предприятиям следует руководствоваться предельными значениями доходов.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения численности работников и доходов (или стоимости основных средств и нематериальных активов) выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
В разных странах в настоящий момент используют различные критерии при отнесении организаций к предприятиям малого предпринимательства. В Четвертой директиве Совета Европы выделены 4 следующих критерия для признания организаций в качестве малых предприятий:
1. Котирование акций на бирже. Акции малого предприятия не могут котироваться на бирже. В противном случае такое предприятие относится к крупным вне зависимости от того, удовлетворяет ли критериям приведенным ниже.
2.Валюта баланса - не более 2,5 млн. евро;
3.Выручка от реализации – не более 5 млн. евро;
4.Среднее число занятых – не более 50 человек.
Для отнесения организации к субъектам малого предпринимательства она в течение двух следующих друг за другом отчетных периодов должна удовлетворять в обязательном порядке первому критерию и любым из трех последних критериев.
Большинство стран Европейского союза (ЕС) уже приняло соответствующие законы, которыми распространило действие Четвертой директивы на свои территории (хотя специфика есть у многих стран, отклонения от этих показателей несущественны).
Те же самые критерии установлены в Великобритании и Австралии. Исключение составляют только Канада (где определение малого предприятия отсутствует) и США. В последних критерием отнесения к малым предприятиям следующие:
1.Выручка от реализации – менее 25 млн. долларов США;
2.Зарегистрировано в США или Канаде;
3.Не является инвестиционной компанией;
4.Дочернее предприятие, большая часть капитала которого принадлежит материнской компании.
1.3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
на предприятиях малого бизнеса
При ведении бухгалтерского учета на малом предприятии следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства. В то же время специфика деятельности малых предприятий (прежде всего, объемы производственных или торговых операций), обусловливает наличие определенных особенностей ведения ими бухгалтерского учета.
Основой существования и функционирования любого правового государства, которым в настоящее время стремится стать наша страна, является конституция. Согласно пункту «р» статьи 71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении РФ. Такое на первый взгляд, мимолетное упоминание в Конституции РФ бухгалтерского учета имеет крайне важное значение для его регулирования:
1.Нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету вправе издавать только федеральные органы законодательной и исполнительной власти. Ни один губернатор, ни один представительный орган субъекта федерации не вправе издавать нормативно-правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет.
2.Правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляется только федеральными законами и федеральными подзаконными нормативно-правовыми актами. Следовательно, бухгалтерский учет не может регулироваться законами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирской области, Краснодарского края и т.д.